Персоны кино:

Светлана Тома

Светлана Тома

Светлана Тома

Светлана Тома

Светлана Тома

81

Краткая биография


Имя: Светлана Андреевна Фомичёва
Псевдоним: Светлана Андреевна Тома
Дата рождения: 24 мая, 1947 | близнецы
Место рождения: Кишинев, СССР (Молдова)
Карьера: Актриса
Жанр:драма,мелодрама,мюзикл
Супруг: Олег Лачин (умер, один ребенок), Андрей Вишневский (развод)
Семья: Ирина Лачина (дочь)



Биография


Тома (Фомичёва) Светлана Андреевна (наст. фамилия Фомичёва) родилась 24 мая 1947 года в Кишиневе. Училась на юридическом факультете Кишиневского университета (меньше года), окончила Кишиневский институт искусства имени Г. Музыческу (1969).
С 1969 - актриса Русского театра им. А.П.Чехова в Кишиневе, 1976-1992 - Театра-студии киноактера киностудии "Молдова-филм".
Огромную популярность актрисе принесло исполнение роли Рады в фильме Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо".
Удостоена титула «Лучшая актриса молдавского кино XX века» на прошедших в 2000г. торжествах «Гала молдавского кино. XX век».
Лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран» (1976).
Тома - фамилия прабабушки по материнской линии, которая была француженкой. Светлана Тома окончила Кишиневский институт искусств им. Музическу.
Дочь - известная актриса Ирина Лачина .

Детство
Детство актрисы прошло в молдавской деревне. Летом - пыль по колено, осенью - грязь по колено, а зимой - снег, и тоже по колено. На каникулах она гостила у тетушек, сестер матери. Это была абсолютно другая среда - старинная мебель, строгий этикет...
По отношению к ней в доме применялся самый настоящий террор. Обеды, ужины - беспрекословное соблюдение ритуала и всех правил хорошего тона: как держать руки, локти, спину. Масса всевозможных вилок и ложек. Детей в доме не было, и потому все дружно воспитывали Светлану, заставляли постоянно читать русскую классику: Пушкина, Толстого. Кроме того, она должна была вести дневник (что и делает по сегодняшний день). Каждый ее промах, любая ошибка публично обсуждались. И, надо сказать, довольно часто тетушки называли актрису "деревенщиной". В пример приводили свою сестру, которая окончила Сорбонну и стала доктором права в Бухаресте.
Светлана так к этому привыкла, что другой карьеры, кроме юридической, себе не представляла. Окончив школу, поехала поступать на юрфак Кишиневского университета. И оказалась на той самой троллейбусной остановке, с которой началась, можно сказать, ее актерская судьба.

Встреча с Эмилем Лотяну

- Чем я привлекла внимание Михаила Христофоровича Бадикова, сыгравшего роль моего отца в фильме "Красные поляны", - рассказывает актриса - не знаю до сих пор. Может быть, ярким костюмчиком, присланным из Бухареста? Но, так или иначе, он подошел именно ко мне. А потом позвал кого-то: "Эмиль, Эмиль, иди сюда!" И по-молдавски добавил: "Я нашел ее!" И тут я увидела человека в ослепительно белом костюме, красивого, уверенного в себе. Эмилю Лотяну было 29 лет, он собирался снимать свою вторую картину, с которой связывал большие надежды.
Удара молнии не было - голову занимали мысли о предстоящем экзамене. Я дала ему свой телефон... не знаю почему. Эмиль очень сильный человек, властный. Он принимал решения - я подчинялась.
На следующий день его ассистентка пригласила на киностудию. Помню, тетушка всю дорогу приговаривала: "И зачем тебе это нужно? Думала бы лучше об институте!" Лотяну сидел за огромным столом, а я стояла перед ним, как на экзамене: "Ну, - произнес он, - ты знаешь какие-нибудь стихи?" Я с вызовом ответила: "Да!" - "Какие?" - "Наша Таня громко плачет!" Он прервал меня и распорядился зарядить пленку для кинопробы. Через неделю я была утверждена на главную роль.
Экзамены на юридический Светлана бросила. В те времена снимали подолгу, и ни о какой учебе не могло быть и речи. Мама поддержала дочь сразу, а папа был, как кремень: "Ты должна учиться, поступить в университет, если не сейчас, то через год". Он взял с Лотяну расписку, что тот обязуется не мешать учебе дочери. И что она останется в целости и сохранности...
Только после этого папа дал свое согласие, и Светлана Тома подписала договор с киностудией.

Любовь

На съемках Лотяну вел себя ужасно. Срывался, орал: "Бездарность! Дура! Идиотка!" Светлана была в отчаянии, потому как не привыкла к такому обращению - у них дома никто никогда голоса не повышал.
Он заставлял ее часами ходить с привязанной к лопаткам палкой, чтобы спина стала идеально прямой. И это еще не все: к лодыжкам привязывали гири - килограмма по три каждая. Чтобы актриса не вздумала освободиться, к ней был приставлен ассистент. "Ты должна порхать, как газель!" - кричал Эмиль. Он своего добился: перед камерой она летала!
А после съемок он становился абсолютно другим: внимательным, заботливым, необычайно нежным. Кормил ее и лечил, когда она болела. Этот контраст вызывал у Светланы шок. Она вдруг осознала, что этот взрослый мужчина ухаживает за ней как за женщиной... Конечно, она влюбилась.
- Но, вопреки расхожей легенде, я никогда не была его женой официально. Нас много лет связывали странные, прекрасные и мучительные отношения. Они то прерывались, то возникали вновь... Ухаживал он необычайно романтично, дарил чайные розы, баловал меня экзотическими блюдами собственного приготовления, но, несмотря на все это, были вещи, которые меня пугали.
Наши отношения диктовал Эмиль. Он вспыхивал, потом отходил... Я очень долго воспринимала каждую нашу ссору как трагедию. Во мне оставалась обида - я могу простить, но не забыть. Таких эмоциональных зарубок, отметин накопилось много...

«Предательница»

На третьем курсе ЛГИТМИКа режиссер Владимир Венгеров предложил актрисе роль Маши в экранизации "Живого трупа". Ее партнерами должны были стать Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили. Конечно, она согласилась. Но время съемок совпало со съемками нового фильма Лотяну "Это мгновение", в котором он написал для нее главную роль. (Он всегда сам писал сценарии.)
Светлана уже начала сниматься в "Живом трупе" в Ленинграде и ждала его вызова из Керчи, где должны были проходить съемки. Но телеграмму от Лотяну ей просто не показали, чтобы она, не дай Бог, не сорвала им график своим отъездом. Эмиль был в бешенстве и, конечно же, снял актрису с роли. Когда она вернулась в Кишинев, он назвал ее предательницей и разорвал с ней всякие отношения.

Семейная жизнь

Они не виделись очень долго, где-то год - как раз столько, сколько продолжались ее съемки в Ленинграде. У нее была тогда совсем другая жизнь. Может быть, Эмиль это почувствовал, и они помирились.
Однако вместе они были недолго - Светлана встретила другого человека и вышла за него замуж.
Это было странное замужество. Олег Лачин был красивый голубоглазый блондин, наполовину поляк. Они учились на одном курсе, но практически не замечали друг друга.
Потом актриса так же не замечала его в Тирасполе, куда они переехали сразу после института. Они каждый день виделись на репетициях и спектаклях, но предложение стать его женой было для нее полной неожиданностью.
Но Светлане так и не пришлось узнать, что такое семейная жизнь. Олега почти сразу забрали в армию. Правда, он служил в Тирасполе и по разрешению высшего военного начальства на время спектаклей его отпускали.
Вскоре актриса забеременела, но продолжала играть в театре до восьмого месяца, а потом уехала рожать в Бельцы, к родителям.
Эмиль тогда очень от нее отдалился, не звонил, не делал попыток увидеться. И вдруг вызвал на съемки.
Снимал он, как всегда, в Карпатах. Актриса взялаИрину, которой только что исполнилось два месяца, маму - помогать и поехала к нему. Жили в походных условиях, варили картошку на костре. Кстати, в эпизоде Лотяну снял и Олега. А для Светланы придумал довольно сложную роль: в "Лаутарах" она играла женщину, которая расстается с любимым человеком.
Потом Олег погиб... Случайно, глупо. Актриса с дочкой были в Бельцах, Олег - в Тирасполе. Ей позвонили из театра ночью, сказали, что он умер от потери крови... Он шел по берегу реки, его окликнули, попросили помочь завести моторную лодку. Олег дернул за шнур - и лодку понесло. Наперерез летел катер на подводных крыльях, он не успел вывернуть лодку...
Оправиться от такого удара помогла новая работа: Светлана начала сниматься в главной роли в фильме "Дом для Серафима". И в её жизни снова появился Эмиль Лотяну.

«Табор уходит в небо»

Он всегда оставался моим любимым человеком, даже если мы месяцами не виделись. Эмиль, работа, дочь - я разрывалась между ними. За этот год у меня было три фильма. Снималась на разных студиях, моталась по стране... Развитию отношений это не способствовало: близость исчезала. Я же искала привязанности, нежности, доверительности... У меня появился другой мужчина, с которым меня связывали длительные и глубокие отношения в течение многих лет. Эмиль догадывался, но мы никогда не говорили об этом. Он всегда считал меня своей женщиной и давал это понять.
К моменту начала съемок фильма «Табор уходит в небо», который сделал Светлану Тома звездой, она уже хорошо знала Эмиля, они были знакомы десять лет. Актриса прекрасно понимала: он хотел снимать именно ее, но ему было необходимо доказать самому себе, что никто не сыграет эту роль лучше. Поэтому Светлане пришлось проходить пробы дважды. И только после этого она получила официальную телеграмму от директора картины: "Вы утверждены на роль Рады. Начало съемок через две недели".
Это была самая тяжелая роль в ее жизни. Снимали, как всегда, в Карпатах, пыль, жара, цыгане вокруг... Режим Эмиль установил страшный: вставали в пять часов и работали до изнеможения... На площадке он все время кричал: "Это плохо, невозможно плохо, бездарно!" Он делал это нарочно, это его стиль: создать на площадке максимальное напряжение, которое потом передается зрителям.
В какой-то момент нервы не выдержали, и Светлана сорвалась. Вернулась в гостиницу после съемки, собрала вещи и, никому ничего не сказав, ближайшим рейсом улетела в Москву, а оттуда - в Софию. В эти дни в Болгарии проходила премьера ее нового фильма, и она могла почувствовать свою значимость, ощущение которой теряла на съемочной площадке. С её возвращением страсти улеглись, но этот поступок не прошел незамеченным. Эмиль стал вести себя по-другому. Со Светланой он не разговаривал, обращался через третьих лиц.
В Сан-Себастьяне их фильм получил Гран-при - "Большую золотую раковину".
Вскоре Светлана Тома перестала быть главной героиней картин Эмиля, потому что его мысли стал занимать образ, в который она не вписывалась.
- Я живу сейчас одна, хотя у меня есть близкий человек, которого я люблю, ценю, которым дорожу. Он тоже Скорпион. И ему тоже необходима свобода. И я даже не знаю теперь, было ли одиночество заложено в меня изначально или его взрастил во мне Эмиль.

Под сенью славы «Табора...»

После фильма «Табор уходит в небо» Тома снялась в десятках картин, но звонкая слава «Табора» неотступно кочует и не отпускает ее всю жизнь - как та сумасшедшая любовь, которую она в нем сыграла. Удивительное дело - самые выигрышные особенности фильма, по сию пору не утратившего свой молодой задор, невероятным образом передались и актрисе.
За последние пятнадцать лет Светлана нисколько не изменилась, хотя уже давно стала бабушкой (ее дочь, известная актриса Ирина Лачина, вышла замуж и родила дочку Машу).
Призы различных международных кинофестивалей увенчали актерский труд актрисы, ее встречали и провожали овациями на всех широтах земного шара. Светлана Тома - великолепная актриса, которая максимально вживается в каждую роль и отдает всю себя без остатка.
- Самые грустные дни в своей жизни - это расставание с моими героинями. Я настолько погружаюсь в роль, что порой кажется, что Иоанна, Софийка, Рада - это я сама. В кино не успеешь подружиться со своей ролью, как наступает пора прощаться. В театре - другое дело. Твоя роль, как младшая сестра. Учишь ее, беспокоишься, и сама перенимаешь у сестрицы какие-то жесты, походку, черточки в характере. Вместе взрослеем, вместе делаем ошибки, влюбляемся - итак от спектакля к спектаклю.



Фильмография


2012 Развод (сериал) ... Людмила Ивановна
2010 Подарок судьбы (сериал) ... мать Марины
2009 Фонограмма страсти
2007 Родные и близкие
2004 Прощальное эхо (сериал)
2003-2004 Бедная Настя (сериал) .... Сычиха
2003 С новым годом, с новым счастьем!
2001 Леди Босс (сериал)
2001 Леди Бомж (сериал)
2001 Воровка (сериал) .... Надежда
1999 Поклонник .... «Англичанка»
1995 Будем жить
1994 Поезд до Бруклина
1991 Линия смерти .... Елена Михайловна Серова
1991 Игра в смерть, или Посторонний
1991 Блуждающие звезды .... Лея
1990 Дина
1989 Сувенир для прокурора .... подруга, тренер по аэробике
1989 Вдвоем на грани времени
1989 Без надежды надеюсь
1988 История одной бильярдной команды
1988 Западня
1986 Семь криков в океане
1986 Дикий ветер
1984 Капитан Фракасс .... Серафина
1983-1986 Анна Павлова .... мама Павловой
1983 Ратили
1983 За синими ночами
1982 Падение Кондора
1982 Кто стучится в дверь ко мне... .... Нина
1981 Тайна записной книжки .... Анюта
1980 У чертова логова
1980 Люди в океане .... Катя
1980 Благочестивая Марта .... Донья Лусия
1979 Я хочу петь
1979 Прерванная серенада
1979 Здравствуйте, я приехал!
1979 Ждите связного
1978 Подозрительный
1978 Мой ласковый и нежный зверь
1977 Корень жизни
1976 Табор уходит в небо .... Рада
1976 Семейные дела Гаюровых .... Айша Сафарова
1975 Братушка .... Марика, румынская девушка
1973 Дом для Серафима
1971 Лаутары .... Рамину, невеста Рады Негости
1970 Это мгновение
1968 Живой труп .... цыганка Маша
1966 Красные поляны .... Илуцэ



Награды


2001 Заслуженная актриса РФ
1979 Заслуженная артистка Молдавской ССР

Расширенный поиск:

Счетчики
Яндекс.Метрика

Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка! © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.012 секунд .