Александр Лыков родился 30 ноября 1961 в поселке Рахья под Питером. Жил он без отца.
Бабушка работала в столовой, а мама - кладовщицей на «ЛОМО», поэтому маленькому
Саше с ранних лет приходилось оставаться дома одному.
В детстве Саша был очень непоседливым мальчиком, что и привело к тому, что однажды
он упал с горки и получил травму позвоночника. В итоге мальчика поставили на
врачебный учет. Когда врачи объявили, что он уже почти инвалид, Саша стал
самостоятельно заниматься физическими упражнениями для спины. И это помогло.
Впоследствии он даже занимался карате и биатлоном.
После школы Александр Лыков получил образование строителя, и только после этого
поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и
кинематографии (ЛГИТМиК), где ему довелось учиться на курсе В. В. Петрова.
На вступительных экзаменах в театральный институт Александр Лыков познакомился
со своей будущей женой. Алла Господенко приехала поступать в ЛГИТМиК в том же
году, что и Лыков. Однако в отличие от Александра она не прошла по конкурсу.
Девушка осталась в Ленинграде, чтобы готовиться к поступлению на следующий год.
Все это время Александр и Алла встречались, а следующей осенью поженились.
В 1984 году Александр окончил институт и должен был попасть в театр имени Ленсовета.
Дело в том, что руководитель театра Игорь Петрович Владимиров приметил
талантливого студента еще в годы его учебы. Только попасть сразу в театр
Александру не удалось - его призвали в армию.
Александру откровенно не повезло - служить ему довелось на Севере в стройбате. Он
вспоминает: «Я служил в армии в стройбате. Туда призывали ребят из Узбекистана,
Грузии, Туркмении, Чечни - все они сбивались в землячества. Что касается русских -
треть, среди них были зэки. Те, которые сели по малолетству, поэтому в остальные
войска их не брали. А я уже был артистом, заканчивал театральный вуз, меня
пригласили в Театр Ленсовета. Мое пребывание в армии было равносильно жизни на
зоне...»
Отслужив год и семь месяцев, Александр Лыков вернулся в Питер, и в 1985 году был
принят в Театр им. Ленсовета. Жена Алла в то время заканчивала театральный.
Молодой семье пришлось нелегко. Один за другим у них родились дочь Катя и сын
Матвей. С двумя детьми Лыковы сначала скитались по квартирам, потом переехали в
коммуналку, затем - в однокомнатную квартирку.
В 1989 году Александр Лыков после трех лет работы в Театре Ленсовета ушел в
Ленинградский ТЮЗ. Но и там актер долго не задержался, - в 1991 году он покинул
труппу. Затем была работа в театре Ленинского комсомола, театре на Литейном и,
наконец, с 1994 года - в театре «Территория».
В чем же причина постоянных метаний Александра? Сам он признается, что хотя каждый
раз поводы были разными, но основная причина была одна - просто в определенный
момент ему становилось скучно и тоскливо работать в труппе...
В кино Александр Лыков начал сниматься с 1989 года. И хотя первоначально это были
небольшие роли, главное это то, что молодому актеру посчастливилось сниматься у
настоящих мастеров - у Иосифа Хейфица в драме «
Бродячий автобус» и у Наума Бирмана в драме «Сирано Де Бержерак».
Вскоре у Александра Лыкова начался и роман с телевидением. После съемок в картине
«
Бакенбарды», режиссер Юрий Мамин пригласил актера в телепроект
«Хамелеон». Александр Лыков вспоминает: «Смешная, забавная была у него программа:
разные персонажи, костюмы... Мне очень нравится играть масками, обожаю такие
штуки».
Тем временем Лыков продолжал активно сниматься в кино. Вслед за ролями второго
плана пришли и главные. Многие зрители запомнили Александра по интересной роли в
картине «
Разборчивый жених» (1993), где его герой метался между любимыми
девушками...
В середине 90-х ситуация в российском кинематографе стала складываться не в лучшую
сторону. Ролей предлагалось мало, и Лыкову, как и многим другим актерам,
приходилось буквально выживать.
В этот непростой период его пригласили в сериал «Улицы разбитых фонарей» (по
произведениям писателя Андрея Кивинова). Как известно, Александр Лыков с детства
не питал особых симпатий к милиции, а тут ему предложили одну из главных ролей -
оперативника Казанцева по прозвищу Казанова. Почему же он согласился? Сам актер
объясняет, что ему просто захотелось побыть в шкуре тех людей, которых он считал,
по его собственному выражению, «козлами».
Неожиданно Александр Лыков открыл для себя милицию совершенно с другой стороны.
Он рассказывает: «Еще до начала съемок сериала Андрей Кивинов познакомил меня с
прототипом моего героя Малиной. С ним и его товарищами съездили на задание.
Отличные ребята. Как я понял, в «убойный» отдел включали неугодных начальству
людей, приличных, со своим восприятием жизни».
Александр признается, что первоначально он (как и другие актеры) отнесся к съемкам
в сериале как к обычной халтуре. Однако затем роль его затянула, стала интересней.
Герой Лыкова вносил в сериал особый колорит своей хулиганистостью,
напористостью, разумной нагловатостью и любвеобильностью. И этим он буквально
покорил зрительскую аудиторию, особенно женскую ее половину. Действительно, его
мужскому обаянию невозможно было сопротивляться...
В определенный момент герои «Ментов» стали настолько популярны в народе, что
актеров стали прочно ассоциировать с их персонажами. Такая ситуация всегда имеет
две стороны. С одной - популярность и зрительская любовь. С другой стороны - есть
большая вероятность стать заложником одного образа. Становиться же «актером
одной роли» в планы Александра Лыкова никак не входило.
К тому же со временем сам сериал изменялся не в лучшую сторону. Первые серии
снимались по произведениям Андрея Кивинова, но постепенно материал закончился.
Испытывая дефицит новых идей, сценаристы стали повторяться.
Все это привело к тому, что Александр Лыков принял решение уйти из сериала. Не
каждый отважился бы на такой шаг - оставить гарантированный заработок, роль,
приносящую всенародную славу. Но он решился и оказался прав.
На некоторое время актер выпал из внимания зрителей. И это не удивительно, - надо
было ломать устоявшийся образ Казановы, доказывать, что способен на совершенно
противоположные роли. Первоначально приходилось довольствоваться небольшими
ролями в сериалах «Агент национальной безопасности» (уголовник по кличке Нос),
«Бандитский Петербург», «
Танцор»...
Зато именно в этот момент актер неожиданно появился на огромной сцене
«Балтийского дома» как Воланд в спектакле «Мастер и Маргарита» знаменитого
литовского режиссера Йонаса Вайткуса. И это - после десятилетнего отсутствия на
театральных подмостках! Лыков сыграл замечательно, хотя потом, как человек
глубоко верующий, раскаивался в этом своем решении.
После «Мастера и Маргариты» Александр с блеском сыграл в моноспектакле «Я, Он,
Она, Не Я», поставленном режиссером Алексеем Янковским по пьесе Клима.
Моноспектакль, в котором он полтора часа, не уходя со сцены, говорит о жизни и
смерти, Боге, мужчине и женщине, любви. Это стоило услышать!
После этих постановок зрители увидели новую сценическую версию спектакля
«Активная сторона бесконечности» по мотивам произведений Карло Кастанеды...
Такой актер, как Александр Лыков не мог долго оставаться невостребованным в
кинематографе. Уже вскоре он появился совершенно в неожиданной для себя роли
писателя Мережковского в картине Кирилла Серебренникова «
Дневник
убийцы». А его работа в блокбастере «
Турецкий
гамбит» и вовсе стала триумфом. Александр Лыков потрясающе сыграл робкого,
нерешительного капитана Перепелкина в конце фильма неожиданно превращающегося в
хладнокровного, безжалостного турецкого шпиона Анвара.
Начал актер осваивать и совершенно новый для себя жанр - комедию. Так в украинской
картине «Кушать подано, или Осторожно, любовь!» (2006) Лыков сыграл очень забавного
персонажа - влюбленного Паганеля.
В том же 2006 году Александр Лыков снялся в главной роли в 24-серийном телевизионном
фильме «Полонез Кречинского» по пьесам Александра Сухово-Кобылина «Свадьба
Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». А в 2009-ом зрители снова увидели
Александра Лыкова в криминальном сериале «Версия», который выходил на экраны
довольно долгое время.
В 2013-2014-ом на экраны вышло еще 4 проекта с участием любимого актера, снова
вернувшие Александра на волну популярности. «
Три
мушкетера», «
Инквизитор», «
Розыскник», «
Без
права на выбор» - эти картины имели немалый успех у зрителей, причем в двух
последних Александр Анатольевич снялся в звездных ролях.
Любители комедий не могли не заметить блестящую комедийную ленту «Кушать подано,
или Осторожно, любовь!». Здесь Лыков опять в главной роли. А вместе с ним
великолепный «букет» в составе Александра Балуева, Марии Ароновой, Юлии Рутберг и
Ольги Красько.
Один из наиболее ярких проектов последних лет - картина «
Ленинград 46», в которой
Александр Анатольевич Лыков снова поразил зрителей многогранностью таланта в
образе Лавра. В это же время на Первом канале стартует показ детективного сериала
о загадочном убийце «
Инквизитор», в
котором главную роль следователя исполнила Виктория Исакова. Александр Лыков
перевоплотился в фильме в начальника следственного отдела. В приключенческой
комедии «
День дурака»
Александр Лыков в паре с Алексеем Веселкиным-младшим предстали перед зрителями в
образах коллектора Сергея Сергеевича и молодого человека Ваньки.
В 2015 году артист появился в музыкальном телефильме «Пансионат "Сказка", или Чудеса
включены» в образе венгерского предпринимателя Ферки. В это же время Лыков попал
в основной актерский состав драмы «
Спасайся,
брат!» о встрече беглого заключенного Егора (Алексей Шевченков) и отца Арсения
(Александр Лыков).
В 2016 году Александр Лыков снялся в криминальном фильме «
Неуловимые» о двух
профессиональных ворах, которые решаются на ограбление века - похищение скрипки
Страдивари.
Главную роль артист получил также в мелодраме Владимира Бортко «
О любви», где в любовный
треугольник попали герои Анна Чиповская, Дмитрий Певцов и Алексей Чадов. Премьера
кинофильма состоялась в марте 2017 года. Второстепенного персонажа Александр Лыков
сыграл в фантастической драме «
День до», в котором речь пошла о
приближающимся конце света.
В криминальном боевике «
Последняя статья журналиста», Александр Лыков
исполнил эпизодическую роль. В фильме речь пошла о репортере, который по ложному
обвинению попал в тюрьму на 15 лет.
На сегодняшний момент уже можно с полным основанием говорить о богатом
разнообразии таланта актера.
Александр Лыков честно признается, что в семейной жизни у них с Аллой случалось
всякое. Были и ссоры, и романы на стороне, и только большая любовь друг к другу
помогла сохранить их семью. Со временем Александр пришел к твердому убеждению:
«Женщина, которая встретилась тебе на твоем жизненном пути, и с которой ты
заключил брак, - это твоя женщина. Один раз - и на всю жизнь».
Дети Лыковых уже выросли, но по стопам родителей не пошли. Дочь Катя вышла замуж.
Сын Матвей учится на инязе в Петербургском университете.