Маркова Римма Васильевна родилась 3 марта 1925 года в поселке Чурино Самарской
губернии в семье артистов.
В 1945-47 годах вместе с братом училась в школе-студии при Вологодском областном
театре драмы.
Окончила Драматическую студию при
Театре им. Ленинского комсомола (курс
Л. Ротбаум).
С 1951 до 1962 гг. работала в Московском театре Ленинского комсомола.
С 1962 по 1971 гг. - актриса "Москонцерта".
С 1971 года - актриса
Театра-студии киноактера.
С 1992 года на пенсии, работает по договорам, сотрудничает с ведущими театрами.
В 1995 году принимала участие в "Русском проекте" (роль железнодорожной рабочей).
Сопредседатель Партии Пенсионеров.
Брат - артист
Леонид Марков , умер 1 марта 1991 года.
Семейное положение: трижды была замужем.
Первый муж - грек Семён, был лётчиком, брак продлился около года, когда Римма
училась в студии при Вологодском драматическом театре.
От брака с музыкантом (баянистом Лидии Руслановой) Владимиром Никитиным, моложе
её на 9 лет, - дочь Татьяна, ныне врач-косметолог. Внуку Федору 12 лет.
Второй муж был испанцем - Антонио. С ним она не разводилась, штамп в паспорте до сих
пор стоит.
Жизненное кредо: Жить без пошлости, без предательства, без подлости.
Откровенная и прямолинейная, она всегда имеет своё мнение на любую тему и не
стесняется его высказывать. Старшее поколение помнит ее по «Бабьему царству» и
«Журавушке». А молодежь полюбила благодаря знаменитым «Дозорам».
Детство
Римма Маркова: «Моя мама - абсолютно сельская женщина. Она работала с семи лет, так
заведено было. Мама была очень работящей и до 89 лет себя сама обслуживала. Папа мой
из наибеднейшего крестьянства, там уйма детей в семье была, в основном мужики.
Рассказчиком он был великолепным, однажды эти его рассказы услышал режиссер
Саратовского драмтеатра - и с ходу пригласил его в труппу. Ему сразу же роли дали, а
мы поселились в маленькой комнатенке за театром».
Брат
Римма Маркова: «Мой брат Леонид Марков был младше меня на два года, и я всегда
чувствовала за него большую ответственность. Он был застенчивым парнем, а я
пробивная. Не случайно первые большие роли в театре между нами распределили так:
я, девятилетняя, была мальчишкой-беспризорником, а Лёня играл сестрёнку. Помню, в 31
году голод был страшный. Папа подвесил к потолку кастрюльку с похлёбкой и внизу
зажёг керосиновую лампу, чтобы, пока они в театре играют, сварилось всё это варево.
А Лёнька полез с ложечкой туда, капнул нечаянно на лампу, она и закоптилась. Как мы
не угорели, до сих пор не знаю. Когда папа спросил, кто это сделал, я взяла всю вину
на себя, чтобы брату не досталось. И так опекала его до самой его смерти. Он ведь
был совершенно не приспособлен к этой жизни».
Мы покорим Москву
Римма Маркова: «Я до сих пор удивляюсь своим родителям, которые нас с Ленькой
отправили из Махачкалы в Москву. Как же, поступать в студию при
Театре Ленинского комсомола
поехали, худрук Иван Берсенев обещал папе взять нас под свое крыло. Мы, когда в
Москву с отцом на актерскую биржу приезжали, зашли в Ленком и показались
Берсеневу. Он и сказал, чтобы мы через полгода приезжали. А мы же дети совсем были -
мне 19 лет, Леньке - 17. На сцену-то мы первый раз вышли маленькими совсем. Один из
спектаклей даже специально на нас ставили. «Дети улиц» он, кажется, назывался.
Причем я играла мальчика, а Ленька - мою сестру. Он так пронзительно играл сцену
смерти, что зрительницы в обморок падали. Около театра в дни нашего спектакля даже
скорая дежурила. Конфеты нам дарили, цветы. Тогда, наверное, мы и поняли, как это
здорово - быть актерами. И когда пришло время, отправились в Москву.
Отец Лене дал костюм свой единственный, он на брате, как на собаке худой, висел. Мне
мама платье какое-то сшила, туфли лакированные разношенные отдала. И чемодан с
грушами - мол, продадите и будете на эти деньги шиковать. Приехали мы, а нам и
остановиться негде. Но я же всегда была деятельной, черт возьми. Вещи - в камеру
хранения, а сами - на Центральный рынок груши продавать.
Пришли мы в театр, а там народу - толпа. Все нарядные, парень какой-то красивый с
гитарой, девочки на каблучках. И мы с Ленькой рядом с ними. На первые два тура нас
не вызывали. На третий наконец позвали. Начала читать Русских женщин и через
минуту слова забыла. Берсенев начал меня ободрять, мол, ничего страшного. Вы
танцевать умеете? - спрашивает. Я отрицательно головой качаю. Ну и ладно. А поете? Я
снова головой качаю. В общем, поняла я, что провалилась. Выхожу и сажусь Леню ждать.
Чего он там читал и как это было, он мне так никогда и не рассказал. А нас
неожиданно вызывают на последний тур - этюды. Мне надо было показать верблюда, а
Лене - орангутанга.
Вижу, стоит мой Леня с опущенными руками, бледный весь. Никто же не знает, каким он
был стеснительным! Он и хамом был от стеснения! И вдруг он прыгает на стол, за
которым сидели Берсенев, Гиацинтова, Бирман, и начинает их хватать, волосы им
перебирать. А потом так же стремительно спрыгнул и выбежал из аудитории. Я так за
него рада была! Сама кое-как верблюда показала. Переночевали мы еще одну ночь на
вокзале. На следующий день вывесили списки принятых. Мы приехали в театр немытые,
грязные. Сами можете догадаться, какие на вокзале туалеты были, мы зубы ледяной
водой чистили, их аж ломило от боли.
Народ возле списков стоит, кто-то рыдает, кто-то кричит. Я подхожу, читаю и... вижу
наши фамилии. От радости мы пешком обошли все Садовое кольцо - как вышли на улице
Чехова, так на нее и вернулись. И всю дорогу, как сейчас помню, твердили: Мы покорим
Москву!»
Первая серьёзная работа
Римма Маркова: «Моей первой серьезной работой была роль в спектакле «Вторая
любовь», ну такое действо про навоз-колхоз. У меня была сцена, где моя героиня
Фрося читала письмо, которое она написала своему возлюбленному. Нас за этот
спектакль выдвинули на Сталинскую премию. Но тут «Вторую любовь» поставили во
МХАТе, и премию, разумеется, дали им. Хотя спектакль получился намного слабее. Но я
благодаря своей Фросе такую известность получила! Лет потом тридцать со сцены то
письмо читала. Народ ради этой сцены по нескольку раз ходил в театр.
«Любовь Орлова играла мою домработницу»
Римма Маркова: «Главной нашей кинозвездой я считаю Любовь Петровну Орлову . Она не
была гениальной актрисой и божественной красотой тоже не отличалась. Но... Вот
Дина Дурбин тоже не была красавицей, но ее так умело снимали, что все влюблялись. И
Александров для Любови Петровны так выстраивал кадр, что она казалась идеалом.
Мне посчастливилось встретиться с ней на съемках ее последней картины «Скворец и
Лира». Я играла немецкую фрау, всю в кринолинах-перчатках, а Орлова - мою
домработницу.
Часть фильма снимали в Германии. И так получилось, что из женщин в группе нас было
двое - я и Любовь Петровна. И она приглашала меня выпить кофе. Помню, я так мучилась
в первый раз! Я же курю, но при Орловой дымить не смела. Сижу, кофе пью, а сама все
думаю, когда же смогу сигарету взять. И тут неожиданно Любовь Петровна достает
пачку импортных сигарет, спокойно закуривает и кивает мне: «Римма, курите».
Как-то она спросила меня: «Вы иностранные языки учите?» А какие иностранные языки,
если в школе учила немецкий, в институте - французский, а потом сама пыталась
заниматься английским. В результате так ничего и не выучила. «А вы, Римма
Васильевна, вначале один язык выучите, а потом и за другие возьметесь, будет уже
проще», - дала совет Орлова».
Лучшая подруга
Римма Маркова: «Лучшей моей подругой всегда была Нонна Мордюкова . У нас у обеих
характер не сахар, мы не раз ругались.
Она писала хорошо. Пошла я как-то в очередной раз получать паек (нам раньше в
высотке на Котельнической набережной продукты давали - сгущенку, крупу). И мне
передали номер журнала, в котором были напечатаны рассказы Мордюковой. Наверное,
она постеснялась передать мне его лично. Открываю журнал, а там надпись: «Мадам!
Если вы соизволите прочесть мое сочинение, буду вам благодарна. Н. Мордюкова». А мы
накануне в очередной раз поссорились.
И знаете, как мы помирились? Сдохнуть можно. В моем доме на первом этаже есть
аптека, куда ходит Нонна. В один из дней раздается звонок в дверь. Открываю - на
пороге стоит Мордюкова. Как была в шубе, влетела в в квартиру и принялась
расхаживать: «Мать твою, чего это я хожу в аптеку и делаю вид, будто здесь никто не
живет!» Я начала ржать, чуть не умерла от смеха. Расстались, разумеется, снова
подругами. Как мы при этом умудрялись дружить? А она человек интересный. И очень
талантливый. Конечно, у нее характер, у меня характер, мы ссорились. Но
разговаривать могли часами. Когда собирались, ржали до упаду. Надо же видеть, как
Мордюкова рассказывает».
Как мне «народную» дали
Римма Маркова: «Я всегда говорю, что думаю. Мне и звание народной артистки РФ дали
только десять лет назад. Когда начали оформлять документы, одна подруга с
удовольствием, как мне показалось, предупредила меня: «Зря все это, старухам
званий больше не дают». Ну я и успокоилась. А там у меня как раз внук родился, я вся
в хлопотах. Вдруг телефонный звонок: «Римма, поздравляем!» Я благодарю, говорю, что
так рада, ведь всю жизнь мечтала именно о мальчике. «О каком мальчике? - удивляются
в трубке - Ты что, не знаешь, тебе «народную» дали?»
«Ночной Дозор»
Римма Маркова: «В фильме у меня маленький эпизод, я не считаю, что это роль. И, тем
не менее, меня номинировали на фестивале "Золотой Орёл" как "Лучшую актрису
второго плана". На церемонию не хотела идти, да дочь с внуком уговорили. "Ночного
Дозора" я сама ещё не видела. Я-то думала, что играю ясновидящую-мошенницу. А
получилось, что я там настоящая ведьма. Сценарий мне целиком прочесть не дали.
Сказали, что Хабенскому надо уезжать на съемки во Францию и времени нет. Вручили
странички с моим текстом и стали снимать. Моя героиня ведь и летает по кухне,
помните? Как я только Богу душу не отдала, когда меня привязали к какой-то штуке и
стали раскручивать. Но не жалею, потому что любое напоминание обо мне - это хорошо:
кто-нибудь ещё вспомнит и пригласит сниматься, а это деньги. Снимали меня дня три,
и команда подобралась симпатичная, режиссёр - умняга».
Именно эта роль принесла актрисе новый виток популярности, причем среди молодежи.
А ведь молодежь редко жалует ветеранов нашего кино.
«Звезды»
Римма Маркова: «Всем кажется, что мы какие-то особенные, актёры. Но посмотрите, как
я живу: однокомнатная небольшая квартира, кресла вот-вот развалятся. Наташа
Королёва как-то сказала по телевизору: "Моя мечта в этом году - прокатиться на
дельфине!" А я вспоминаю наших старых актёров, как они доживали свой век. Любимец
публики Борис Андреев ездил из последних сил по стране, выступал за копейки.
Великая Фаина Раневская писала: "Я прожила полунищенскую жизнь!" А какая-нибудь
актриска-пигалица, которая ещё ничего не сделала в этой жизни, называет себя
звездой и купается в собственном бассейне».
Возраст
Это только по паспорту народной артистке РФ Римме МАРКОВОЙ 3 марта 2006 года
исполнилось 80 лет. На самом деле ей бы впору задувать на юбилейном торте свечей
пятьдесят. Ну максимум - пятьдесят пять.
«А зачем скрывать возраст? - искренне удивляется актриса. - Как в песне поётся: "Мои
года - моё богатство". В каждом возрасте есть свои прелести. В моём - внук Феденька,
которого я очень люблю и балую, как только могу».
Умерла 16 января 2015 года в реанимации Боткинской больницы. Официальной панихиды не
было, по желанию самой актрисы. Похоронили Римму Васильевну на
Николо-Архангельском кладбище г. Москвы.