Геннадий Викторович Хазанов родился 1 декабря 1945 года в Москве и детство провел в
Замоскворечье, в Четвертом Коровьем переулке (теперь он носит название
Добрынинского).
У Хазанова есть сестра и двое братьев (по отцу). Мать - инженер Ираида Моисеевна
Хазанова (1913 - 1999) - происходила из города Сковородино Амурской области, куда ее
мать и отец были высланы соответственно из Бессарабской и Черниговской губерний
за участие в революционной деятельности
Так получилось, что к моменту рождения сына его отец ушел из семьи и матери - Ирине
Михайловне - пришлось воспитывать ребенка одной. Таких одиноких матерей в те
послевоенные годы было очень много, однако большинство детей знали, что их отцы
погибли на фронте. А Гене мама честно рассказала, что его родитель жив-здоров и
обитает в этом же городе. Видимо, под впечатлением этих рассказов мальчик в
одиннадцатилетнем возрасте надумал отыскать своего отца и отправился в адресной
стол. Самое удивительное, что этот адрес ему действительно дали, но отправиться по
нему мальчик так и не решился - не хватило духу.
Вплоть до четвертого класса средней школы Гена был отличником по всем предметам и
многими преподавателями ставился в пример другим ученикам. Но затем его успехи
стали блекнуть, и в конце концов он перебрался в разряд "середнячков".
Геннадий Хазанов вспоминает: "Я был абсолютно холерическим ребенком. И очень
ленивым: хорошо занимался только тем, что мне нравилось. У меня в средней школе
была преподавательница математики, которая ухитрилась заставить полюбить свой
предмет. Это меня-то, ярко выраженного гуманитария! А вот физику и химию я не знал в
совершенстве, потому что не любил..."
По словам его мамы, Гена мечтал стать артистом с раннего детства. Причем, даже
несмотря на то, что он окончил музыкальную школу имени Константина
Станиславского о классу фортепьяно, карьера музыканта его прельщала гораздо
меньше, чем актерская стезя. Именно из-за этого желания он после восьмого класса
подался в слесари на радиозавод. Школы тогда переводили на одиннадцатилетнее
обучение, а Хазанову не хотелось терять лишний год. Вечерние школы оставались
десятилетками, поэтому наш герой туда и подался. Так он и жил - днем работал,
вечером учился. А вскоре к этому распорядку прибавились и занятия сценическим
искусством. По соседству с Хазановым жил один из руководителей театральной
студии МГУ "Наш дом" Илья Рутберг, который хорошо знал маму юноши. Благодаря ее
просьбе он взял 16-летнего Геннадия Хазанова в свой коллектив в группу
пластических занятий.
Своим учителем Геннадий Хазанов считал Аркадия Райкина, который ещё с детства
своим творчеством оказал большое влияние на будущего артиста. С 1962 года Геннадий
Хазанов пытался поступить в театральные вузы Москвы, включая Щукинское училище,
но провалился на экзаменах и оказался студентом МИСИ им. Куйбышева. Там он начал
участвовать в студенческой самодеятельности. Участник команды КВН Московского
инженерно-строительного института 1960-х. В МИСИ и родился первый персонаж Хазанова
- «студент кулинарного техникума».
В 1965 году Геннадия Хазанова приняли в Государственное училище циркового и
эстрадного искусства (педагог Надежда Слонова). С 1967 года начал выступать на
большой эстраде.
По окончании института в 1969 году Хазанов проработал конферансье в оркестре
Леонида Утёсова, что было хорошей школой. В 1971 году перешёл в Москонцерт. Хазанов
перепробовал множество жанров - от пародии (среди объектов пародий - Луи де Фюнес,
Лев Лещенко, Николай Озеров, Борис Брунов, Игорь Ильинский, Роман Карцев и Виктор
Ильченко, пародист Александр Иванов, Сергей Капица, Аркадий Райкин, Арутюн Акопян,
эстрадный дуэт Вадим Тонков и Борис Владимиров (Вероника Маврикиевна и Авдотья
Никитична) и другие) до клоунады, но в итоге нашёл себя как артиста разговорного
жанра - эстрадной репризы.
В 1975 году Хазанову приходит всесоюзный успех, по телевидению показывают его номер
о студенте кулинарного техникума. Но несмотря на популярность образа, Хазанов
решил его не эксплуатировать, создав целый ряд запоминающихся миниатюр,
воплощенных в новых образах на сцене. Авторами его монологов были Аркадий Хайт,
Михаил Городинский, Семён Альтов, Лион Измайлов, Марьян Беленький, Виктор
Шендерович и другие известные писатели-сатирики.
В 1978 Геннадий Хазанов выпускает спектакль «Мелочи жизни» с участием балета Моск.
театра эстрады (авт. А. Хаит, реж. Б. Левинсон, композитор В. Добрынин, худ. Э.
Стенберг и М. Барт).
Сатирические монологи в образах «Попугай», «Кот» надолго остались в концертном
репертуаре X.; в монологе «Мечта» появился трагикомический персонаж. В 1981 - новый
спектакль «Очевидное и невероятное» (авт. Хаит, реж. П. Хомский, худ. А. Коженкова,
постановщики трюков Л. и Ю. Мозжухины). В сатирических монологах «Пыль в глаза»,
«Бег в мешке», «Нужная фамилия» и др. представали различные современные,
«отчеканенные» артистом типажи. Геннадий Хазанов легко, изящно переходил от
созданных персонажей к самому себе, артисту, обладающему врожденным даром
контакта с публикой. В спектакле было много зрелищности, трюков, снова участвовал
балет; в завершающей лирико-сатирической миниатюре «Инопланетянин» герой тщетно
искал контакта с земной цивилизацией: «пить научится - будут контакты», - грустно
заключал артист.
Сатира Геннадия Хазанова вызывала недовольство официальных лиц, купюры в тексте
приводили к появлению новых, еще более острых реплик (стал заканчивать спектакль
прямым общением со зрителями и исполнением новых концертных номеров). В 1984
последовало запрещение не только спектакля, но и публичных выступлений.
Популярность артиста еще выросла, он продолжал выступать в клубах, на закрытых
вечерах, в концертах без указания в афише. Исчерпав для себя жанр монолога в
образе, обращается к рассказу («Фотография», «Беспокойный старичок» М. Зощенко),
все меньше дорожит репризой. В репертуаре появляется ленингр. сатирик М.
Городинский (рассказы «Серафима», «Удача», «Жених» и др.).
В 1986 Геннадий Хазанов играет «Избранное», решительно отказавшись от всякой
зрелищности (на авансцене перед закрытым занавесом лишь стол, стул и стойка с
микрофоном). Во всеоружии мастерства Геннадий Хазанов как бы вернулся к исходным
рубежам, когда со своим номером оказывался один на один со зрителем. Но создание
целостного спектакля увлекает артиста по-прежнему.
В 1987 году Геннадий Викторович Хазанов едва не попал в авиакатастрофу. Тогда они с
супругой посетили США и едва там не погибли. Дело было так. 15 декабря они завершили
свои гастрольные выступления и в вашингтонском аэропорту сели в самолет,
отбывавший на родину. Самолет вырулил на взлетную полосу, проехал несколько
метров и внезапно вернулся в исходное положение. Как выяснилось потом, машина
была неисправна и, поднимись она в воздух, через несколько минут полета
рассыпалась бы на куски. К счастью, летчики вовремя заметили эту неисправность.
В 1987 Геннадий Хазанов, руководитель и единственный актер театра МОНО, показывает
премьеру «Масенькие трагедии» (авт. Городинский, реж. Р. Виктюк, худ. В. Боер). Пять
новелл Городинского в обрамлении пролога и эпилога с гоголевским текстом
превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не рассчитанные на «смеховую»
реакцию публики. Реализацией мечты о «настоящем» театре стало участие в
спектакле «Игроки» (1992), поставленном С. Юрским на сцене МХАТ с Е. Евстигнеевым, А.
Калягиным, В. Невинным и др. Процесс работы для Геннадия Хазанова, по его
собственному признанию, был важнее результата.
Постоянное недовольство собой, ощущение девальвации эстрадной «исповеди»,
самого жанра («успели столько налгать»), а также трудности с репертуаром в связи с
тем, что лучшие авторы сами стали исполнителями, приводят к длительным перерывам
сольных программ Геннадия Хазанова. Успешно дебютирует в кино («
Маленький гигант большого секса» Н.
Досталя по Ф. Искандеру, 1993), в работе был свободен от ставшей для него теперь
тяжкой необходимости слышать немедленную смеховую реакцию зала («карьеру»
киноартиста продолжил в к/ф Досталя «
Полицейские и воры» - 1997). Ощущает кризис сатиры, деструктивной по
природе; в современных условиях хочет видеть свой жанр «конструктивным».
Стремится отойти от политики (хотя это ему и не удается, достаточно вспомнить его
пародии на политических деятелей), направить усилия на исследование человеческих
характеров. Программа «Вчера, сегодня, завтра» (1989) о бедственном состоянии
общества, бездуховности, озлобленности, трусости, подозрительности, зависти. В
ней используются различные эстрадные формы: построенный на репризах диалог
(«Собрание» Измайлова), монолог в образе («Многострадальная сказка» А. Левина),
рассказы «Погоня», «Послание» Городинского), пародия «Лев и одноглазый тигр»
Альтова.
Изобразительный дар Геннадия Хазанова позволяет показать множество персонажей с
помощью мимики, пластики, тембра голоса, ритма. Начинает свои программы с
«примерки» к публике, выдерживает длительную паузу - усаживается, снимает часы,
листает страницы текста, внимательно наблюдая за зрителями, как бы испытывая их
на «прочность».
После многочисленных гастролей за рубежом (США, Германия, Израиль и др.) в 90-е гг.
изменился имидж артиста. «Свой парень», каким он был для широкого зрителя, стал
артистом (изменились костюм, прическа), установившим четкую дистанцию с публикой.
Последние программы «Чужие юбилеи» (1997), «Праздник, который всегда...» (1998)
построены, в основном, на вещах молодого автора из Томска Евгения Шестакова
(«Колыбельная сказка», «Самолет», «Урок истории» и др.). Много выступает Геннадий
Хазанов на ТВ, не только с номерами (в концертах, юбилейных программах и т.д.), но и в
разного рода диалогах и интервью.
12 мая 1997 года принял участие в первом выпуске передачи «Основной инстинкт».
С 1997 года Геннадий Хазанов возглавляет московский Театр Эстрады. Оставаясь
крупнейшим авторитетом в области эстрады (начинает преподавать в РАТИ-
руководитель курса), он изредка выступает с сольными программами; Геннадий
Хазанов сегодня стремится всемерно дистанцироваться от искусства, еще недавно
сделавшего его кумиром широкой публики. Трудности с репертуаром,
невзыскательность зрителей, жаждущих примитивного, «репризного» юмора, приводят
артиста к поиску новых путей, связанных с театральными проектами. Играет главные
роли в антрепризных спектаклях «Ужин с дураком», «Смерть на теннисном корте», «
Смешанные чувства» (премьера 2003 с участием И. Чуриковой). ТВ транслирует
его старые эстрадные номера, напоминающие о мастере, работы которого радовали
точностью и немногословностью выражения мысли, яркой образностью, сочувствием
«маленькому» человеку.
Геннадий Хазанов - член жюри Высшей лиги КВН.
С 6 марта 2011 года является ведущим программы «Семейный приговор» на телеканале
ТВ3.
6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в
Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.
В 2013 году был членом жюри шоу пародий «Один в один!» В 2013-2014 году был председателем
жюри пародийного шоу «Повтори!» на Первом канале.
C 2 марта 2014 года член жюри в шоу перевоплощений «Точь-в-точь» на Первом канале.
Дочь-
Алиса Хазанова - танцовщица и актриса. Окончила Моск.
хореографическое уч-ще, училась в США в школе танца модерн. Е. Уварова
Жена - Злата Иосифовна Эльбаум (род. 1948, по профессии - менеджер).