Дэвид Эндрю Лео Финчер (David Andrew Leo Fincher) родился 28 августа 1962 года в городе Денвер,
штат Колорадо, но вырос он в Калифорнии. Возможно соседство с Голливудом
объясняет его увлечённость кино с раннего детства. После просмотра вестерна «Буч
Кэссиди и Сандэнс Кид» Финчер решает связать свою судьбу с кинематографом и в
восемь лет уже снимает собственные любительские фильмы.
Начало карьеры
В 18 лет, чтобы приобрести опыт участия в профессиональных киносъёмках, Финчер
трудоустраивается на студию Korty Films простым рабочим (в его обязанности входит
перенос и установка камер). Вышедший на экраны в 1980 году второй фильм эпопеи
Джорджа Лукаса «Звёздные войны» «Империя наносит ответный удар», производит
сильное впечатление на Финчера. Он поступает в компанию по производству
спецэффектов ILM, принадлежащую Лукасу, где принимает участие в работе над
картинами «Возвращение джедая» и «Индиана Джонс и Храм Судьбы» и «Бесконечная
история».
В 1984 году Финчер получает выгодное предложение заняться производством рекламы на
телевидении и покидает ILM. На новом поприще его ждёт успех. Первый же рекламный
ролик Финчера, заказанный Американским онкологическим обществом (American Cancer Society),
привлекает внимание к режиссёру. В этом мрачном видео он показывает младенца,
курящего в утробе матери. Новые предложения не заставляют себя ждать, Финчер
снимает рекламу для таких известных компаний как Revlon, Nike, Pepsi, Coca-Cola и Levi's.
В 1986 году Финчер переходит на работу в студию Propaganda Films, где начинает снимать
высокобюджетные музыкальные клипы. Среди работ режиссёра - видео «Janie’s Got A Gun»
Aerosmith, «Love Is Strong» The Rolling Stones, «Freedom» Джорджа Майкла. Но наибольшую известность
получает сотрудничество Финчера с Мадонной, для которой он создаёт видео на песни
«
Express Yourself», «Vogue».
Многие считают, что эти клипы, и сегодня удивляющие своей открытой
сексуальностью, одни из лучших в творчестве певицы.
Став известным режиссёром, Финчер, тем не менее, периодически продолжает снимать
музыкальные и рекламные видео, одни из последих его работ такого рода - клип на
композицию «Only» группы Nine Inch Nails, коммерческие ролики для Hewlett-Packard и Heineken. В своих
видеоработах Финчер руководствуется теми же принципами, что и в кино. Появление
новых технологий меняет изображение, стоит лишь сравнить первые его работы и
последние. То, с помощью чего сделана та или иная работа зависит от
совершенствования оборудования. Но всё же полёт визуальной мысли в рекламных и
музыкальных клипах для Финчера значительно шире - в кино больше ограничений,
накладываемых продюсерами, сценаристами и прочими участниками съёмочного
процесса.
1990-е
Дебютом Финчера в большом кино становится картина «
Чужой 3», которая продолжает
фантастическую историю о Чужом, начатую режиссёрами Ридли Скоттом и Джеймсом
Кэмероном. Во время работы над фильмом у Финчера возникают серьёзные разногласия
с представителями студии-производителя «Двадцатый век Фокс», в частности,
режиссёра не устраивает слабость предложенного сценария. Студию же не устраивали
методы работы Финчера, слишком мрачное и бескомпромиссное видение истории Эллен
Рипли, желание режиссёра придать саге религиозный, клерикальный смысл. В итоге
под напором руководства Фокс, Финчер покидает студию на завершающей стадии
съёмочного процесса. Студия доделывает картину без участия режиссёра. Лента
выходит в прокат и едва отбивает средства, затраченные на производство. Фанаты
сериала также прохладно принимают фильм. До последнего времени среди поклонников
Финчера и саги о Чужих ходили слухи о том, что существует альтернативная
режиссёрская версия картины. Но Финчер никогда не возвращался - этот факт
подтвердился выходом специального DVD переиздания фильма Чужой. На нём
представлена расширенная версия картины - из неё частично можно понять чего же
хотел на самом деле добиться Финчер. Также в буклете к изданию Фокс опровергает
существование режиссёрской версии и публично приносит извинения Финчеру. Тем не
менее репутация не самого удобного для студий режиссёра сохраняется за Финчером
и по сей день.
После некоторой паузы, заполненной съёмками музыкальных и рекламных видео,
Финчер триумфально возвращается на большие экраны с триллером о серийном убийце
«
Семь» (1995). В этом
фильме впервые в творчестве Финчера возникает образ большого американского
города, в котором почти всё время идёт дождь и очень редко светит солнце, - в таком
пространстве действуют герои этой и последующих картин режиссёра. Лента получает
прекрасные отзывы в прессе и становится одним из лидеров кассовых сборов 1995 года,
и это несмотря на отсутствие так любимого американскими зрителями хэппи-энда.
Финчер ещё раз демонстрирует, что нетривиальные финалы картин - один из его
излюбленных режиссёрских приёмов. Многие критики называют фильм «
Семь» в числе лучших триллеров в
истории кино, отмечая прекрасную игру актёров Кевина Спейси, Моргана Фримена и
Брэда Питта. С последним у Финчера складываются тёплые отношения на съёмочной
площадке и с тех пор они являются близкими друзьями.
Кафкианский триллер «
Игра» стилистически продолжает предыдущую ленту. Рассказанная
Финчером история преуспевающего банкира, чья жизнь вдруг резко меняется после
полученного на 48-летие необычного подарка, воспринимается некоторыми критиками
как современная версия фильма нуар. В «Игру» же мечтает поиграть теперь каждый
зритель, а концовка заставляет зрителей сомневаться и пересматривать фильм на
видео неоднократно.
Самый громкий фильм Финчера - картина 1999 года «
Бойцовский клуб», поставленная по мотивам одноимённой книги Чака
Паланика. В съёмках этой ленты снова участвует Брэд Питт, его герой Тайлер Дэрден
ведёт непримиримую борьбу с обществом потребления, зачастую прибегая к
террористическим методам. В «Бойцовском клубе» раскрывается сатирический талант
Финчера, картина высмеивает мужские комплексы, некоторые реалии американской
жизни (например, клубы взаимопомощи), современное искусство и многое другое.
Странная политика компании-дистрибьютора и резко негативная реакция большинства
американских критиков, обвинивших режиссёра в пропаганде насилия и вандализма,
способствуют провалу фильма во внутреннем прокате. И снова разногласия со студий
Фокс - на этот раз по поводу главной проблемы Финчера - невозможности уложиться в
бюджетные рамки. По этой причине Финчер так ни разу и не получает права
окончательного монтажа. Какими были бы «Бойцовский Клуб» и другие картины
Финчера на самом деле, зрителю остаётся только догадываться. В мире «
Бойцовский клуб» делает неплохие сборы, кроме того, лента становится
одним из лидеров видеопроката, так что, в целом, картина приносит неплохую
прибыль. Фильм приобретает статус культового, извращённая философия
саморазрушения Тайлера Дэрдена приходится по вкусу многим зрителям. После
событий 11 сентября 2001 года финал «Бойцовского клуба» получает новое звучание. А
Финчер заслуженно приобретает славу поэта своего поколения, главного режиссёра
поколения - того что описано в бойцовском клубе - человека способного на
киноманифесты.
2000-е
Подвергшийся за картину «
Бойцовский клуб» всевозможным нападкам, свой следующий фильм «
Комната страха» с Джоди Фостер в главной роли Финчер снимает не выходя
за рамки жанра традиционного триллера. Режиссёр разыгрывает ситуацию «женщина,
попавшая в ловушку в собственном доме» по всем правилам голливудского кино. Лента
делает хорошие кассовые сборы, но разочаровывает бо́льшую часть поклонников
Финчера. Финчера ругают за непоследовательность и за то, что он отворачивается от
тех кому посвятил Бойцовский Клуб.
Тем не менее, именно «Комната Страха» показывает то, на что способны современные
технологии и способность Финчера довести картинку до совершенства с их помощью.
Именно здесь присутствует тот самый знаменитый большой проезд, в котором камера
залетает в замочную скважину, стены не представляют собой препятствия, а стёкла
полностью нарисованы на компьютере. Именно здесь становится важным не то, что
снято, а как это снято. И нарушая порой законы реальности, Финчер ставит перед
собой целью создать безупречную картинку и заставить зрителя погрузиться в
происходящее и верить каждому кадру и движению героев.
В очередной раз Финчер поднимает главную тему своих картин - в современном мире
можно рассчитывать только на свои силы и никто тебе не поможет.
Позже Том Круз приглашает Финчера для съёмок фильма «Миссия невыполнима 3», но
вскоре увольняет его из-за разногласий, убеждая всех при этом, что он очень хочет
поработать с Дэвидом.
С 2001 года Финчер начинает выступать в качестве исполнительного продюсера в
проектах других режиссёров. Самый известный из них - «
Короли
Догтауна» Кэтрин Хардвик - меланхоличный фильм о скейтерах семидесятых,
рисующий картину целого поколения. Желание рассказать о немного другом поколении
появляется у протеже Финчера - Фреда Дёрста (солиста и фронтмена группы Limp Bizkit). И
именно его Финчер приглашает в качестве режиссёра. Фред Дёрст восхваляет Дэвида в
своих произведениях, а в режиссёрских работах чётко следует за его стилем, при том
что Финчер постоянно учит Дёрста режиссуре. В интервью они нахваливают друг друга
и мечтают наконец поработать вместе. Тем не менее планы Фреда меняются и Финчер
уже и сам готов снимать это кино, как вдруг на горизонте появляется Кэтрин Хардвик
с её дебютной картиной «Тринадцать» о трудной жизни подростков. Финчер
восхищается её особым визуальным стилем, который Кэтрин и привносит в «Догтаун».
Фильм ждёт полный провал в прокате - при том, что отзывы достаточно положительны.
Весной 2007 года на экраны после многочисленных задержек наконец выходит новый
фильм Дэвида Финчера «
Зодиак» - история о расследовании дела серийного убийцы
Зодиака, совершившего в
Сан-Франциско 37 преступлений за двенадцать лет. В основе картины лежат реальные
события конца шестидесятых. Одну из главных ролей исполняет восходящая звезда
американского кино Джейк Джилленхал. «
Зодиак» - первая картина в истории
голливудского кинематографа, полностью снятая на цифровую камеру Thomson Viper,
которая записывает видео одним потоком без сжатия. В США фильм получает
прекрасную прессу, однако оглушительно проваливается в национальном прокате, не
собрав и половины из вложенных в производство средств. Однако, успех ленты среди
кинопрофессионалов несомненен - «
Зодиак» отобран для участия в
основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2007 года.
На декабрь 2008 года запланирована премьера следующей картины Финчера - драмы «
Загадочная история
Бенджамина Баттона» по одноимённому рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда с
Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт в главных ролях. В картине главный герой, которого
играет Брэд Питт, проживает жизнь наоборот - то есть с возрастом молодеет.
Возможные, озвученные самим Финчером, планы на будущее следующие:
сделать анимационный полнометражный фильм, только при помощи компьютерной
графики;
экранизировать комикс «Торсо» про серийного убийцу, времен Аль Капоне;
сделать римейк картины «Реинкарнация Питера Прауда» (1975)
экранизировать роман Артура С. Кларка «Рандеву С Рамой»
Режиссёрский стиль
В картинах Финчера прослеживается влияние Стивена Спилберга. И восхищение этим
режиссёром видно во всём творчестве Дэвида.
Финчер очень дружен со Стивеном Содербергом и Спайком Джонзом - другими
неординарными современными режиссёрами. Финчер сыграл камео у обоих из них - у
Содерберга в «
Во всей красе», а
у Спайка Джонза в фильме «Быть Джоном Малковичем».
Визуальный стиль Финчера всех удивляет и вызывает восхищение. Он самобытен
настолько, что кто бы не пытался копировать даже самые простые приёмы Финчера ,
терпят неудачу. У всех выходит безвкусно и нелепо. Поэтому в серьёзном кино никто
и не берётся подражать одному из самых оригинальных режиссёров современного
кино. Хотя его влияние, как и влияние Спилберга, нельзя недооценивать