Владимир Александрович Стекло́в — советский и российский актёр театра и кино.
Заслуженный артист РСФСР (1989). Народный артист РФ (2001).
Детство
Владимир Александрович Стеклов родился 3 января 1948 года в Караганде. Детские же
годы будущего артиста прошли в Астрахани. Рос Володя без отца, воспитанием
занимались мама и бабушка. В школе он учился неважно, и после уроков спешил на
улицу, где его ждали друзья, футбол... Любовь к театру Владимиру привила его мама,
работавшая в Народном театре главным бухгалтером. Они вместе ходили на все
спектакли: сначала в кукольный театр, потом - в ТЮЗ, драматический. Не пропускали и
гастроли столичных коллективов. Особенно мальчику нравились оперные постановки:
«Фауст», «Риголетто» и «Демон» он знал наизусть.
Тем не менее, об актерской профессии Володя долгое время не помышлял. Начало всему
положило участие в театральной студии при Доме учителя, куда он записался вместе
с приятелем. На одном из смотров художественной самодеятельности их коллектив со
спектаклем «Два цвета» по пьесе Авнера Зака и Исайи Кузнецова занял призовое
место. Особо отметили роль Глахаря в исполнении юного Стеклова, посоветовав
поступать в театральное училище. Окончив школу, Владимир последовал этому
совету.
Учеба в театральном
Экзамены в Астраханское театральное училище Владимир Стеклов сдал успешно, и это
при его-то ужасной дикции! Как, смеясь, признается сам актер: «Я не выговаривал 38
букв алфавита, или 42, сколько их там, не помню». Владимиру поставили условие
исправить свой недостаток в течение первого семестра. Юноша взялся за это с
огромным усердием и вскоре стал полноправным студентом.
После второго курса Владимир Стеклов решил попробовать себя в столице. Он
отправился поступать в ГИТИС, но там его ждала неудача. После неудачного
прослушивания, он вернулся в родную Астрахань, где продолжил обучение в
театральном училище. Ирония судьбы - много лет спустя, Владимир Стеклов возглавил
актерский курс в РАТИ (бывший ГИТИС), став профессором института, куда его когда-то
не взяли учиться...
Начало творческого пути
По окончании театрального училища Владимир Стеклов был призван в армию. Отслужив
в ансамбле ВВС «Полет», он вернулся к своей профессии. Играл сначала в театре
Кинешмы, а затем - Петропавловско-Камчатска. Шли годы, Владимиру Стеклову
исполнилось 33 года, когда произошел случай, изменивший его жизнь.
В 1981 году его театр оказался на гастролях в Москве с постановкой «Идиота». Стеклов
исполнял в спектакле сложнейшую роль князя Мышкина, и ему удалось произвести
большое впечатление на столичных зрителей и специалистов. Но главное, что актеру
удалось поразить руководителя Московского драматического театра им. К.С.
Станиславского Александра Товстоногова, который и пригласил Стеклова в свою
труппу.
На сцене театра им. К. С. Станиславского, Владимир Стеклов выступал с 1981 по 1989 год.
Одна из ярчайших
его работ: роль Шарикова в спектакле по пьесе Михаила Булгакова «Собачье сердце».
А в 1988 году Владимиру Александровичу было присвоено звание звание Заслуженного
артиста РСФСР.
Поздний дебют в кино
В кино Владимир Стеклов дебютировал достаточно поздно - в тридцать пять лет. В
трагической мелодраме Натальи Величко «
Ураган приходит неожиданно» он сыграл роль Захара Дудко.
А дальше актера закружило, понесло!!! Уже в следующем 1984 году выходит сразу три
фильма с участием Стеклова. В экранизации «Мертвых душ» он играет Петрушку, в
психологическом детективе Инны Туманян «
Соучастники» -
Цыплакова, а в замечательном приключенческом фильме Владимира Грамматикова
«Вера. Надежда. Любовь» создает образ бывалого солдата Сорокина.
Дальше - больше. Фильм за фильмом, роль за ролью, Владимир Стеклов приобретает
всенародную известность. Достаточно вспомнить его Лопатова в эксцентрической
драме Вадима Абдрашитова «
Плюмбум, или Опасная игра», Сеню Орлова в детективе Вениамина
Дормана «
Разорванный круг», Щербатого в героико-приключенческом фильме Бориса
Григорьева «
Наградить (Посмертно)», следователя в суперпопулярном
историко-приключенческом телесериале Светланы Дружининой «
Гардемарины, вперед!», Бертуччио в приключенческом фильме Георгия
Юнгвальд-Хилькевича «
Узник замка
Иф». Большинство персонажей Владимира Стеклова того периода относятся к ролям
второго плана.
Однако, по мнению самого Стеклова, для артиста нет проходных работ: будь
то роль очередного спектакля или очередного фильма. Поэтому-то любой его персонаж
всегда получался очень запоминающимся.
Работа на износ
В 1988 году Владимир Стеклов уже входил в десятку самых востребованных советских
актеров, а окончательно закрепила его успех главная роль в
социально-психологической мелодраме Николай Скуйбина «
Бомж. Без
определенного места жительства». Актер признается: «Роль для меня очень дорога.
По существу, «Бомж» - это монофильм. Пожалуй, на экране мне еще не приходилось
создавать характер такой глубины. Мой персонаж- человек с неблагополучной
судьбой, жизнь мотала его по городам и весям, но в этой кутерьме, во всех жизненных
неурядицах он не растерял доброты. А это в человеке главная сила, которая помогает
выжить. Понял это герой, приехав в город, где когда-то жил, где оставил семью.
Находится сын-подросток. И вот они, поначалу озлобленные на весь свет, постепенно
обнаруживают в себе стремление к контакту, силу, преодолевающую одиночество,
делающую человека человеком».
1988-1991 годы - это период, когда Владимир Стеклов работает в кино буквально на износ.
До десятка фильмов в год! Большую популярность актеру приносит роль Семена
Портного в приключенческом боевике «
Криминальный квартет». Четверка друзей в исполнении замечательных
актеров Владимир Стеклов - Николай Караченцов - Борис Щербаков - Владимир Еремин,
вступает в схватку с организованной преступностью и выходит из нее победителем.
Запомнились зрителю роли следователя Амелина в социально-уголовной драме «
Процесс»,
инженера московского НИИ Сергея Гусева, попавшего в рабство на соляные прииски в
триллере «Саввой», Хрусталева в драме «
Ближний круг»,
повествующей о мрачной сталинской эпохе 30-50 годов. При этом, сказать о том, что у
Владимира Стеклова сложилось какое-то определенное амплуа, никак нельзя. Он с
одинаковым успехом исполняет роли, как положительных героев, так и настоящих
злодеев.
Театр и личная жизнь
В 1989 году Владимир Стеклов перешел в Театр имени Ленинского Комсомола, где
проработал до 1997 года. Из сыгранного им в «Ленкоме» более всего запомнился
Тевье-молочник в спектакле «Поминальная молитва». Эту роль он исполнял в очередь
с выдающимся актером Евгением Леоновым.
В Ленком Стеклов пришел, будучи женат на актрисе Александре Захаровой , дочери
Марка Захарова , руководителя театра. Это был второй брак Владимира
Александровича. А от первой супруге, с которой он прожил семнадцать лет, у него
осталась дочь Агриппина.
Так уж получилось, что годы брака с Александрой Захаровой совпали с годами работы
в «Ленкоме». Через девять лет они расстались, и вскоре Стеклов покинул театр.
Правда сам он эти два события между собой не связывает, а уход объясняет
поступившим предложением работать в спектакле «Антигона в Нью-Йорке» в Театре
«Школа современной пьесы».
Конец 90-х вообще оказался для Владимира Стеклова очень плодотворным. Было время
когда он одновременно сотрудничал с пятью-шестью театрами, среди которых: театр
Моссовета, театр Антона Чехова, «Сатирикон», независимый проект Татьяны
Догилевой и др. Поразительная работоспособность! Но это и есть отличительная
черта Стеклова-актера. Не пробовал себя он лишь в режиссуре. Да и зачем? Это, по его
мнению, уже совсем друга профессия, а каждый должен заниматься своим делом.
Заниматься профессионально, что он и делает.
Такие разные роли
Как уже говорилось, Владимиру Стеклову довелось играть самые разные роли - и
положительные, и отрицательные. А как широк диапазон его героев. Среди них такие
известные личности, как: вождь народов Сталин («
Серп и молот»), его
сын Василий («Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа»), Фрунзе в «Повести
непогашенной луны» и даже Адольф Гитлер в фильме «Билет в один конец». А также:
бомжи и князья, следователи и антисемиты, адвокаты и художники... Список можно
перечислять очень долго. И в каждой роли Владимир Стеклов удивительно
органичен!
Роль Иосифа Сталина Владимиру Стеклову впервые предложил сыграть еще в 1989 году
Юрий Кара в своей картине «Пиры Валтасара», но тогда по разным причинам актер от
роли отказался. Новое предложение поступило уже в 1994 году от режиссера Сергея
Ливнева, приступавшего к съемкам Катрины «
Серп и молот».
Получив такое же предложение, Владимир Стеклов предположил, что придется долго
возиться с гримом, на что Ливнев ответил: «Мне не надо полного портретного
сходства: там есть что-то другое». Действительно, полного портретного сходства не
понадобилось. Когда снимали саму сцену со Сталиным, все замерли: произошла очень
странная вещь. В какой-то момент все вдруг испугались: лицо Стеклова на глазах у
всех «превратилось» в лицо Сталина. Вот что значит актерское мастерство!
В середине 90-х Владимир Стеклов снялся в одном из фильмов, который мог стать
значительным явлением в российском кинематографе. Речь идет о «Мастере и
Маргарите» Юрия Кары, где Стеклов сыграл Азазелло. Но по разным причинам фильм
попросту «исчез». Поползли слухи о том, что экранизировать этот роман Булгакова
чуть ли не невозможно. Будто бы над ним витает какое-то проклятье. Но прошло десять
лет, состоялась экранизация «Мастера и Маргариты» режиссером Владимиром Бортко,
а затем зрители увидели и вариант Юрия Кары. Увидели и смогли насладиться
блестящей игрой наших актеров: Владимира Ульянова, Валентина Гафта, Александра
Филиппенко, Виктора Ракова и, конечно же, Владимира Стеклова.
Среди других работ Владимира Стеклова середины и второй половины 90-х стоит
отметить роль Карозича-Бодлевского в сериалах «
Петербургские тайны» и «
Развязка Петербургских тайн», а также Капитона в
картине Юрия Грымова «Му-му» (по мотивам одноименной повести Ивана Тургенева).
Мечты о космосе
Конец 90-х ознаменовался для Владимира Стеклова не только напряженной работой в
театре и кино, но и еще одним событием. Во время съемок в картине Юрия Кары «Приз -
полет в космос» по повести «Тавро Кассандры» Владимир Стеклов успешно прошел
годичное обучение по программе «космонавт-исследователь» в Центре подготовки
космонавтов в Звездном городке. Предполагалось, что часть съемок фильма пройдет
на станции «Мир». И если бы не проблемы, возникшие с финансированием проекта,
Владимир Стеклов стал бы первым актером, побывавшим в космосе.
Что ж, не удалось, так не удалось. Сам Владимир Александрович об этом не жалеет: «Я
никогда ни о чем не жалею. В течение года подготовки к полету я получил столько
всего, чего мне в обычной жизни не довелось бы испытать. Я за это очень благодарен.
Помните, как Мастер говорил в «Мастере и Маргарите»: «Я мечтал объехать весь
земной шар, но довольствуюсь лишь этим видом из окна. Но и это, наверное, неплохо».
Не стоит строить большие планы».
В новом веке
С возрастом интерес к Владимиру Стеклову, как к актеру, не ослабевает. Начало
нового века - и новые роли. Беленький в драме Павла Лунгина «
Олигарх», чиновник
Чулков в популярном сериале «Остановка по требованию-2», следователь Жоголь в
сериале «
Тайный знак». Не все
фильмы и сериалы, в которых снимается Владимир Стеклов удачные. Доводилось ему
участвовать и в откровенно слабых картинах, таких, как «
Шутка ангела». Но
мастерство актера видно даже через слабый сценарий и беспомощную режиссуру.
К счастью, в активе Стеклова и сегодня немало сильных картин. В 2007 году он закончил
большую работу в фильме «
Полонез Кречинского», снятой по трилогии Сухова-Кобылина «Свадьба
Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Актер сыграл двух совершенно разных
персонажей - Тарелкина и Копылова, что потребовало как внешнего, так и внутреннего
перевоплощения. Как признавался сам актер: материал необыкновенно сложный, но в
то же время необыкновенно интересный, и он получил от работы огромное
удовольствие.
Молодое же поколение могло наблюдать за выдающимся актером по популярному
сериалу «Кадетство», демонстрировавшемуся по каналу СТС в 2006-2007 годах. Не
случайно именно Владимиру Стеклову создатели сериала доверили роль прапорщика
Кантемирова - кадрового офицера, прошедшего Афганистан, и занявшегося, может быть,
совсем не привычным для него делом - воспитанием мальчишек-суворовцев. Почему
Стеклов? Да потому, что, по словам продюсера картины, директора Департамента
развлекательных сериалов телеканала СТС Вячеслава Муругова, в «Кадетстве» в
качестве педагогов кадетов выступают актеры с твердой гражданской позицией,
которые могут служить истинным образцом мужества для телезрителей. Это в равной
степени относится и к Владимиру Стеклову, и к Александру Пороховщикову, и к Вадиму
Андрееву, - исполнителям главных ролей в картине.
Вслед за «Кадетством» на телеканале СТС вышел новый сериал - «
Я лечу», главные роли в
котором исполнили популярный Владислав Галкин и очаровательная Мария Горбань.
Владимир Стеклов играет в нем главврача больницы.
На очереди фильмы «
Марго. Огненный крест», «
Дом образцового содержания», «
Буровая-2»... Новые, интересные
работы. Ведь для настоящего актера та «самая-самая» роль, к которой он стремится,
всегда впереди.
Личная жизнь
В настоящее время Владимир Стеклов женат третьим браком. С Ольгой они встретились
в конце 90-х в театре. Кто-то из его друзей привел ее на спектакль, а затем их
представили друг другу. Знакомство переросло в любовь. Ольга врач-стоматолог,
известный в Москве специалист, доктор наук. У нее своя клиника. В третьем браке у
Стеклова родилась дочь Глаша.
Старшая дочь Владимира Александровича -
Агриппина Стеклова пошла по стопам отца. Она окончила в РАТИ
мастерскую Марка Захарова и стала актрисой. У нее прекрасные отношения с нынешней
супругой отца.