Гвоздикова Наталья Фёдоровна родилась в 1948 году на станции Борзя Читинской
области.
Отец - Гвоздиков Фёдор Титович (1911 г.р.). Мать - Гвоздикова Нина Николаевна (1921 г.р.).
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1971, актёрская
мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).
С 1971 - актриса Театра-студии киноактера.
Учеба. Первые роли в кино
В 1967 году Наталья Гвоздикова поступила во ВГИК. Она училась в мастерской С.А.
Герасимова и Т.Ф. Макаровой. На третьем курсе Наталья впервые появилась на экране
в новелле Сергея Тарасова "Белые дюны" (1969).
По окончании ВГИКа в 1971 году Гвоздикова стала актрисой Театра-студии киноактера.
Первой большой работой стала роль Светланы в детском фильме "Ох, уж эта Настя" (1971).
В 1972 году актриса снялась в знаменитой "Большой перемене" режиссёра Андрея
Коренева. Она сыграла Полину - жену главного героя, учителя истории Нестора
Петровича. В этом фильме Гвоздикова предстала перед зрителями жгучей брюнеткой,
снявшись в парике.
Среди других ролей тех лет: роль Тони Сагайдачной в эпической военной драме
Тимофея Левчука "Дума о Ковпаке", эпизодические роли Наташи и телефонистки в
фильмах Василия Шукшина "Печки-лавочки" и "Калина красная". И все же это были не те
роли, которые могли принести славу актрисе...
Встреча с Евгением Жариковым
В 1973 году произошла встреча, изменившая жизнь Натальи. Её пригласили пробоваться
на главную женскую роль в фильме "Микрорайон" по роману Лазаря Карелина. Главную
мужскую роль должен был играть
Евгений Жариков . К тому времени он уже много снимался и
был довольно известным актёром. На его счету были роли в фильмах: "Снегурочка",
"Иваново детство", "Три плюс два" и других.
Надо сказать, что Наталья к тому времени была замужем, но этот брак оказался
неудачным. По словам актрисы, она уже тогда знала, что жить с прежним мужем не
будет.
На пробы к фильму "Возле этих окон" Гвоздикова опоздала. Когда она пришла, Жариков
ждал ее с недовольным видом. Вот как Наталья описывает их встречу: "Когда я вошла в
комнату, Жариков уже был там, сидел с недовольным видом, нога на ногу, развалившись
в кресле. При знакомстве он не встал, а так, знаете ли, слегка замешкался. И я сразу
почувствовала к нему неприязнь, хотя особого повода, собственно, и не было. Это
была наша первая встреча.
Закончилась она тоже не слишком многообещающе. Прежде чем начать работать, я
прикинула время окончания съемок и, поняв, что домой своим ходом уже не доберусь,
попросила после репетиции предоставить мне машину. Женя потом признался, что был
поражен моими "претензиями": "Ну и принцесса! Еще студентка, а уже машину требует..."
Проще говоря, после первой встречи между нами ничего, кроме взаимной неприязни, не
возникло".
И все же им пришлось работать вместе. "Поначалу мы просто привыкли находиться
вместе, затем, естественно, начали присматриваться друг к другу, - вспоминает
Наталья. - Неприязнь со временем ушла, и даже, как ни странно, возникла некая
обоюдная симпатия".
"Рожденная революцией"
В 1974 году Григорий Кохан приступил к съёмкам телевизионного 10-ти серийного фильма
"Рождённая революцией". Гвоздикова и Жариков, отношения между которыми переросли
в любовь, собирались пробоваться вместе. Но тут Наталья заболела, и Евгений
отправился один. Его утвердили на главную роль. На роль его возлюбленной Марии
тоже уже была претендентка. Но внезапно из Москвы пришло распоряжение - актрисе
запретили сниматься по причине не совсем подходящей национальности.
Стали пробовать других актрис, и Евгений Жариков воспользовался этим. С Натальей
они разыграли перед режиссёром небольшой спектакль... Когда на пороге студии
возникла слегка запыхавшаяся Гвоздикова, заявившая что она пришла на пробы,
Евгений Жариков тут же воскликнул: "Григорий Романович, посмотрите, именно та, что
нам нужна!".
Режиссёр не о чем не догадался. А дальше... рассказывает Наталья Фёдоровна:
"Я ужасно нервничала - ничего не получалось. Это был настоящий кошмар, ужас! Даже
заплакать не смогла, когда попросили. Сделали перерыв. Женя отозвал меня в сторону
и говорит: "Ты когда-нибудь пользовалась на съемках нашатырным спиртом?" Я отвечаю:
"Нет". "Сейчас не только ты, а вся съёмочная группа зарыдает..." Возвращается из
медпункта с флаконом нашатырного спирта. "Значит так, - по-хозяйски мне говорит, -
налей нашатырь в носовой платок, крепко зажми и держи, чтобы спирт не выдохся.
Когда будет нужно заплакать, поднесешь платок к носу, вдохнешь поглубже - и пойдёт
как по маслу."
Стоит ли описывать, что произошло дальше? На пробе у меня перехватило дыхание,
глаза вылезли из орбит... Текст я продолжала говорить на полном автопилоте. Ну,
думаю, все, погибла!... А режиссёру Григорию Кохану, представьте себе, мой "столбняк"
понравился. И меня утвердили".
На пробах Евгений сделал Наталье предложение. Из-за съёмок у них не было медового
месяца. Свадьбы тоже как таковой не было. Молодых отпустили со съёмок на пару дней
в Москву - расписаться. Брат Евгения - военный - отвёз их в ЗАГС и обратно на
дребезжащем армейском "газике". С тех пор Евгений и Наталья неразлучны.
Другие работы в кино
Роль Марии Кондратьевой стала звёздным часом Натальи Гвоздиковой, сделала её в
один миг всенародно-любимой актрисой. В то же время эта роль закрепила за ней
некоторые стереотипы. К примеру, её героиня в фильме отлично владела французским
языком, хотя на самом деле Гвоздикова его совершенно не знала. Но в дальнейшем в
кино её этот язык постоянно преследовал. Режиссеры, убежденные в её способностях
постоянно вставляли в ее роли хотя бы одну маленькую фразу.
А однажды и вовсе пришлось играть на французском. Наталья Фёдоровна вспоминает:
"Молодому польскому режиссёру Роберту Глински понадобилась русская актриса,
которая должна была сыграть дворянку. Говорить по-французски требовалось
практически весь фильм. И кто-то ему ляпнул, что Наталья Гвоздикова знает
французский язык. Мнепозвонили и скромно спросили - смогу ли я сказать пару фраз
по-французски. Я ответила, мол, конечно, нет проблем. Когда же мне дали сценарий, я
пришла в ужас - столько там было текста. Слава Богу, что сын - лингвист. Фёдор мне
все перевел, поставил произношение. Днем и ночью слова учила, измучилась вся!
Везде висели листки - в ванной, в коридоре, на столе... А на съемках Роберт сказал,
что я слишком хорошо говорю по-французски, надо бы похуже. Самое обидное, что этого
фильма я так и не видела...".
После сериала "Рождённая революцией" Наталья Гвоздикова много и интересно
снималась. Она продолжила съемки в фильме "Дума о Ковпаке", сыграла роль Тони в
криминальной драме "Опасные друзья". Героини, которых приходилось играть Наталье
Гвоздиковой, практически всегда были воплощением положительного образа. Но
иногда бывали и исключения. В психологической драме "Ночь самоубийцы" актриса
сыграла, как она сама выразилась, "жуткую сволочь-милиционершу".
С середины 80-х Гвоздикова, в отличие от своего мужа, снимается в кино все реже.
Наталья Фёдоровна признается: "Был период, чего скрывать - раздражалась,
сердилась, ворчала: как это его приглашают, а меня нет. В общем, сама себе портила
жизнь, чего-то все накручивала себя. Но потом смогла в себе это подавить, и не
просто подавить - исключить. Конечно, я не могу сказать, что засыпана
предложениями, но все равно от некоторых ролей пришлось отказаться. Предлагают в
основном криминальные сериалы, но после "Рожденной революцией"... Пустое мелькание
мне ни к чему. Ни денег приличных, ни интереса, а должно быть хотя бы что-то одно".
Личная жизнь
Вот уже более тридцати лет Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков живут вместе.
Было время, когда их называли самой красивой парой Советского Союза. Как
признается сама актриса, были моменты, когда они находились в шаге от развода. И
все же любовь и уважение друг к другу оказывалось сильнее.
Сын Натальи Фёдоровны и Евгения Ильича Фёдор к актёрской профессии не имеет
никакого отношения. Он закончил иняз, получил офицерское звание и стал
переводчиком.
Любит читать исторические исследования Соловьёва, Карамзина, Ключевского. Любит
балет, творчество Г.Улановой, Е.Максимовой. Лопаткиной. С удовольствием слушает
симфонические произведения в исполнении Максима Федотова и Спивакова (ансамбль
"Виртуозы Москвы"), а также эстрадные песни Ларисы Долиной и Александра Серова.
Любимые актеры театра и кино: Раневская, Гриценко, Смоктуновский, Стржельчик,
Яншин, Андровская.
Любит животных: собак, кошек, птиц. Есть собака - Рональд Сноу - английский коккер
спаниель, и волнистый попугай Петруша. Имеет 2-й взрослый разряд по спортивной
гимнастике, любит плавание, бокс, гимнастику и прыжки с трамплина.
Настоящее
Наталья Гвоздикова Член Союза кинематографистов с 1976 года. Действительный член
Академии "НИКА" с 1993 года. В настоящее время является заместителем председателя
правления общества "Книга" г. Москвы, советником по культуре Ассоциации "Книга.
Просвещение. Милосердие", председателем приемной комиссии Фонда "Актёры -
милосердие".