Наталья Уте́влевна Аринбаса́рова (каз. Наталья Өтеуліқызы
Орынбасарова) - советская и российская актриса театра и кино казахского и
польского происхождения. Заслуженная артистка РСФСР (1979). Лауреат
Государственной премии СССР (1980). Заслуженная артистка Казахстана (1997).
Детство
Наталья Аринбасарова родилась 24 сентября 1946 года в Москве, где познакомились её
родители. Отец - казах Утевле Туремуратович, мать - полька Мария Константиновна
Конецпольская. Кроме неё, в семье было четверо детей - Юрий, Арсен, Татьяна и
Михаил. Отец в то время учился в Военной академии им. Фрунзе. В детстве, во время
службы отца в Туркмении, увидела фильм «Лебединое озеро» и решила стать
балериной.
В 1956 году семья вернулась в Казахстан. В Алма-Ате Наталья поступила в
хореографическую школу, оттуда её направили в Академическое хореографическое
училище при Большом театре, которое она окончила в 1964 году.
В том же году её пригласили сниматься в главной роли в фильме Андрея
Михалкова-Кончаловского по роману Чингиза Айтматова «
Первый
учитель».
Юная знаменитость
Наталья Аринбасарова окончила Академическое хореографическое училище при ГАБТ
СССР (1964), затем - ВГИК (1971, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).
Творческая жизнь актрисы Натальи Аринбасаровой началась задолго до того момента,
когда она попала на съемочную площадку. А поступила
Наташа во ВГИК на курс С.Герасимова
и Т.Макаровой уже будучи мировой знаменитостью. На вступительных экзаменах в
институт кинематографии юную абитуриентку осаждали фоторепортеры и
корреспонденты, чтобы запечатлеть обладательницу Главного приза Венецианского
кинофестиваля "Золотого кубка Вольпи", который она получила за главную женскую
роль в фильме Андрона Кончаловского по роману Чингиза Айтматова "Первый
учитель".
Потом было много ролей и главных и небольших и эпизодов. В основном играла
героинь, но были и характерные роли, роли второго плана, за которые она берется с
особым интересом. "На экране важнее всего пластическая красота. Кино - это
искусство живописное." Это сказал Чарли Чаплин. А творческая жизнь Натальи
Аринбасаровой, как говорится "жизнь в искусстве" начиналась с танца. В 1964 году она
получила диплом артистки балета.
Встреча с Кончаловским
Получив диплом артистки балета, я должна была уехать в Алма-Ату, потому что
республика платила за наше обучение, и мы должны были вернуться, чтобы танцевать в
Театре Оперы и Балета. Но, когда я была уже в выпускном классе, Андрон Кончаловский
пришел в балетную школу искать героиню на роль Алтынай в фильме "Первый учитель".
Он пришел в младший класс, там тоже учились девочки из Казахстана. А когда через
несколько дней ассистенты позвонили в интернат, где мы все жили, воспитатели по
ошибке, отправили меня. Я приехала на "Мосфильм", ничего не понимая. Андрон,
конечно, страшно удивился, но виду не показал, начал разговаривать со мной. И в
итоге он решил со мной репетировать и работать. Это был его дипломный фильм. Мы
несколько раз встречались, я прочитала сценарий, в потом вдруг они (съемочная
группа) исчезли и вообще перестали звонить. Но я не особенно переживала. У меня
начались выпускные экзамены, подготовка к диплому. И в июне приходит телеграмма
(через три месяца): "Срочно вылетайте на кинопробы во Фрунзе". А у меня впереди
концерт в Большом театре. Я дала телеграмму: "Извините, я сниматься не могу." Он
начал звонить из Фрунзе, но диплом я все-таки получила, а только потом поехала
сниматься."
На съемках Андрон Кончаловский и Наталья Аринбасарова поженились. Через два года
родился сын Егор . А роль Алтынай в фильме "Первый учитель" принесла ей высшую
награду кинофестиваля в Венеции. Претендентами на Золотой кубок в этой номинации
были Джейн Фонда в фильме Роже Вадима "Добыча" и еще двеизвестные актрисы - Джули
Кристи и Ингрид Тулин. В нашей стране Наталья единственная актриса -
обладательница этого приза. В институт кинематографии ее, можно сказать, приняли
под бурные аплодисменты. Мэтра отечественного кино Сергея Герасимова просили
сняться со своей будущей студенткой репортеры и он охотно соглашался.
"В 1971 году я получила диплом ВГИКа. Во время учебы Сергей Аполлинариевич запрещал
сниматься и говорил: "Я не позволю вам бегать по киностудиям и предлагать свои
услуги. Надо сначала чему-то научиться." Но поскольку я была постарше других
девочек, он понимал, что возраст для актрисы - это важно, мне разрешалось
сниматься, будучи студенткой. Я снималась в фильмах: "Ташкент - город хлебный" -
сценарий написал Андрон по повести Неверова. И для меня специально написал
небольшую роль, ее в повести не было. Роль Сауле - девушки чекистки, которая
погибает от рук бандита. Снималась в фильме "Джамиля" тоже по Чингизу Айтматову, в
фильме "Песня Маншук", "У озера". Сценарий фильма "У озера" С. Герасимов написал
специально, чтобы снять весь наш курс".
Пожалуй это был самый богатый известными Натальями курс. С Натальей
Аринбасаровой учились: Н. Белохвостикова, Н. Бондарчук, Н. Гвоздикова. А еще
Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Сергей Никоненко и Николай Губенко.
"Помню, как Тамара Федоровна мне с интригующим видом сказала: "Наташа, Сергей
Аполлинариевич пишет для тебя роль". И когда он читал сценарий, я с замиранием
сердца ждала, когда же, когда же будет моя роль. Роль небольшая, но почему-то
зрители помнят меня больше всего по этой роли. Я там игра Катю Алзоеву, молодую
девушку-балеринку. Он впервые использовал мою прежнюю профессию в кино".
Расставание с Кончаловским
Семейная жизнь Натальи с Кончаловским не удалась. В 1967 г он ушел, оставив Наталью с
маленьким сыном Егором на руках. С Кончаловским они расстались из-за того, что он
хотел уехать за границу на постоянное место жительства. Для этого надо было
жениться на иностранке (Кончаловский женился на французской актрисе Маше Мериль).
Наташа и
Егор были препятствием, но препятствовать она не стала. А сейчас она благодарна
первому мужу за то, что он дал хорошее образование сыну за границей. Ведь за
обучение в Кембридже и Оксфорде надо платить немалые деньги.
Егор Кончаловский учился на искусствоведческом отделении.
Вернувшись в Москву создал рекламное агенство. Сейчас тоже снимает фильмы.
Двигубский
Конечно, она не осталась одна. Женщина редкой красоты и не только внешней.
Наташа
вскоре стала женой художника и кинооператора Николая Двигубского. Впервые я
увидела Наталью Аринбасарову вместе с дочерью Катей в дипломном фильме
Екатерины Двигубской "Ты и я", показанном в рамках Московского кинофестиваля этим
летом. Катя закончила актерское отделение ВГИКа, но решила сама снимать кино и
поступила на Высшие режиссерские курсы, педагог А.Митта.
О Кате надо говорить отдельно. Она актриса, сценарист, режиссер. Наконец, просто
красавица. Осенью 1999 года вышла книга "Лунные дороги". Они писали ее вместе - мать и
дочь, книга о Наталье Аринбасаровой, о ее детстве, балетной юности, киношной
карьере, детях и мужьях. Вернее, как сказала Катя, по рассказам мамы писала она. Так
что она еще и мамин биограф и автор книги.
Третий брак
Но и с Двигубским Наталья рассталась, третьим ее мужем стал режиссер Эльдор
Уразбаев.
Наталья Аринбасарова: "Причины личных катастроф были сугубо личные, и я не могу
пожаловаться, что мужья относились ко мне пренебрежительно. Андрон всегда
заставлял меня заниматься самообразованием, Коля Двигубский - прекрасный
художник - очень уважительно относился к моей профессии, у Эльдора Уразбаева я
снялась в нескольких фильмах. Все трое считают, что я хорошая актриса, и все
поддерживали меня в моем творчестве. У Эльдора тоже двое детей, и я всегда
старалась, чтобы они приходили в наш дом и чувствовали себя тут комфортно. И они по
сей день приходят и считают меня родственницей, бабушкой их детей".
Катя: "У мамы со всеми мужьями остались прекрасные отношения, наверное, поэтому
Андрон ко мне прекрасно относился и даже предложил напополам с папой оплатить мое
образование за рубежом. С папой у меня тоже отличные отношения - с годами он стал
мне много интереснее. В детстве, конечно, были обиды, что он не так внимателен ко
мне, как хотелось бы, но с возрастом это все забылось. Эльдор, который вырастил
меня, был мне настоящим отцом, поставил меня на ноги, и благодаря ему очень многое
состоялось в моей жизни. В самые сложные моменты он всегда был рядом, был моей
спиной, плечом..."
Лакомый кусочек
В фильме "Транссибирский экспресс" кинорежиссера и третьего мужа Эльдора
Уразбаева Наталья сыграла небольшую, но яркую роль. Для того, чтобы по настоящему
войти в образ Наталья попросила сшить ей шифоновое платье, поскольку оно
придавало воздушность образу девушки. Это актриса, которая подходит ко всему
творчески, ей повезло с режиссерами, но и режиссерам повезло работать с такой
интересной актрисой.
В фильме "Система-Ниппель", который снял Александр Панкратов-Черный, Аринбасарова
сыграла небольшую и не типичную роль пьяницы. Она была в восторге, когда поняла,
что получилось убедительно. Снимали этот фильм во времена "сухого закона" в
настоящей очереди за водкой. Еще один эпизод из фильма "Русская рулетка": хрупкая
женщина падает в обморок в аэропорту, а на самом деле она участвует в задержании
преступника и ловко и неожиданно применяет какой-то приемчик каратэ.
Творческая жизнь Натальи Аринбасаровой продолжается, она снимается в
исторической кино-эпопее Б.Мансурова "Сага о древних булгарах", часто выступает на
благотворительных концертах, которые устраивает женский клуб "Москвичка". Она
является его активным членом. И если к кино относиться как сказал Хичкок, то ей
действительно достался неплохой кусок, фильмы в которых она снималась вошли в
сокровищницу мирового кинематографа. А еще можно сказать, что для кинематографа
эта актриса, что называется "piece of cаke" (кусочек торта, лакомый кусочек).
О своей жизни
Наталья Аринбасарова: "Может быть, моя карьера могла бы и лучше сложиться. Я хотела
бы сыграть в классике - Шекспира, Островского, но мне предлагали в основном одни и
те же типажи - мои внешние данные ограничивали меня в выборе ролей...
Но если так подумать... Ну, сыграла бы я на десять ролей больше. И что? Зато сейчас у
меня очень приятный период в жизни, потому что меня воспринимают не как актрису, а
как мать взрослых детей. Вот Егор снял фильм - скоро будет просмотр, и мы все очень
волнуемся. Недоброжелателей в кино всегда хватало. Катя вышла замуж - тоже
волнующее, приятное событие..."