Окончила Ленинградское хореографическое училище им. А.Я.Вагановой (1945), училась в
студии Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького (мастерская
Казико О.Г.).
В 1945-1948 - актриса эстрады и Ленинградского театра музыкальной комедии. Была
актрисой киностудии "Ленфильм", театра "Патриот".
С 1962 года по настоящее время - актриса Ленинградского (Санкт-Петербургского)
театра им. Ленинского комсомола(ныне театр "Балтийский Дом"), играет в
антрепризном театре "Приют комедиантов".
"Театр - это еще одна часть моей родословной. Театр, театр, сколько лет было отдано
этой сцене. Сколько было здесь слез, радостей, несбывшихся надежд, счастья,
аплодисментов. Все, все это на сцене театра, который раньше носил имя Ленинского
Комсомола, а последние годы назывался "Балтийский дом". За эти годы - более сорока
лет! - он и вправду стал для меня домом...
Я не оставляю надежды (или, точнее сказать, имею нахальство мечтать) на то, что
когда-нибудь в нашем театре возьмут пьесу специально на меня, именно на меня, чего
в моей творческой жизни никогда не было. Если это произойдет, я буду совершенно
счастливой актрисой. А в нашей профессии абсолютные величины так редки!"
Ей целовал руку сам Александр Вертинский, и, говорят, в диву советского кино были
тайно влюблены режиссер Григорий Козинцев и актер Виталий Соломин. Сияющие глаза
Татьяны Пилецкой свели с ума миллионы мужчин.
Она проснулась знаменитой в пятидесятые, после картины «
Разные
судьбы». Блеснула в «Княжне Мери», «Невесте», «Зеленой карете», «Сильве» и еще 30
фильмах: Пилецкая получала письма мешками и не могла пройти по улице сквозь толпу
поклонников. А потом роман с кино резко оборвался. Сейчас ей уже за семьдесят, она
все так же живет в Петербурге, ходит на каблуках, держит балетную осанку и сводит
мужчин с ума. Звезда ушедшей эпохи не потеряла интереса к жизни, хотя ее съемки
прервались больше чем на 20 лет.
Многие киногероини Татьяны Пилецкой если и не женщины-вамп, то эгоистки и
коварные обольстительницы. Слава богу, были приятные исключения. Про такие ее
роли можно сказать: играла себя в предлагаемых обстоятельствах. Потому что
Татьяна Пилецкая в жизни человек добрый, милый. А еще она прекрасная рассказчица.
- Как в вашу жизнь пришло кино, вы ведь балерина по образованию?
- После хореографического училища я попала в Театр музыкальной комедии, там-то и
познакомилась с актером Анатолием Королькевичем, который отнес мои фото на
«Ленфильм». В первом фильме «
Солистка
балета» я себе не понравилась, но все равно сводила всех своих подруг в
кинотеатр раз пять. А потом был «
Пирогов». Планировался
крошечный эпизод с моим участием, связанный с верховой ездой. Помню, как с одной
актрисой ездила в Кавголово на конноспортивную базу и как после первой же
тренировки (40 километров туда и обратно) не могла самостоятельно двигаться.
Григорий Козинцев искал в тот момент актрису на роль Даши Севастопольской. И
вдруг он спросил меня: «У вас балетное образование. А разговаривать можете?» Я
кивнула. Репетировать со мной он поручил своим ученикам - Ростоцкому, Катаняну,
Дорману, Рязанову. Пробы прошли благополучно - меня утвердили. Это было первым
знакомством с самой атмосферой создания фильмов. Я часами наблюдала работу
всемирно известного режиссера, присутствовала на записи музыки к фильму Дмитрием
Шостаковичем, видела, как создают свои образы Скоробогатов, Черкасов, Дикий,
Лебзак...
- Правда, что после «Разных судеб» вам письма приходили мешками?
- Они у меня до сих пор лежат. Выбросить рука не поднимается. Люди со всего Союза
писали. Один даже объяснился в любви алгебраической формулой. Но реальных
кавалеров у меня было немного. Наверное, вид такой имела неприступный, что ко мне
просто боялись подойти. После «Разных судеб» я, как говорят, проснулась
знаменитой. Фильм гремел, но мою героиню ругали за коварство, а режиссера Леонида
Лукова - за мелкотемье.
- Не страшно было таким отрицательным образом себе амплуа испортить?
- Тогда я об этом не думала, а в итоге так и получилось. Я настолько естественно
выглядела на экране в роли стервы, что потом много кинопроб пролетело мимо. «У нее
глаза злые:» - говорили режиссеры. Но постепенно это забылось. Меня взяли на «
Олеко Дундича» и на «Невесту» Чехова. А затем я почувствовала, что все
пошло на спад.
- Вот вы сказали: «Все пошло на спад». То есть в какой-то момент ощутили свою
ненужность?
- Кинематограф забирает все, что лежит на поверхности: внешность, темперамент,
нервы, сердце. И ничего не дает взамен, кроме популярности. У меня настал такой
момент: почувствовала, что пуста. И однажды в Доме кино ко мне подошел директор
Театра Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом». - Авт.) и спросил, не хочу ли я
попробовать себя на сцене. В 1963 году я вышла в спектакле, где нужно было играть
сразу четыре роли. Это был невероятный риск! Я ходила потом без голоса, но в итоге
меня приняли в труппу и предложили Роксану в «Сирано де Бержераке». С тех пор с
этим театром я не расстаюсь. (К слову, когда-то на гастролях меня поставили в
массовку танцевать вальс, и я чуть со стыда не сгорела: ведь в кинотеатрах в тот
момент шла картина со мной в главной роли.)
- До этого меня приглашали в кино своеобразно. То нужно было сыграть
девяностолетнюю старуху, то мелькнуть в кадре, поедая мороженое... А тут позвонили
и предложили роль Марты Изольдовны - «дамы из прошлого». У нее тяжелая судьба. Была
в концлагерях, все ее родственники погибли. Живет моя героиня в огромной
коммунальной квартире и на всех соседей смотрит с высоты своих лет, слегка
иронично. Мне понравился образ. И я согласилась. Это было прошлым летом. С пробами
получилось интересно: в первый же день я сломала правую руку. На следующую пробу
пришла в гипсе и, зная кинематограф, совершенно не обольщалась по поводу себя.
Спокойно уехала в отпуск на дачу. И вдруг звонок ассистента: вы не могли бы завтра
прийти на «Ленфильм»? Оказалось, что режиссер картины Сергей Басин живет в
Америке, он специально прилетел, чтобы с нами познакомиться.
- В Петербурге вы в последнее время очень востребованы в сериалах...
- Да, но все это немного не то, что хотелось бы. Мечтаю сыграть женщину в возрасте, с
интересной судьбой. Я ведь начинала не с эпизодов, а с главных ролей. И хотя в моей
жизни сейчас больше не кино, а театра, все равно соглашаюсь даже на маленькие роли.
Потому что кинематограф - заноза, которая сидит в сердце.
- До сих пор не отпускает?
- Конечно. Все-таки я 15 лет отдала кино. Раньше снимали масштабно, одни декорации
чего стоили! Для картины «
Княжна Мери» был
целый особняк на «Ленфильме» выстроен. А сейчас найдут обычную квартиру, камеру
поставят - и снимают. Раз, два, и готово! А молодые актеры иногда просто раздражают.
Уж слишком быстро они делаются звездами! Вспоминаю пятидесятые-шестидесятые. Нас
любили так, что по улице ходить было невозможно! Но чтобы я когда-то подумала о
себе: «Звезда», - такого не было. Во времена всеобщего дефицита стояла в общей
очереди и никогда не пользовалась привилегиями.
- О ваших звездных поклонниках ходят легенды. Якобы в вас влюбился сам
Вертинский. Что из слухов правда, а что выдумка?
- Были очень теплые отношения с Козинцевым. Хоть на премьеру «
Пирогова» я так и не
попала. Вышла замуж и уехала «по месту службы» первого супруга. А когда у меня
родилась Наташа и я вернулась к маме в Ленинград, то позвонила Григорию
Михайловичу, поздравила его с успехом. А он предложил свою детскую коляску: его
сын уже вырос. На Петроградскую я добралась с дочкой на руках поздно вечером.
Козинцев вынес коляску, куда мы и положили Наташеньку.
А Вертинского первый раз я увидела на концерте в Театре эстрады, где тогда
работала. То, как он пел, как его принимал зал, просто потрясло... Спустя какое-то
время я пошла на его концерт - теперь уже в Капелле - вместе с маминой подругой. В
антракте Вера Николаевна предложила мне заглянуть к нему за кулисы. А он спросил:
«И чем же вы, голубушка, занимаетесь?» Я сказала, что снимаюсь в кино. «Да-да, -
улыбнулся, - с такой внешностью, конечно, вам надо сниматься».
Мне показалось, я понравилась ему. После концерта Вертинский стал расспрашивать,
где я училась, что читаю, кто мои родители... И как-то получилось, что с той поры
всякий раз, когда Вертинский приезжал в Ленинград, я ходила на концерты как его
добрая знакомая. Он всегда был очень вежлив, мил. А однажды пригласил в ресторан.
Пришла домой и говорю: «Мама, я ела жюльен! Представляешь?!»
- Говорят, Вертинский сразу определил ваши дворянские корни. Они и вправду
есть?
- Мои предки - Урлаубы, немцы. В войну об этом молчали. И когда я получала паспорт,
пришлось изменить отчество Людвиговна, ведь мой папа был арестован. Папа меня
понял и не обиделся, хотя вернулся через 15 лет. А пять лет назад я пошла в «Большой
дом» на Литейном и получила папину реабилитацию. Я нашла своих родственников в
Москве и Германии. Мы общаемся. Пару лет тому назад я была у них в гостях в
Гамбурге. И подарила свою книгу «Серебряные нити». Волновалась ужасно - языка не
знаю, но мы поняли друг друга. Я даже немецкий язык учить начала, чтобы с ними
объясниться.
Семья
Прапрапрабабушкой актрисы была знаменитая Луиза Графемус-Кессених, женщина -
офицер, участница войны с Наполеоном 1812-1815 гг., прусский уланский вахмистр. Она
родилась в Германии в 1786 году. Вышла замуж за прусского офицера по фамилии Гафемус
и родила двух детей. Муж погиб во время войны с Наполеоном. Но ещё до его гибели
Луиза, скрыв свой пол, вступила в корпус генерала Блюхера, который в составе
прусской армии воевал против французов. Она сражалась храбро, несколько раз была
ранена. Лишилась правой руки и в чине уланского вахмистра вышла на инвалидный
пенсион. В тогдашних газетах её называли «второй Дуровой». Переехав в Петербург,
Луиза вышла замуж за печатника Иоганна Кессениха, рожала и воспитывала детей. А в
40-х годах XIX века она стала владелицей знаменитого ещё со времен Петра Первого
«Красного кабачка», трактира на десятой версте Петергофской дороги. Известно, что
в нём провела бессонную ночь накануне прихода к власти будущей императрицы
Екатерины II - это поведала актриса в интервью.
Первый муж актрисы, Константин Пилецкий - моряк, капитан 1-го ранга. С ним актриса
уезжала на Север, там родилась их дочь Наталья. Вместе они прожили 15 лет.
Второй муж
Вячеслав Тимошин - солист Ленинградской оперетты.
Третий муж Борис Агешин - заслуженный артист России, мим. Одно время он работал с Э.
Пьехой и А. Броневицким в их ансамбле «Дружба». Умер 26 апреля 2018 года.
Внучка - Елизавета.