Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1972), актерская
мастерская В. Белокурова).
С 1972 - актриса киностудии им. А. Довженко,
с 1983 - киностудии им. М. Горького.
С 2007 г. работает в государственном театре киноактера.
Ирина Борисовна Шевчук - Заслуженная артистка Украины (1973), лауреат премии имени
Ленинского комсомола (1974), член Союза кинематографистов СССР (1974), Киноакадемии РФ
"Ника" (1995).
С 2000 года - вице-президент Гильдии актеров кино России.
Генеральный директор Открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии ("Киношок").
Счастливое детство
Ирина Шевчук родилась в Мурманске. Ее отец, Борис Иванович Шевчук, служил на
Северном флоте, а мама, Майя Павловна, работала учительницей в школе. Ирина
Борисовна признается, что у нее было счастливое детство: «Я родилась на берегу
Баренцева моря, безумно красивое место - белые ночи, птичьи базары, настоящая
тундра... Кто из вас видел северное сияние? А я его видела каждый вечер по несколько
раз. И в упряжке на самых настоящих оленях каталась каждую зиму... Папа приезжал
под Новый год на оленях и возил нас, троих дочерей...»
Природа, белые ночи, северное сияние - все это располагало к тому, что Ирина росла
фантазеркой и мечтательницей. В глубине души она всегда мечтала стать актрисой.
Девочка даже устраивала дома импровизированные концерты, исполняя песни Зыкиной
про Россию, про Родину...
Когда Ирине исполнилось одиннадцать лет, ее семья переехала в Киев. Здесь в полной
мере раскрылись ее способности к педагогике (видимо сказались гены). Ирина
училась на «отлично», была комсоргом и занималась подшефной работой с так
называемыми «трудными». Она водила ребят в кино, на каток, разговаривала о книгах,
то есть, была настоящим лидером. Некоторые из ее подшефных даже влюблялись в
нее...
Исполнение мечты
Как уже говорилось, Ирина Шевчук всегда мечтала стать актрисой, и однажды такой
случай подвернулся. В 10-м классе она снялась в эпизодической роли в фильме Резо
Чхеидзе «Ну и молодежь». Трех недель, проведенных на съемках, хватило, чтобы
навсегда влюбиться в актерскую профессию.
Поначалу девушка решила поступать в Киевский театральный институт. Она
подготовилась, выучила украинский репертуар, но в последний момент под влиянием
подруги выбрала ВГИК, где Народный артист СССР, профессор В.В. Белокуров набирал
национальный курс. Ирина успешно выдержала экзамены, и была зачислена в
институт...
Рита Осянина
Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», рассказывающая о подвиге
девушек-зенитчиц, противостоящих немецким диверсантам, вышла в свет в конце 60-х.
Резонанс она вызвала просто огромный. Номера журнала «Юность», где она была
опубликована, в один миг стали библиографической редкостью. Театры не преминули
воспользоваться хорошим материалом, и уже в 1970 году несколько из них (в том числе
знаменитая Таганка и Театр Советской Армии) перенесли книгу на сцену. В том же 1970
году на произведение Бориса Васильева обратили и кинематографисты...
Режиссером будущей картины вызвался стать Станислав Ростоцкий. На роли
девушек-зенитчиц он планировал взять нераскрученных актрис. На поиски подходящих
кандидатур ушло три месяца. Тщательно, кропотливо режиссер просматривал
выпускниц и студенток театральных вузов столицы. Не обошел своим вниманием
Ростоцкий и курс, где училась Ирина Шевчук. Стоит заметить, что Белокуров обычно
был категорически против съемок своих студентов в кино, но на этот раз он
возражать не стал...
Ирина Шевчук к тому времени уже успела тайком от своего преподавателя
поучаствовать в съемках сказки «
Приключения желтого чемоданчика». И вот
она - новая возможность! Она пришла на пробы роли Жени Камельковой, но должного
впечатления на Ростоцкого не произвела. «Не годится, какая она Женька, пигалица?!
Но если хочешь, можешь в массовке подзаработать», - заявил он. Ирина Шевчук
вспоминает: «Я не просто переживала, я обрыдалась от обиды, а Ростоцкого
возненавидела и сказала себе, что никогда в жизни не хочу его даже знать - такое
смелое заявление в начале актерского пути». К счастью, на Ирину обратил внимание
оператор, он то и уговорил попробовать девушку на другую роль - Риту Осянину. Через
несколько дней девушку пригласили на пробы, после чего она была утверждена.
На экраны «А зори здесь тихие...» вышли в августе 1972 года. Картину давно ждали, и она
оправдала эти ожидания, собрав уже в первый год проката 66 миллионов зрителей и
заняв по этому показателю первое место. В 1973 году на Всесоюзном кинофестивале в
Алма-Ате картина Ростоцкого была удостоена Главного приза, а читатели
популярного журнала «Советский экран» назвали ее лучшим фильмом года (за «А зори
здесь тихие...» проголосовало 83% читателей). Для самой же Ирины Шевчук работа с
великим Ростоцким стала серьезной школой, сравнимой с той, что она получила во
ВГИКе у Белокурова.
70-е годы
В 1972 году Ирина Шевчук окончила Всесоюзный государственный институт
кинематографии и была принята на киностудию им. Довженко. Роль Риты Осяниной
сделала ее актрисой первой величины, и поэтому отбоя от предложений сниматься у
Ирины не было. Она и снималась. Вот только большинство из фильмов с ее участием не
дотягивало до уровня легендарной картины Станислава Ростоцкого. Так, например,
режиссер Алексей Мишурин в 1973 году пригласил молодую звезду на главную роль в
свою картину «
Абитуриентка».
В основу фильма был положен документальный факт: история юной стюардессы Надежды
Курченко, ценой своей жизни сорвавшей планы террористов по угону пассажирского
самолета. Сценарий предполагал создание увлекательной, остросюжетной ленты,
однако идеологические установки внесли свои коррективы, и в результате
получилась стандартная советская «героическая киноповесть» с вялотекущим
сюжетом.
Не вызвала большого успеха у зрителей и картина Бориса Ивченко «
Марина» (по одноименному
рассказу Бориса Лавренева), где Ирина Шевчук также исполняла главную роль, а ее
партнером стал популярный Владимир Конкин. Вот как писала о фильме критик Ирина
Соловьева: «В фильме романтические краски наложены гуще, чем у писателя, но без
лавреневской простодушной упоенности, отчего вся эта красочность кажется
холодной и искусственной. У сценариста А.Сацкого и режиссера Б.Ивченко к
романтизму, ими же усиливаемому, словно бы недоверие. Они подстраховываются.
Странной кажется и избранная авторами безвольная свобода выразительных средств.
Фильм по своей природе какой-то вяло уживчивый, впускающий на свою площадь что
придется».
Вряд ли кто сегодня вспомнит и такие фильмы с участием Ирины Шевчук, как: «
Эффект
Ромашкина» (Маша), «
Второе
дыхание» (Женя Жовнир), «Преступление» (Маша Стрельцова), «
Право
на любовь» (Христина Николаевна Камышина) и другие.
Впрочем, были и приятные исключения. Одним из них является драма все того же
режиссера Станислава Ростоцкого «Белый Бим - Черное ухо» (1977), снятая по повести
Гавриила Троепольского. Главную роль в ней исполнил неповторимый Вячеслав
Тихонов, а Ирине Шевчук досталась роль Даши. Трогательная, сентиментальная
история об одиноком хозяине с больным сердцем и о его преданном псе была просто
обречена на успех. Уже в первый год демонстрации этот двухсерийный фильм
посмотрело свыше двадцати миллионов зрителей. В том же, 1977 году, «Белый Бим -
Черное ухо» был признан по опросу читателей журнала «Советский экран» лучшим
фильмом года. А в следующем году картина получила главный приз на кинофестивале в
Карловых Варах и даже номинировалась на знаменитый «Оскар» в категории
«Иностранный фильм».
Личная жизнь
Ирина Шевчук никогда не испытывала дефицита в поклонниках. После выхода на экраны
фильма «А зори здесь тихие...» актриса получала письма мешками. Она вспоминает:
«Это приятная и красивая игра - завоевывать сердца, принимать комплементы и
подарки, влюбляться, расставаться. Практически всегда инициатором разлуки была я,
не помню, чтобы кто-нибудь из мужчин меня хоть как-то обидел». Рассказывая об
отношениях с партнерами на киноплощадке, она признается: «Приключения - да,
бывали, у кого их не было. Представьте, молодая, симпатичная, в условия экспедиции,
да еще играет о любви и при этом она говорит: «Ах, ничего не было!», - ложь. Без
любовного приключения нет стимула к жизни, но чтоб роман - Боже упаси, только не
артист».
Вот и мужа Ирина Шевчук себе нашла не из актерской среды. Им стал пианист,
композитор и аранжировщик
Александр Афанасьев, в те годы работавший
руководителем программы «Товарищ кино». «Два года мы друг друга не замечали, -
вспоминает Ирина Борисовна, - а потом мне предложили музыкальный номер. И вот пока
мы репетировали, между нами словно пробежала искра. Довольно быстро роман перерос
в брак, «долгий и счастливый» - как пишут в сказках».
В 1981 году у супругов родилась дочка Александра , последствии ставшая известной
актрисой.
80-е годы
В 1983 году Ирина Шевчук перешла на Киностудию имени М. Горького. К этому периоду
относится ее роли в таких картинах, как: «
Медный ангел»
(геолог
Марина Громова), «
Загон» (жена профессора Захарова), «
Секунда на подвиг» (Мария Новиченко) и других. Как правило, это были
стандартные, идеологически выдержанные и не представляющие особого интереса
ленты.
Яркий пример -
политический детектив Вениамина Дормана «
Медный ангел», где
актриса исполнила одну из главных ролей геолога Марину Громову. Привычный для
советского периода сюжет: группа наших ученых, работающих в одной из стран
Латинской Америки, становится объектом шантажа и политических интриг
реакционных сил. Они вступают в противоборство с теми, кто пытается повернуть
время вспять, и побеждают...
Такого же плана и политический детектив Игоря Гостева «
Загон», о котором и не стоило бы
упоминать, если бы не тот факт, что в фильме впервые снялась дочь Ирины Шевчук -
Александра Афанасьева-Шевчук .
Шестилетняя девочка сыграла дочку профессора Захарова.
Организаторская деятельность
С конца 80-х годов Ирина Борисовна активно занимается организаторской
деятельностью. Вместе с Борисом Токаревым, Галиной Яцкиной, Евгением Жариковым и
Всеволодом Шиловским они организовали в 1989 году актерский фестиваль «Созвездие».
А позднее, в 1991 году, Ирина Борисовна стала одним из основателей популярного
отечественного кинофестиваля «Киношок». Страна и кинематограф в те годы
переживали не лучшие времена: кризис, безработица. Но Ирина Борисовна с огромным
энтузиазмом взялась на новое для себя дело, став генеральным директором
Творческого центра «Киношок». С каждым годом фестиваль становился все
престижнее, и в 1996 году получил статус Открытого фестиваля стран СНГ и Балтии.
Помимо работы в рамках «Киношока» Ирина Борисовна с 1995 года является членом
киноакадемии «Ника», а с 2000 года - вице-президентом Гильдии актеров кино России.
Кино. Новый век
В последние годы Ирина Шевчук вновь появляется на киноэкранах. Среди ее работ -
роли в фильмах: «
Исцеление любовью» (Анфиса), «
Эксперты» (Татьяна
Волочкова), «
Женщина без прошлого» (Лилия Семёновна), «
Дом с
сюрпризом» (Валерия). Но несмотря на множество киноролей, для миллионов
зрителей она по-прежнему остается Ритой Осяниной, круглолицей девочкой-солдатом,
с пухлыми по-детски губами и огромными глазами, такой юной, и такой мужественной,
бесстрашной...