Чарльз Роберт Редфорд родился 18 августа 1937 в Санта-Монике, Калифорния, США. Полное
имя - Чарльз Роберт Редфорд младший. Его отец, Чарльз Роберт Редфорд-старший -
бухгалтер нефтяной компании Стандрарт-Ойл. Мать, Марта Редфорд, умерла в 1955, в год
окончания Редфордом-младшим высшей школы.
Он учился в университете штата Колорадо, играл за университетскую команду в
бейсбол, был изгнан за пьянство и поступил на факультет искусств в Университет
Нью-Йорка. Изучал сценографию.После учебы в университете он отправился в
путешествие по Европе, где изучал живопись. Вернувшись в США, Роберт Редфорд
учился на театрального художника в Институте Пратта в Нью-Йорке, потом закончил
Американскую академию драматического искусства. Участвует в бродвейских
постановках.
12 сентября 1958 года Редфорд женился на Лоле Ван Вагенен. Она бросила колледж, чтобы
обвенчаться с этим молодым обаятельным красавцем. Они прожили вместе до 1985 и
родили четырех детей: дочь, Шауна Редфорд, родилась в 1960, сын Дэвид Джеймс - в 1962,
Эми Харт, - 1970, и один ребенок умер в младенчестве.
В конце 50-х - начале 60-х годов актер стал появляться в комедийных телевизионных
шоу. Приблизительно в тоже время он начал сниматься и в телефильмах - "Мэверик",
"Сумеречная зона", "Альфред Хичкок представляет". В кино дебютирует в фильме
Военная охота (1962), положившем начало многолетнему творческому союзу с
режиссером Сидни Поллаком. Редфорд много снимается, но его первой значительной
актерской работой становится экранизация бродвейского спектакля по пьесе Нила
Саймона В парке босиком (1967). Редфорд, козырной картой которого всегда было
невероятное обаяние, вовсе не собирался довольствоваться амплуа «сладкого
мальчика» и от фильма к фильму становился все более тонким интеллектуальным
актером.
"Типичный калифорнийский блондинчик: брось палкой в кого-нибудь на Малибу,
попадешь в шестерых таких же", - так отзывался о Редфорде сценарист Уильям Голдмен.
Однако Редфорд был не только красив, но и разумен, что делало его романтических
героев - грабителей, спортсменов, охотников, игроков, летчиков, - особенно
привлекательными и умеющими не только побеждать, но и с красиво проигрывать, не
теряя достоинства. Первую большую роль Редфорд сыграл в динамичной драме "Погоня"
(1966) Артура Пенна.
В 1969 в карьере Редфорда происходит настоящий взлет, он получает роль в фильме,
определившем во многом его дальнейшую судьбу и повлиявшем на развитие
американского кинематографа - Редфорд снимается в культовом вестерне "Буч
Кессиди и Санденс Кид" (1969, режиссер Джордж Рой Хилл). В этой картине впервые
партнером Редфорда становится Пол Ньюман (великолепный дуэт заиграет новыми
красками в знаменитой авантюрной Афере (1973)). За роль Санденса актер получил
премию Британской киноакадемии. В 1980 году он основал киноинститут и
кинофестиваль независимого кино в Парк-Сити (штат Юта) под названием "Санденс".
Этот фестиваль стал одним из самых значительных в мире.
Сыграв в 1972 главную роль в фильме Сидни Поллака "Иеремия Джонсон", Редфорд основал
собственную кинокомпанию "Уайлд Вуд" и удачно финансировал два политических
фильма, которые отражали точку зрения демократов в США: "Кандидат" (1972) Сидни
Поллака и "Вся президентская рать" (1976), которую поставил Алан Пакула по
одноименному роману журналистов Роберта Вудворда и Карла Бернстайна.
Новая картина Сидни Поллака "Какими мы были" (1973), щемящая мелодрама о двух людях,
слишком разных, чтобы быть вместе, и слишком любящих, чтобы жить друг без друга,
подарила Роберту не только партнерство с неподражаемой Барбарой Стрейзанд, но и
титул самого популярного актера США на следующие три года. Сдержанная и вместе с
тем выразительная актерская манера Редфорда прекрасно раскрывается в
экранизации классического романа Френсиса Скотта Фицжеральда
Великий Гэтсби (1974).
Семидесятые - эпоха Редфорда-актера, он играет в нескольких фильмах в год и
практически не допускает провалов. Это прежде всего -
Три дня
Кондора (1975) и политический детектив
Вся президентская рать (1976), основанный на реальных событиях
Уотергейта, где Редфорд ничуть не уступает своему не менее «звездному» партнеру
Дастину Хоффману.
Электрический всадник (1979), в котором партнершей Роберта вновь (как и в
1967 в фильме В парке босиком) становится Джейн Фонда, фактически замыкает круг
чисто актерской карьеры Редфорда.
Другие известные картины 70-х: "Афера" (1973) Джорджа Роя Хилла, где Редфорд выступает
в роли очаровательнейшего афериста (Оскар, номинация), "Великий Гэтсби" (1974) Джека
Клайтона и "Три дня Кондора" (1975) Сидни Поллака.
В 1980 в штате Юта он основывает киноинститут «Санденс», ставший одним из
известнейших в мире, а ежегодный фестиваль независимого кино в «Санденсе»
считается очень авторитетным. Тогда же Редфорд дебютирует как режиссер, В 1980 году
"Обыкновенные люди" получили двух "Оскаров" - за режиссуру и как лучший фильм, а
также номинацию на Золотой Глобус.
С этого времени Редфорд в основном занимается режиссурой, продюсированием и
общественной деятельностью, снимаясь только от случая к случаю.
В 1988 Роберт сделал драму "Война на бобовом поле в Милагро" о борьбе индейцев и
белых за землю. Эта картина не пользовалась популярностью. Однако бурный роман с
темпераментной исполнительницей главной роли, Соней Брага, привел к разводу с
женой. Наиболее известная актерская работа Редфорда 80-х - бейсболист из драмы
Барри Левинсона "Дитя природы".
Одной из его ярчайших работ того периода становится роль в мелодраме Поллака
Из
Африки (1985), восхитительный дуэт Роберт Редфорд - Мерил Стрип вошел в
сокровищницу американского кино. Редфорд снимается в картинах
Непристойное предложение (1993),
Близко к
сердцу (1996),
Заклинатель лошадей (1998), где выступил как режиссер, продюсер и
исполнитель главной роли. Становится партнером Брэда Питта в картине
Шпионские игры (2001).
"Гавана" (1990) Сидни Поллака, где Редфорд сыграл с Леной Олин, не принесла ему успеха.
Эта история похожа на сюжет "Касабланки" (1943) Майкла Кертица и рассказывает о
кубинских событиях времен переворота Кастро. Неудачное участие в кассовых
фильмах "Тихушники" (1992) и "Непристойное предложение"(1993) сочетается с провалом
"Гаваны". После этого Редфорд углубился в изучение философии средств массовой
информации - "Телевикторина" (1994) (Оскар и Золотой Глобус, номинации) и "Близко к
сердцу" (1996). Картина "Заклинатель лошадей", где Редфорд выступил как режиссер и
сыграл главную роль, принесла номинацию на Золотой Глобус за "лучшую режиссуру".
Кстати, за свою карьеру Роберт Редфорд получил целых шесть Золотых Глобусов.
Редфорд активно занимается общественной деятельностью, критикует политику
Соединенных Штатов в отношении окружающей среды. В 2002 Роберт Редфорд получает
своего второго, почетного «Оскара». Редфорд разведен, имеет троих детей, ведет
уединенный образ жизни, по-прежнему оставаясь одним из популярнейших актеров
Америки и всего мира.
Продюссерская фильмография:
Солнечный
фильм (The Solar Film, 1981), Война в Милагро (The Milagro Beanfield War, 1988), (Some Girls, 1988),
Далекие мечты (Promised Land, 1988), Черный ветер (The Dark Wind, 1991), Случай в Оглале
(Incident at Oglala, 1992),
Там,
где течет река (A River Runs Through It, 1992),
Телевикторина (Quiz Show, 1994),
Только она единственная (She's the One, 1996),
Не оглядываясь назад (No Looking Back, 1998),
Заклинатель лошадей (The Horse Whisperer, 1998), Трущобы Беверли-Хиллз (Slums of Beverly
Hills, 1998),
Гражданский иск (A Civil Action, 1998), Как убить соседскую собаку (How to Kill Your
Neighbour's Dog, 2000), Легенда Багера Вэнса (The Legend of Bagger Vance, 2000).