Румянцева Надежда Васильевна 9 сентября 1930 родилась в селе Потапово Смоленской
области.
Затем семья перебралась в подмосковный поселок Жаворонки.
Отец работал проводником поезда, мать была домохозяйкой. Надя была круглой
отличницей и школу закончила с золотой медалью. В школе её прозвали артисткой,
потому что она всегда что-то придумывала, пела в хоре, занималась гимнастикой...
Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила Надежде любовь к
искусству. Хотя Надю еще в школе называли «артисткой», в основном, за проказы.
«Озоровала, чтобы зауважали сверстники», - говорит актриса. А как иначе можно было
заявить о себе девочке крайне низкого роста и невнушительного телосложения?
Школу окончила с золотой медалью, а после пришла по объявлению в школу-студию при
Центральном детском театре в Москве. Надела соломенную шляпу и с выражением
прочитала монолог Фамусова, как раз перед актером Вороновым, игравшем в ЦДТ этого
самого Фамусова.
Шляпа летала по всей аудитории, приемная комиссия не сдерживала смех, а бойкая
девочка поступила. А немногим позже перевелась на третий курс ВГИКа.
Новая творческая жизнь пришлась Наде по вкусу, и эта любовь была взаимна.
Дебют Румянцевой состоялся в 1952 году в фильме «
Навстречу
жизни», с тех пор фильмы с ее участием выходили каждый год. Чтобы лучше передать
характер своей героини, она пошла в ремесленное училище, где целый месяц изучала
токарное дело.
На съемках фильма «
Навстречу
жизни» Румянцева должна была прокатиться на моторной лодке. Режиссер спросил,
умеет ли она управляться с лодкой, и Надежда соврала, что умеет. Она боялась, что ее
лишат роли, если она скажет правду. А эпизод снимался в октябре на Балтике. Лодка,
разумеется, перевернулась, и незадачливая актриса оказалась в ледяной воде. Ее
удалось вытащить, тем не менее, съемки пришлось задержать на несколько дней, пока
она отлеживалась в больнице.
С 1955 - она артистка Театра-студии киноактера.
Училась в Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского.
Окончила Всесоюзный
государственный институт кинематографии (1955, мастерская Б.Бибикова и О.Пыжовой)
- актёрский факультет.
Во время учебы дружила с Юрием Беловым, Зинаидой Кириенко, Майей Булгаковой.
Уже в первых фильмах проявились присущие творчеству актрисы искренность и
непосредственность, обаяние и темперамент. Она создавала привлекательные
девичьи образы. Её героини - озорные, целеустремлённые, прямодушные, иногда
лукавые, полудевочки - полувзрослые. Одни из лучших ролей - Надя Берестова в фильме
"Неподдающиеся" и Тося Кислицына в фильме "Девчата", Людмила Добрыйвечер в комедии
"Королева бензоколонки" и Рая Орешкина в фильме "Крепкий орешек". Помимо съемок в
кино, она играла в спектаклях Центрального Детского театра, в который пришла по
тому счастливому объявлению.
У актрисы было очень уязвимое и быстропроходящее амплуа - травести. Она была
вынуждена играть мальчиков и девочек, благо фигура и голос ей это позволяли - она
долго оставалась молодой, обаятельной, девчонистой, со звонким голосом.
Звездным часом Румянцевой стали съемки в фильме «Девчата». Тося Кислицина в ее
исполнении моментально стала одним из символов светлого коммунистического
будущего, счастливой и жизнерадостной советской молодежи. Несмотря на то что на
эту роль претендовали десятки известных актрис, предпочтение отдали смешной,
искрящейся энергией Наде Румянцевой, «Чарли Чаплину в юбке» - как прозвали
девушку.
Тогда еще никто не предполагал, что картина будет культовой советской комедией, а
Тосю Кислицыну будут узнавать на улицах. Съемки были экстремальными. Северный
мороз снимали в мае-июне. А финальную сцену, где герои целуются под огромной елью,
пришлось играть в Ялте. Жара была градусов тридцать - «вареники с картошкой»
расплавились бы на солнце. Актеры так правдоподобно терли нос варежкой, топтали
искусственный снег и «мерзли» в тулупах, что зритель до сих пор поеживается. К
слову сказать, претенденток на роль поварихи Тоси было немало, сыграть вместе со
звездой советского кинематографа Николаем Рыбниковым хотелось многим.
Руководитель проекта Михаил Ромм тогда заявил: «Играть будет эта «пичуга».
Режиссер не прогадал, фильм получился легким и, что называется, на все времена. В
«Девчатах» Рыбникову и Румянцевой нужно было играть любовь, но в жизни они не
выносили друг друга.
Дело в том, что Николай хотел
сниматься в фильме со своей любимой женой, актрисой Аллой Ларионовой, но ей роли
не нашлось. И актер заочно невзлюбил «выскочку» Румянцеву. Актриса вспоминает,
что сначала на съемочную площадку приехал не «просто Коля, а суперзвезда». И
смотрел на актрису свысока. Николая сердило, что режиссер так «носится» с еще не
столь популярной Румянцевой, принимает ее трактовку мизансцен. Но Надежда, ничуть
не смущаясь, возражала, мол, фильм называется «Девчата», значит, главная роль у нее
и мужское лидерство не пройдет... Режиссеру действительно нравился ее
задиристый нрав, он ее поддерживал, и это еще больше злило Рыбникова. На съемках
«влюбленные» постоянно препирались. Дошло до того, что из-за ссор Рыбникову никак
не удавалось изобразить в кадре пылкие чувства, несколько сцен по требованию
режиссера пришлось переснять - и тогда Рыбников заволновался, опомнился,
расстался со своей звездностью и перестал скандалить.
Вечно юной в сознании телезрителей навсегда осталась и Румянцева, которая в свои
тридцать играла наивную, звонкоголосую девчонку, которая и позже будет выглядеть
как школьница. Следующей ролью стала прославившаяся на весь Союз «королева
бензоколонки» Людмила Добрыйвечер. Первоначально Николай Литус предлагал роль
заправщицы эстонской актрисе Терье Луйк. Она была красивая и, как сейчас говорят,
сексапильная. Вот только красотка имела один существенный недостаток - полное
отсутствие чувство юмора, без которого, согласитесь, в комедии сниматься
затруднительно. Проект был на грани закрытия, когда второй режиссер Алексей
Мишурин, перебрав все имена, остановился на Надежде Румянцевой. Разница между
роковой женщиной и курносой девчонкой была огромна. Сюжет пришлось пересмотреть,
но в итоге фильм получился гораздо лучше, чем задумывался. А такого успеха не мог
предсказать ни один режиссер - «Королева бензоколонки» до сих пор является одним
из любимых фильмов миллионов зрителей, комедию расхватывают с полок магазинов,
как горячие пирожки.
К сожалению, актриса потом не снималась много лет. А началось все с того, что
комедия «Крепкий орешек» вызвала шквал писем от недовольных трудящихся в адрес
артистов, высмеивающих Красную Армию. Это неприятное событие подтолкнуло
Румянцеву к сложному решению, которое и без того давно назревало.
Вместе со своим
мужем Вилли Хштояном ( стаж их семейной жизни - 42 года),
работавшим в Минвнешторге, Румянцева уехала за границу, где провела около
пятнадцати лет. Знала французский и английский языки. Она жила в Египте и
Малайзии. Разумеется, за это время ее творческий багаж мог пополниться не одним
фильмом. Но, как однажды заметила Надежда Васильевна, «мой главный долг - быть
рядом с мужем. Я хорошо усвоила, кто у нас глава семьи (для армянина это особенно
важно). Он не должен говорить: «Я муж Нади Румянцевой». Это я должна говорить: «Я
жена Вилли Вартановича». В СССР супруги вернулись в конце 70-х.
Мастер по дубляжу
фильмов, как зарубежных (её голосом говорили все женские персонажи телесериала
"Твин Пикс" и знаменитая "Рабыня Изаура"), так и отечественных (Нина в комедии
"Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" и др.)
Озвучивала мультфильмы (Мартышка в анимационном сериале "38 попугаев").
В успехе юной Натальи Варлей в "Кавказской пленнице" есть
и доля Румянцевой. Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица Нина
говорила голосом Надежды Васильевны. Как и шустрая мартышка в сериале: "38
попугаев", "Привет мартышке" и "Бабушка удава". А также героиня Одри Хепбёрн - Николь
Боннэ в фильме "Как украсть миллион". И вряд ли интеллектуалы и фанаты культового
сериала Дэвида Линча "Твин Пикс" задумывались, что в русском варианте Лора Палмер,
Донна Хэйворд, Одри Хорн, Люси Моран, Мэдлин Фергюссон, Шелли Джонсон, Джози
Пэккард и Энни Блэкберн говорили голосом той самой поварихи-детдомовки Тоси,
которая задорно дразнила бригаду лесорубов: "Картошка жареная, отварная, пюре...
картофель фри, картофель пай... картофельные пирожки с мясом, с грибами, с
капустой... картофельные оладьи, рулет, запеканка, картофель тушенный с
черносливом... шаньги!"
- Мы вместе озвучивали «
Утиные
истории», - вспоминает подруга Румянцевой актриса Людмила Гнилова. - Шутили,
дурачились, говорили утиным голосом по телефону. Поднимешь трубку, а там: «Алло,
это братец Лю? Это братец Надю» - почти как братья-утята. Надя была по-настоящему
добрым человеком, не раз меня выручала. Я могла ей позвонить в любое время дня и
ночи. Когда у меня были проблемы, Надя умела сказать что-нибудь простое и смешное -
и сразу легче становилось.
- Мы с ней дружили без малого 30 лет, - рассказывает другая близкая подруга Надежды
Румянцевой Галина Пешкова. - Человеком она была ответственным, удивительно
пунктуальным, всегда держала слово. Но самое главное - она ко всему в жизни
относилась позитивно! Рядом с ней хотелось радоваться жизни, и своей радостью,
любовью к жизни она заражала каждого, кто общался с ней. Надя любила людей, точно
подмечала все их особенности. Она даже рассказ об очередном походе в магазин
превращала в юмористическую новеллу.
Жизнь в Малайзии и Египте Надя вспоминала
потом как хрустальную мечту детства. После возвращения на родину их навещала дочь
Вилика от первого брака (своих детей у Румянцевой не было) с зятем, потом родился
внук. Смех звучал в доме всегда.
Надежда Румянцева была не только жизнерадостной, но и очень мужественной
женщиной.
А еще миллионам детей советских времен повезло с телепередачей "Будильник",
ведущей которой была Надежда Васильевна. Каждое воскресное утро до начала 1990-х
она "работала жаворонком".
Но среди тысячи советских школьников выросли и два урода, которые ни фильмов с
Румянцевой, ни "Будильника" не смотрели. В 1996 году они попытались ограбить
квартиру народной актрисы, но не учли, что Вилли Вартанович занимался
единоборствами, он воров скрутил еще до приезда милиции. Но после удара по голове
у Надежды Васильевны начались сильные боли.
Супруги переехали на Рублево-Успенское шоссе. Там Надежда Румянцева занималась
цветами, в светской жизни участие не принимала, от интервью отказывалась. Жила, не
суетясь, помня, что образы поварихи Тоси и фигуристки Люды нельзя разрушать
однодневными поделками.
Она не любила шумные вечеринки, не понимала тусовок - они ей казались пиром во
время чумы. Люди не радуются ничему, лица напряженные, думают о карьере - она не
хотела этого видеть.
Эльдар Рязанов звал ее сниматься в «Небесах обетованных», а она отказалась
наотрез: «Этот фильм не оставляет людям надежды». У людей должна быть надежда -
Надежда Румянцева всегда в это верила.
Она любила свой участок земли, сажала цветы, копалась в огороде. Если ее
спрашивали, почему без перчаток, руки ведь будут грязными, повторяла слова матери:
«Это же не грязь, это земля!»
Как только не называли Надежду Румянцеву! И "русской Джульеттой Мазиной", и "Чарли
Чаплином в юбке". Звучало красиво, но не совсем верно. Да и не шли ей сравнения. Для
российских девчонок, выросших в голодные военные и послевоенные времена,
мечтающих о большой и светлой любви, Надежда Румянцева была и наставницей в науке
девичьей гордости, и главной утешительницей. Не важно, сколько роста и красоты
отмерил тебе Господь. Гораздо важнее иметь добрый и веселый нрав. И тогда "все
встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей - так и падают, падают,
падают и сами собой в штабеля укладываются..."
Ушла из жизни в Москве 8
апреля 2008 года в 21:40 ч. после тяжелой болезни на 78-м году жизни. Похоронена 12 апреля
на Армянском кладбище (филиал Ваганьковского кладбища)