Дювалл (полное имя - Роберт Сэлдэн Дювалл (Robert Selden Duvall)) родился в Сан-Диего в семье
Уильяма Говарда Дювалля, профессионального военного, позднее ставшего адмиралом.
Мать Роберта Дювалля, Милдред Вирджиния Харт, является прямым потомком генерала
Роберта Ли, командующего силами Конфедерации во время Гражданской войны в США.
Отец Дювалля принадлежал к Методистской церкви, Роберт и его мать являлись
последователями Христианской Науки Мэри Бэйкер Эдди. Будучи сыном военного,
какое-то время Дювалл с родителями жил в Аннаполисе, недалеко от Военно-морской
академии США. Он посещал школу Северн в Северна-Парке (штат Мэрилэнд) и школу
Принципиа в Сент-Луисе (штат Миссури). В 1953 году окончил колледж Принципиа,
образовательный центр Христианской науки, в городе Элса, штат Иллинойс. Дювалл
служил в армии США с 19 августа 1953 года по 20 августа 1954 года, демобилизовался в
звании рядовой первого класса.
В 1954 году Дювалл поступил в школу актёрского мастерства Neighborhood Playhouse в Нью-Йорке.
Во время учёбы Дювалл подрабатывал клерком на почте. В школе он познакомился с
Джином Хэкменом и Дастином Хоффманом, с которыми он впоследствии неоднократно
встретится на съемочных площадках. Наставником Дювалля в театральной школе был
Сэнфорд Мейснер. Мейснер задействовал Дювалля в своей постановке пьесы Хортона
Фута «The Midnight Caller». Сотрудничество Роберта Дювалля и Хортона Фута позднее
продолжилось и сыграло значительную роль в актёрской карьере Дювалля. Именно Фут
порекомендовал Роберта на роль «Страшилы» Рэдли в фильме 1962 года «
Убить пересмешника».
Свою актёрскую карьеру Дювалл начал в нью-йоркском театре Гейт, где в 1958 году он
исполнил роль Фрэнка Гарднера в спектакле «Профессия миссис Уоррен» по пьесе
Бернарда Шоу. Было сыграно 5 спектаклей, премьера состоялась 25 июля 1958 года. Новой
театральной работой Дювалля стала роль Дага в спектакле «Зови меня по имени»,
поставленном по пьесе Майкла Шартлифа на сцене театра One Sheridan Square. Премьера
состоялась 31 января 1961 года. В 1962 году Улу Гросбард поставил на сцене театра Sheridan
Square Playhouse спектакль «Дни и ночи Биби Фенстермэйкер» по пьесе американского
драматурга Уильяма Снайдера. Роберт сыграл в спектакле роль Боба Смита. 28 января
1965 года в театре Sheridan Square Playhouse состоялась премьера спектакля «Вид с моста» по
одноименной пьесе Артура Миллера. Режиссёрами постановки выступили Улу Гросбард
и Дастин Хоффман. Всего было сыграно 780 спектаклей, последнее представление было
дано 11 декабря 1966 года. Дювалл сыграл роль Эдди и в 1965 году был награждён премией
Obie «за выдающееся исполнение» этой роли. В следующем году Дювалл сыграл в
бродвейской постановке пьесы Фредерика Нотта «Дождись темноты». Эта пьеса
позднее легла в основу фильма «Дождись темноты» 1967 года режиссёра Теренса Янга, в
главной роли снялась знаменитая актриса Одри Хепберн. Дювалл создал образ
психопата Гарри Роута младшего, спектакль стал сенсацией Бродвея 1966 года.
В 1959 году Дювалл дебютировал на телевидении, где в телешоу Театр Армстронг Сёркл,
где он сыграл эпизодические роли в сериях «
Побег из тюрьмы» и в 1960 году в «Точное
опознание». Затем последовало ещё несколько приглашений на телевидение, в том
числе на эпизодические роли в детективах, криминальных драмах, драмах. Кинодебют
Дювалля состоялся в 1962 году, когда он сыграл второстепенную роль Артура
«Страшилы» Рэдли, подростка, прожившего большую часть своей жизни взаперти, в
фильме «
Убить пересмешника», за который Грегори Пек получил «Оскар». Фильм до
сих пор считается лучшей экранизацией романа Харпер Ли, а дебют Дювалля в этом
фильме, безусловно, является воплощением одного из самых знаменитих в литературе
и искусстве архетипов: невидимого монстра, которой при встрече оказывается
нежным, измученным и чутким существом.
В 1960-е годы он сыграл ещё несколько ролей в кино, среди которых были не только
эпизодические, но уже и роли второго плана. В 1963 году Дювалл сыграл Капитана Пола
Кабота Уинстона в фильме «
Капитан Ньюмэн, доктор медицины», ставшем
вторым для Дювалля кинофильмом, где его коллегой и партнером по съемочной
площадке был Грегори Пек. Знаковой, хотя и второстепенной, была роль Шиза в фильме
1968 года «Обратный отсчёт». Этот кинофильм был снят в жанре фантастики, но лишён
модных спецэффектов, выстрелов, реконструкции внешнего вида комического корабля.
Все сцены с участием Роберта Дювалля были основаны на драматических переговорах
его героя из центра управления с персонажем Джеймса Каана, летящего в капсуле к
Луне. Дуэт Дювалля и Каана вновь появится на экранах в 1969 году в фильме «
Люди
дождя» и в 1972 году в фильме «Крёстный отец». В 1969 году Роберт Дювалл был
приглашён на роль Гордона в фильме Фрэнсиса Форда Копполлы «
Люди дождя», а
также на роль преступника «Счастливчика» Неда Пиппера в вестерне 1969 года
«Настоящая храбрость», получившем множество кинематографических премий и
наград.
С начала 1970-х годов в кинокарьере Роберта Дювалля наступил новый период. Он
воплотил образ майора Фрэнка Бёрнса в фильме «Военно-полевой госпиталь». Фильму
сопутствовал большой успех, а для Дювалля он стал первым комедийным фильмом.
Дювалл доказал, что ему под силу не только драматические роли, но и юмористические
образы. Известность пришла к Роберту Дюваллю с его первой главной ролью в
культовом фильме Джорджа Лукаса «ТНХ-1138». В интервью газете The Times 21 июня 2007 года,
Дювалл признался, что после работы с Лукасом он был уверен, что «парень станет
лучшим режиссёром своего поколения». После первого настоящего успеха
последовала следующая знаковая роль - адвоката Тома Хэгена в оскароносном
«Крёстном отце» Копполы. За эту роль в 1972 году Дювалл был номинирован на премию
«Оскар» в номинации «лучшая роль второго плана». В 1974 году Коппола пригласил
Дювалля сняться в продолжении, фильме «Крёстный отец 2». Роль юриста мафиозного
клана принесла Дюваллю признание публики и критиков. В основе успеха, по мнению
кинокритиков, лежало умение Дювалля полностью перевоплотиться в образ своего
героя, а при его появлении на экране он воспринимался не как актёр Роберт Дювалл в
образе, а именно как Том Хэген. К третьей части трилогии, персонаж Дювалля «умер»,
а причиной смерти назван несогласованный гонорар актёра за роль.
Однако настоящий успех и международное признание пришли к Роберту Дюваллю после
выхода на экраны фильма «
Апокалипсис сегодня», в котором он сыграл роль подполковника Килгора,
принесшую ему очередную номинацию на «Оскар», премии BAFTA и «Золотой глобус». Его
актёрскую работу критики называли «поразительной по силе и очарованию». В одном
из эпизодов фильма Дювалл произнёс свою знаменитую фразу «Люблю запах напалма по
утрам». Однако, по признанию самого Дювалля, он был «раздосадован тем, что Коппола
вырезал из фильма эпизод, который в полной мере раскрыл бы характер его
персонажа». Тем не менее, Дювалл продолжает считать режиссёра талантливым. Образ
подполковника Килгора занимает 59 строчку в списке 100 величайших ролей всех времен
по версии журнала Premier Magazine. После триумфального «Апокалипсиса» последовали
другие значительные роли, в том числе главная роль в фильме «
Телесеть», за
которую Дюваль был номинирован на премию BAFTA, и роль подполковника Мичама в фильме
1979 года «
Великий
Сантини», за которую Дювалл был вновь номинирован на «Оскар». После успеха в
кино Дювалл не отказался от театральных ролей и в 1977 году вновь вернулся на
бродвейские подмостки. Он сыграл роль Уолтера Коула в спектакле режиссёра Дэвида
Мамета «Американский буффало» и получил престижную театральную премию Drama Desk Award
в номинации «Лучшая актёрская работа». Эта роль стала последней к настоящему
моменту театральной работой Роберта Дювалля.
В 1980-е годы Дювалл продолжал сниматься в серьёзном кино. В этот переиод он создал
несколько запоминающихся драматических образов: циничный спортивный
комментатор Макс Мёрси в фильме 1984 года «
Самородок», детектив
отдела полиции Лос-Анжелеса Боб Ходжес в фильме 1988 года «
Цвета». «Оскар» за лучшую мужскую роль
Дювалл получил за роль Мака Следжа, исполнителя песен в стиле кантри, в фильме 1983
года «
Нежное милосердие». Известный кинокритик Роджер Эберт из газеты Chicago
Sun-Times утверждает, что Хортон Фут, автор сценария фильма, рекомендовал когда-то
Дювалля на его первую кинороль в фильме «
Убить пересмешника», а позже также рекомендовал его на роль в картинах
«Завтра» (1972) и «
Нежное милосердие». Исполнение Дюваллем роли Следжа занимает 14 место в
списке 100 самых лучших актёрских работ всех времён по версии журнала Premier Magazine. В
1989 году Дювалл снялся в мини-серале «
Одинокий
голубь» в роли Гуса Маккрэя, бывшего техасского рейнджера. Эта роль принесла
ему ещё один «Золотой глобус» и номинацию на премию «Эмми» за лучшую актёрскую
работу в телесериале.
В 1990-е годы Дювалл активно снимался, иногда выпуская по четыре фильма в год. Новый
успех и очередная номинация на премию «Оскар» последовали за роль харизматичного
протестантского священника Улисса «Сонни» Дьюи в фильме 1997 года «
Апостол». Дювалл также
выступил режиссёром и автором сценария этого фильма. Фильм был снят на
собственные средства актёра, а сценарий написан им за 15 лет до начала съёмок.
Лента триумфально прошла по американским кинотеатрам. В 2003 году в фильме «
Боги и генералы» Дювалл воплотил образ командующего войсками
Конфедерации генерала Ли, своего предка. Фильм снимался на ранчо недалеко от
владений Дюваля в штате Виргиния. В многочисленных интервью Дювалл признавался,
что вестерн является его любимым жанром в кино. В общей сложности за свою
актёрскую карьеру Дювалл был 62 раза номинирован на получение различных премий и
получил 33 профессиональные награды.
18 сентября 2003 года Роберт Дювалл получил именную звезду на Аллее славы в
Голливуде. В 2005 году Дювалл был награждён «Национальной медалью за достижения в
искусстве». Награждение проходило в Белом Доме, вручал награду Джордж Буш.
Роберт Дювалл и его жена
Лусиана Педраса поддерживают
Республиканскую партию США. В предвыборной президентской компании 2008 года они
открывали встречу сенатора Маккейна и Сары Пэйлин с избирателями в Albuquerque Convention
Center 6 сентября 2008 года, Дювалл также озвучивал видеоролик, представлявший Джона
Маккейна на съезде Республиканской партии США. Актёр ведёт активную общественную
деятельность. Дювалл является основателем благотворительного фонда „The Robert Duvall
Children’s Fund“. Фонд оказывает помощь детям Аргентины, финансированием
строительства школ и больниц, помощь малоимущим. Помимо собственного фонда,
Дювалл и его жена поддерживают иные благотворительные организации и
мероприятия.