Джим Шеридан - ирландский кинорежиссёр и сценарист, шестикратный номинант на
премию «Оскар» и лауреат многочисленных престижных кинопремий, включая главный
приз Берлинале «Золотой медведь» за историческую ленту «
Во имя отца».
Шеридан - одна из ключевых фигур современного ирландского кинематографа, при
активном содействии которого состоялось возрождение национального кино, как
такового. Режиссёр и автор десятка сценариев к коммерчески успешным хитам,
Шеридан был шесть раз выдвинут на премию «Оскар», дважды номинирован на «Золотой
глобус» и столько же раз боролся за премию Британской кино и телеакадемии, но по
сей день так и не получил ни одной из них.
В актёрской среде Шеридана прозвали «режиссёром актёров» из-за крайне удачного
кастинга в собственных картинах, обычно выливающегося в номинации исполнителей
основных ролей на «Оскар». Наиболее примечательные режиссёрские и сценарные
работы Джима Шеридана - «
Моя левая
нога» (дебют в кино), «
Во имя отца», «Боксёр»,
«
В
Америке» и «
Братья». Во всех упомянутых картинах, кроме двух последних,
задействован именитый Дэниэл Дэй-Льюис - актёр, обязанный своей славе именно
Шеридану.
Джим Шеридан родился в семье актрисы Анны и железнодорожного работника Питера - 6
февраля 1949 года в Дублине. Джим был старшим среди семерых братьев и сестёр.
Окончил Дублинский университетский колледж и актёрскую школу при театре
Аббатства.
Шеридан начинал свою карьеру с театра - в 1967 году он, совместно с братом Питером,
основал театральный центр Project Arts, расположенный в дублинском районе Темпл-Бар.
Заведение мгновенно стало одним из самых респектабельных авангардных театров в
столице Ирландии. Около десяти лет Шеридан проработал его художественным
руководителем. За этот период времени для театра им было написано множество
собственных пьес. В 1981 году Шеридану, однако, пришлось покинуть ответственный
пост после предполагаемого участия в громком гомосексуальном скандале.
Вскоре он вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк, где, после короткого обучения в
киношколе Нью-Йоркского университета, Шеридан занял кресло директора
Ирландского художественного центра.
В 1989 году Шеридан в срочном порядке вернулся в родную Ирландию по приглашению
продюсера Ноэль Пирсон, который убедил того экранизировать нашумевшие мемуары
Кристи Брауна «
Моя левая
нога». На главную роль самого Брауна Шеридан утвердил практически неизвестного
актёра Дэниэла Дэй-Льюиса. Одноимённая экранизация стала прорывом не только для
дебютанта Шеридана, но и для всего ирландского кинематографа в целом, собрав пять
номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучшую режиссёрскую работу и лучший
адаптированный сценарий. Тем вечером статуэтки забрали Дэй-Льюис, проснувшийся
знаменитым после релиза картины, и Бренда Фрикер за лучшую женскую роль второго
плана.
На протяжении следующего десятилетия Шеридан работал с разнообразными жанрами
кинофильмов: от исторической драмы до спортивного триллера. Сюжет «Поля»,
экранизации одноимённой пьесы Джона Б. Кина, повествует о пожилом Булле Маккэйбе,
маниакально сражающемся с ирлано-американцем за собственные земли, которыми
семья Маккэйбов владела на протяжении многих десятков лет. Актёр Ричард Харрис,
исполнивший роль Булла Маккэйба, выдвигался на премию «Оскар», но проиграл
Джереми Айронсу.
В 1993 году Шеридан срежиссировал и написал сценарий к своему, пожалуй, наиболее
известному и завершённому фильму - «
Во имя отца». На главную
роль режиссёр традиционно пригласил Дэниэла Дэй-Льюиса. Лента имела огромный
кассовый успех и собрала более 20 наград, включая главный приз Берлинского
кинофестиваля «Золотой медведь» и семь номинаций на «Оскар».
Следующую номинацию на премию Академии Джим Шеридан получил за создание сценария
к полуавтобиографической драме «
В Америке», основанной на
его собственной жизни в Нью-Йорке в начале 1980-х. Из последних проектов режиссёра
выделяются «
Братья» с Тоби Магуайром, Натали Портман и Джейком Джилленхолом, а
также триллер «
Дом грёз». Примечательно, что от разработки последнего Шеридан
всячески пытался откреститься, даже подав заявку в Гильдию режиссёров США, чтобы
его имя в титрах было заменено на анонимные «Алан Смити» или «Джон Доу».
Личная жизнь
С 1972 года Джим Шеридан женат на писательнице Фрэн Шеридан, в браке с которой у него
родилось трое дочерей: Наоми, Кирстен и Тесс. Кирстен и Наоми вместе с отцом
номинировались на «Оскар» за написание сценария к «
В Америке».
Шеридан является владельцем чистокровной верховой лошади Винни Ро.
Значение и элементы режиссёрского стиля
Большая часть фильмов Джима Шеридана затрагивает тему взаимоотношений между
Ирландией и Америкой. Время, проведённое им в Нью-Йорке, оказало необъятный эффект
на его работы. Многие проекты Шеридана были созданы им под влиянием классических
лент Джона Форда. «
Поле», например, переосмысливает ключевую тему его комедии «Тихий
человек», а сценарий Шеридана к приключенческому фэнтези «
На запад» явно перекликается с
фордовским вестерном «Искатели».
Мотивы некоторых картин Шеридана держатся на его собственной биографии и жизни.
Абсолютно несентиментальный портрет Кристи Брауна, изображённый в «Моей левой
ноге», берёт свои корни из детства режиссёра, проведённого в Нортсайде. Здесь
Шеридан комбинирует свои твёрдые политические убеждения с сильным ощущением
эмоциональной мощи драмы.
Все последующие работы режиссёра имеют дело с волнующими ирландскими проблемами,
аллегорически структурированными в условия семейного конфликта. «
Поле» - яркий этому
пример. Главный герой, пожилой фермер Булл Маккэйб, потративший всю свою жизнь на
культивирование небольшого поля на бесплодной и суровой земле, теперь находится
на содержании у своего многострадального сына и жены. Когда экономный
ирлано-американец пытается купить участок земли, Булл категорически противится
этому. Кульминацией фильма становится жестокое убийство. Изобретательная
актёрская игра Ричарда Харриса принесла ему очередную номинацию на «Оскар», а за
Шериданом прочно закрепилось прозвище «режиссёр актёров».
Сценарии Джима Шеридана обычно разоблачают все социальные реалии. В «
На запад»
- это бедность, алкоголизм и дискриминация, в «
В Америке» - алчность,
халатность и страх.
Отличительной чертой его режиссёрского стиля является сотрудничество с Дэниэлом
Дэй-Льюисом, близко общающимся с Шериданом с 1989 года. Вместе они работали на
съёмочных площадках трёх проектов, за роль в одном из которых Дэй-Льюис
удостоился своего первого «Оскара». Режиссёр говорил: «Вы знаете, когда ты
смотришь на гения в работе, каковым и является Дэниэл, когда ты говоришь „снято“,
когда ты видишь, как Дэниэл возвращается в свое тело - это как отпирание
банковского хранилища».