Родился 27 апреля 1967 года в Москве в семье известных актеров Александра Сергеевича
Лазарева и Светланы Владимировны Немоляевой .
В 12 лет Саша впервые вышел на сцену в роли Федора Лямина в спектакле «Леди Макбет
Мценского уезда» Театра имени Вл. Маяковского, где выступали его родители. Вскоре
состоялся дебют мальчика и в кино. В 1981 году он сыграл в телеспектакле Александра
Орлова «
Тайна Эдвина Друда», а год спустя - в детективном телесеоиале «
Профессия - следователь».
Юность
В 1984 году Александр поступил в Школу-студию МХАТ на курс Ивана Михайловича
Тарханова. После первого курса, он был призван на службу, которую ему довелось
проходить в составе военной команды при Центральном театре Советской Армии. В
течение двух лет он работал монтировщиком, дворником и грузчиком. Однако сам
Александр не считает это время потерянным:
«Это дало мне более естественное и конкретное отношение к людям и окружающим
обстоятельствам. Очень обыкновенные человеческие понятия - долг, труд, обман,
страсть - обрели для меня смысл. На какие-то вещи надо реагировать просто
по-мужски. Мужчина должен уметь поднимать тяжести, мужчина не должен гнушаться
подмести двор или расколоть лед. И нельзя сваливать эту работу на другого, а
самому увиливать. А молодой студенческий организм, только поступивший в институт
и воспитанный на Бальмонте, Мандельштаме и Шекспире, об этом и не подозревает».
В 1987 году Александр Лазарев вернулся в Школу-Студию МХАТ, где доучивался уже на
курсе Александра Александровича Калягина.
Во время учебы Александр изредка снимался в небольших ролях в кино. Пытаясь
доказать, что он не «блатной» и может всего добиться исключительно сам, без помощи
знаменитых родителей, он даже одно время менял в титрах свою фамилию. Так в
картине «
Село Степанчиково и его обитатели» он
снимался под псевдонимом Трубецкой.
Театр
В 1990 году Александр окончил Школу-студию МХАТ, и в том же году был принят в труппу
театра Ленком. Александр сознательно не пошел в родной Театр им. Маяковского, где
работали его родители. Причина была все та же - желание доказать свою
состоятельность. К тому же ему не хотелось «подставлять» своих родителей в случае
провала.
Опасения насчет провала оказались напрасными. Именно театр принес Александру
широкую известность. Уже после первых своих работ в спектаклях «Женитьба Фигаро»
и «Королевские игры» актер стал необыкновенно популярен, в очередной раз
опровергнув мнение о том, что на детях знаменитостей природа отдыхает.
Популярность была настолько велика, сто на спектакль «Королевские игры», где он
блистал в паре с Амалией Мордвиновой, вообще невозможно было попасть. За эту роль
Александр был удостоен Государственной премии, премий «Хрустальная Турандот»,
имени Станиславского и премии «Московского комсомольца».
Помимо вышеперечисленных работ, Александр сыграл в сезоне 1990-1991 года небольшие
роли в спектаклях: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (Чилиец, Рейнджер, Шарманщик),
матроса в «Юноне и Авось», жителя деревни Анатовки в «Поминальной молитве». С 1991
года он играл Клавдия в спектакле «Гамлет» (постановка Глеба Панфилова).
Особенно популярен Александр Лазарев стал среди женской аудитории. И это
неудивительно - талант, помноженный на прекрасную внешность и истинное обаяние,
не мог не привлекать внимание. Одно время вокруг актера буквально кипели страсти,
которые улеглись лишь после того, как Александр женился и убедил всех в том, что он
однолюб...
Личная жизнь
Свою половину Александр Лазарев нашел еще в студенческие годы на вечеринке,
которую он устроил у себя дома. Оказалось, что Алина в свое время училась в
соседней школе. Вскоре молодые люди сыграли свадьбу.
Как правило, браки, заключенные в раннем возрасте, не выдерживают испытания
временем, - особенно, если речь идет об актерах. Но и это правило было опровергнуто
Александром. Супруги живут дружно и счастливо, воспитывают двух детей - дочку
Полину и сына Сережу.
Полина Лазарева пошла по стопам родителей и стала актрисой.
Кино. Долгий путь к признанию
В отличие от театра, в кино у Александра Лазарева долгое время не было интересных
работ. Сегодня остается только недоумевать, как актер с такими данными мог
оставаться без работы. Александр вспоминает: «...говорили, что слишком правильное
лицо. Такая интеллигентная форма отказа была: «Вы слишком хорошо выглядите для
этой картины».
Отсутствие ролей всегда тяжело переносится любым актером. Не был исключением и
Александр. Поэтому понятна его радость, когда Александр Аркадьевич Белинский
предложил Лазареву сняться в главной роли в фильме «
Провинциальный бенефис» - вместе с Галиной Вишневской, Владиславом
Стржельчиком, Вячеславом Тихоновым, Светланой Немоляевой, Валентином
Смирнитским и Леонидом Куравлевым: «Я был на седьмом небе от счастья. По полной
программе отработал - прошел фотопробы, кинопробы...»
Несмотря на этот успех, в 90-е годы, период малокартинья в России, Александру
Лазареву не удалось в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
Снимался он по-прежнему не очень часто. Большой резонанс вызвала лишь роль
Анатолия в фильме Вячеслава Криштофовича «
Приятель покойника» (1997).
В режиме цейтнота
Ситуация резко изменилась после 2000 года. Появились многочисленные предложения - в
первую очередь приглашения в сериалы. Изменился и сам актер. Талант Александра
Лазарева развился и окреп, его роли стали еще более глубокими и интересными. Чего
только стоит роль Гани Иволгина в сериале «
Идиот» - экранизации бессмертного
произведения Ф.М. Достоевского.
К своим ролям Александр Лазарев неизменно подходит со всей тщательностью. Четко
следуя режиссерским установкам, он при необходимости с удовольствием
импровизирует. Так, например, на съемках исторической картины Светланы
Дружининой «Виват, Анна Иоанновна!» актер зимой по собственной воле полуголый
нырял в снег.
Актер старается не замыкаться на одном образе, играя персонажей разных эпох и
разных слоев населения. Он представал в образах безумного маньяка («
Умирать легко»), и человека чести, сознательно идущего на гибель («Честь
имею»). В фильме Юлия Гусмана «
Парк советского периода» Александр Лазарев органично вжился в
образ тележурналиста, а в детективе Вячеслава Криштофовича «
Седьмое
небо» сыграл миллионера. Артисту одинаково хорошо даются и трагедия, и
комедия.
В последние годы Александр вообще находится в режиме цейтнота. Работа в Ленкоме,
где он стал ведущим актером, многочисленные роли в кино (по нескольку в год) - все
это не дает ему расслабиться ни на минуту. Но, как признается сам Александр, такая
жизнь ему нравится.