Детство
Сергей Барковский родился 14 декабря 1963 года в Алма-Ате. Правда этот город, по
признанию самого Сергея, он совсем не помнит, поскольку уже в три года его увезли
на Украину, в город Николаев.
Здесь, в Николаеве, и прошло детство Сергея. Обычное детство советского мальчишки,
который, как и многие, был пионером, затем комсомольцем (и даже председателем
совета дружины), шагал под барабан и верил в «светлое будущее»...
Несостоявшийся строитель коммунизма
По окончании школы, Сергей Барковский отправился в Ленинград - поступать на
философский факультет ЛГУ. На философском факультете тогда было два отделения:
собственно философский и научного коммунизма. Сергей выбрал второй - ведь чтобы
построить то самое «светлое будущее», надо было этому сначала научиться!
Единственный момент смущал будущего «строителя коммунизма» - по его убеждению,
чтобы получить настоящую жизненную практику, для начала необходимо было
отслужить в армии...
Успешно пройдя экзамены, Сергей подошел к последнему - испанскому языку. Его надо
было сдать обязательно на «отлично», что собственно и произошло. И тут...
Неожиданно для преподавателей Сергей попросил их поставить ему четверку. Свою
просьбу он объяснил желанием служить в армии, мол армия - это квинтэссенция жизни,
бесценный опыт, школа жизни и т.д. Преподаватели были в полном шоке, - такие
заявления в самый разгар Афганской кампании! Кончилось все тем, что преподаватели
САМИ стали уговаривать его поступить в университет! Уговорили... «А через год, -
признается Сергей, - пообщавшись с моими однокашниками, которые отслужили и знали
что это такое на самом деле - армия, понял, что правы были те преподаватели».
Сергей Барковский рассказывает: «Мне повезло - я попал на очень творческий курс
философского факультета, что редкость, в отличие от технарей. Философы обычно -
одиночки. Все же мудрецы! Все - в своем мире. А здесь - все люди подобрались -
открытые, творческие. У нас были и музыканты, и художники, и поэты... Каждый второй
писал стихи! Каждый четвертый - приличные! Мы издавали сборники, за которые иногда
нам попадало. Газету издавали. «Зебра» называлась...»
Университет Сергей окончил с отличием. Затем около года преподавал философию в
ЛВИМУ им. Макарова, готовясь к поступлению в аспирантуру, но... неожиданно решил
круто изменить свою жизнь.
Призвание
Тягу к актерской профессии Сергей ощутил еще, будучи студентом. При университете
существовал самодеятельный театр. Под руководством режиссера Игоря Борисова
ребята ставили различные спектакли, капустники. Сергей вспоминает: «Все это меня
так «зажгло» - я ощущал некий подъем, воодушевление. Мне не столько нравилось
выходить на сцену - сколько существовать на ней. Чувствовать особую реальность,
каждым нервом ощущать Правду. И тогда я понял, что мне дано заниматься этим
делом».
После окончания университета Сергей некоторое время параллельно с
преподавательской деятельностью занимался в полупрофессиональной студии,
которую вел Вадим Сергеевич Голиков, руководитель театра Комедии. А когда Голиков
стал набирать курс в ЛГИТМиК, Сергей Барковский пошел к нему учиться.
Проучившись полтора года у Голикова, Барковский перешел на курс Мара
Владимировича Сулимова. Он вспоминает: «У этого мастера была мощная школа! Если вы
прочитаете книгу «Посвящение в режиссуру» - вы поймете что это такое - Школа
Сулимова. В этой книге, которую мы издали с моим однокурсником, Александром
Синотовым, собраны все брошюры Сулимова, которые он писал для студентов. О началах
режиссуры, на мой взгляд, мало кто так писал. Станиславский, Кнебель... На пальцах
одной руки можно сосчитать...»
Именно Сулимов сделал из несостоявшегося философа настоящего актера. Еще учась в
институте Сергей Барковский сыграл множество интересных ролей, среди которых:
князь Мышкин в спектакле по роману Ф. Достоевского «Идиот», Дон Хуан в спектакле
по пьесе Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана», Сильченко в спектакле по
рассказам В. Шукшина «Штрихи к портрету», Мозгляков в спектакле «Дядюшкин сон»,
Войцек в спектакле по пьесе Бюхнера «Войцек». Своими работами Барковский уже
тогда заслужил признание специалистов. Сам Сулимов говорил: «Даже если
Барковский играет плохо - он играет хорошо!»
Институт Сергей Барковский окончил с двумя дипломами - актерским и режиссерским.
Причем оба диплома - красные!
Театр
Институт Сергей Барковский окончил в 1992 году. И в том же году он был принят в
труппу Молодёжного театра на Фонтанке. В это трудное для России время, когда
страну потрясали политические и экономические кризисы, Барковский не опустил
руки. Вместе со своим однокурсником Сергеем Егоровым они написали пьесу-фантазию
на тему восточных сказок, которая называлась «Калиф-аист». Чтобы хоть как-то
просуществовать, они ездили с этой сказкой по детским садикам и школам.
Позже Барковский восстановил этот спектакль, который «оброс» деталями, нюансами.
А в 1996 году на фестивале спектаклей для детей «Банановая рыба» в Таллинне работа
Барковского была отмечена премией «За лучшую мужскую роль».
В Молодежном театре Барковский работает и по сей день. Актер необыкновенно
популярен у питерских театралов. Его любят за прекрасные, глубокие образы,
создаваемые на сцене с присущим ему умом, любовью и виртуозностью настоящего
мастера. Диапазон ролей, доступных артисту, необычайно широк. В его репертуаре:
«Ночь ошибок» (Сэр Чарльз Марлоу), «Двенадцатая ночь, или что угодно» (Сэр Тоби
Белч), «Стакан воды» (Болингброк), «Касатка» (Абрам Желтухин), «Дни Турбиных»
(Тальберг, Алексей Турбин), «Жаворонок» (Король Карл), «Три сестры» (Чебутыкин) и
многие другие.
Одновременно с работой в Молодежном театре Барковский выступает на сценах других
театров. Так в театре «Русская антреприза им. А.Миронова» актер играл Джорджа
Райли в спектакле «Входит свободный человек» и Павла Прохоровича в спектакле
«Шутники». Был Барковский задействован в спектаклях: Театра комедии им. Н. Акимова
(«Призраки», роль - Паскуале Лойяконо), Творческого объединения «Арт Питер»
(«Картины из жизни девицы Любови Отрадиной», роль - Актёр Шмага; «Я должен убрать
президента», роль - Франсуа Пиньон; «Месье Амедей», роль - Кюре Жозеф), Пушкинского
театрального центра («История села Горюхина», «Авдей Флюгарин», «Жуковский.
Прощание»), Петербургского экспериментального театра («Тореро», роль -
Маркос-импресарио), Театральной компании «Антика» («Флорентийская трагедия»,
роль - Купец Симоне).
За свои работы Сергей Барковский неоднократно награждался престижными
театральными премиями. Особо стоит отметить Премию имени Смоктуновского (актера,
являющегося кумиром Сергея Барковского) за исполнение роли Карла в спектакле
Молодежного театра на Фонтанке «Жаворонок».
Кино
В отличие от театра в кино у Сергея Барковского достижения гораздо скромнее. И это
несмотря на то, что снимается актер очень много. Сам актер объясняет это так: «Для
кино я «темная лошадка», поэтому, видимо, мне и достаются роли маленьких людей,
неудачников. Если в театре я играю разные характеры, разный возраст, темперамент,
то в кино, и особенно в сериалах, - почему-то однотипных героев. То ли потому что
камера видит «однозначнее», то ли потому что выбор актеров очень большой. Может,
кинорежиссерам удобнее определенность».
Зрители знают актера по ролям в фильмах и сериалах: «Летающий пистолет» из серии
«
Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (Фредерик Веплер), «Бедный, бедный Павел»
(Доктор Роджерсон), «Бандитский Петербург» (Либман), «Улицы разбитых фонарей»
(Стукач Степаныч), «
Спецотдел» (Доре), «
Три цвета любви» (Прохоров), «
Сестры» (Гоша), «Брежнев» (Горбачев)
и другим.
Одна из ярких ролей актера - профессор Зверев в молодежной комедии «
Тронутые». Как признается сам актер: «От работы в проекте я получил
особенное удовлетворение. Во-первых, роль интересная: декан абсолютно живой
человек, что принципиально важно. Он не номинальная функция, а личность со всеми
своими плюсами и минусами, сложностями, противоречиями. С одной стороны, мой герой
фигура сильная. Он декан факультета, руководитель и, в силу своего служебного
положения, не может быть иным. С другой стороны, как личность он слабый, временами
нелепый, с массой комплексов. Этот образ узнаваем. У него своя судьба и здесь есть,
что играть.К тому же, «
Тронутые» - это молодежный
сериал, чего у нас мало. Конфликт поколений вечная тема, когда не возникает некой
«сцепки» между людьми разных возрастов и мировоззрений. Эта тема мне близка,
потому что у меня есть сын примерно такого же возраста как и герои сериала и я
чувствую, сколько требуется внутренних затрат, чтобы найти с ним взаимопонимание.
Нынешнее поколение очень резко рвануло вперед. И эта тема тоже находит свое
развитие в фильме».