Яковлева Ольга Михайловна родилась 14 марта 1941 года.
В 1958 году окончила Театральную студию в Алма-Ате.
В 1962 году окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина, курс И. Рапопорта и А.
Борисова.
С 1962 по 1967гг. - актриса Театра "Ленком".
С 1967 по 1984гг. - актриса Театра на Малой Бронной.
С 1984 по 1989гг. - актриса Театра на Таганке.
С 1991 по 2004гг. - актриса Театра им. Вл.
Маяковского.
С 2004г. - актриса МХТ им. А. Чехова.
Играла как приглашенная актриса в театре п/у О. Табакова и театре «Школа
современной пьесы».
Играла в спектаклях в Ленкоме («Сто четыре страницы про любовь», «Чайка», «Три
сестры»), в Театре на Малой Бронной и в Театре на Таганке. После смерти Эфроса
актриса уехала в Париж. В Москву Ольга Яковлева вернулась в начале 90-ых.
По приглашению А. Гончарова она пришла в Театр имени Вл.
Маяковского.
В театре «Школа современной пьесы» играла в спектакле «Без зеркал».
В Театре п/р О. Табакова играет в спектаклях: «Последние» и «Любовные письма».
С 2004 года - актриса труппы МХТ имена А. П. Чехова.
Начало
Ольга Яковлева родилась 14 марта 1941 года в Тамбове. Ее отец был коммерческим
директором на различных заводах, поэтому семья часто переезжала. Мать же работала
воспитательницей в детском саду. В детстве Ольга занималась во многих
театральных студиях.
После окончания Театральной студии при Алма-Атинском ТЮЗе, она получила
предложение остаться работать в театре. Но девушка решила добиться большего и
отправилась покорять Москву.
Нетто
В 1958 году Ольга Яковлева поступила в Театральное училище им. Б.В. Щукина на курс И.
Рапопорта и А. Борисова. Ей шел 18-й год, когда она познакомилась с
двадцативосьмилетним Игорем Нетто, выдающимся футболистом, заслуженным мастером
спорта, чемпионом Европы и Олимпийских игр, многократным чемпионом СССР.
Ольга Михайловна вспоминает: «Он протянул мне руку и говорит: «Я - Нетто». Я была
далека от спорта. По радио, конечно, слышала, что есть футболист с такой фамилией,
ну и что? Я ему так и ответила: «Ну и что? А я Яковлева».
Нетто в течение года ухаживал за Ольгой. Как она признается, ухаживал красиво и
весело, был всегда корректен и выдержан. Через год Игорь сделал ей предложение, и
тут вдруг оказалось, что против этого брака возражают многие. В первую очередь -
родители Ольги. Нет, они ничего не имели против самого Игоря, просто считали, что
дочери рано связывать себя узами брака. Не были в восторге от выбора Ольги и
преподаватели Щукинского училища. На заседании кафедры даже обсуждался вопрос:
как объяснить студентке Яковлевой, что не нужно выходить замуж за спортсмена. А
тренер Гавриил Дмитриевич Качалин, зная о бескомпромиссном характере Игоря,
вообще заявил девушке: «Оля, что вы делаете? Одумайтесь! Зачем?!»
Однако все это никак не повлияло на решение молодых людей. Ольга и Игорь
поженились и прожили вместе долгую семейную жизнь. Секрет же их семейного счастья
заключался, по мнению самой Ольги Михайловны, в обоюдном внимании.
Ленком
Актерское дарование Ольги Яковлевой проявилось еще в стенах Щукинского училища.
На талантливую студентку обратили внимание руководители театра Ленком и
заручились ее согласием после окончания учебы перейти к ним в труппу. Позже Ольгу
зазывали к себе и Вахтанговский театр, и Театр имени Пушкина, и Театр Сатиры, но
она не нарушила своего обещания.
Окончив в 1962 году «Щуку» (ее дипломными работами были роли в спектаклях: «Тень»
Е.Шварца, «Трехминутный разговор» В.Левидова, «Доходное место» А.Островского,
«Щедрый вечер» В.Блажека), Яковлева стала актрисой Ленкома.
Очень скоро молодая актриса разочаровалась в своем выборе. В Ленкоме ей было
неинтересно, и спустя чуть больше года она собралась покинуть театр. Именно в этот
момент в Ленком пришел новый руководитель - Анатолий Васильевич Эфрос.
Ольга Михайловна вспоминает: «Колеватов, когда водил Анатолия Васильевича по
«актерской галерее» в фойе, где были вывешены фотографии актеров, дал мне весьма
нелестную характеристику. Подойдя к моему портрету, он сказал: «Вот эта артистка -
жена знаменитого футболиста. Она очень капризна, очень болезненна. Скучно ей в
театре. Собирается уходить». Анатолий Васильевич тогда сказал Колеватову: «У этой
девочки опущены углы рта - это предвещает ей драматическую судьбу»...
С момента прихода Эфроса в Ленком вся дальнейшая творческая судьба актрисы была
неразрывно связана с этим режиссером. Эфрос в полной мере раскрыл все лучшие
актерские качества Ольги Яковлевой. С первых же их совместных работ она приобрела
широкую известность. Нина из чеховской «Чайки», Арманда Бежар из булгаковского
«Мольера», Лика из спектакля «Мой бедный Марат» - эти и другие работы актрисы
вошли в золотой фонд отечественного театра.
Театр на Малой Бронной
Спектакли Анатолия Эфроса, поставленные по актуальной, современной драматургии
Радзинского, Арбузова, Розова, пришлись не по душе «наверху». И в 1967 году Эфрос был
отстранен от руководства Ленкомом. Режиссер перешел в Театр на Малой Бронной, а
вслед за ним ушла и Ольга Яковлева.
На сцене Театра на Малой Бронной Эфросом были созданы
лучшие его спектакли, и главные роли в них исполнила Яковлева. Среди ее работ тех
лет: «Три сестры» (Маша), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна), «Лето и дым»
(Альма), «Веранда в лесу» (Светлана), «Директор театра» (Анна Чудакова), «Наполеон
Первый» (Жозефина), «Дорога» (Коробочка), «Ромео и Джульетта» (Джульетта), «Отелло»
(Дездемона) и многие другие.
Вот как отзывался о творчестве актрисы драматург Виталий Вульф: «До сих пор помню,
как Ольга Яковлева играла Ирину в чеховских «Трех сестрах», как она молча сидела,
свернувшись в комочек, или молча стояла, опершись о стену. Это было почти 35 лет
тому назад, она выглядела совсем молоденькой девочкой, но уже тогда умела
по-женски страдать и тосковать о несбыточном. Было очевидно, что на сцене большая
актриса. Уже тогда в ее благословенных созданиях оставался подтекст удивительной
боли о неслучившемся, о прошлом».
Кино. 70-е годы[/b]
В начале 70-х состоялся дебют Ольги Яковлевой на киноэкране - она сыграла
журналистку Агнию Шабину в картине Георгия Натансона «
За все в
ответе».
Но по-настоящему «открыл» Яковлеву как киноактрису все тот же Анатолий Эфрос. В 1974
году режиссер экранизировал пьесу Алексея Арбузова «
Таня», где она исполнила главную роль. Вот
как писал о работе Яковлевой журнал «Советский Экран»: «Ольга Яковлева в «Тане»
именно та, какой ее знают по спектаклям Театра на Малой Бронной и совсем не знают
по кино: до сих пор она снималась удручающе, будто в работе с другими режиссерами
ей отказывало все: и ее легчайшая, стремительная возбудимость, и точность ее
парадоксальных ходов, и весь душевный аппарат ее единственной в своем роде
актерской личности. Яковлева не играет женский тип тридцатых годов (про это
вообще надо забыть, и забыть про рационально бодрое развитие сюжета - как
Таня освобождается
от плена любви, потом от плена столь же самопоглощенного материнства и от плена
иссушающего, аскетического труда, чтобы превратиться в гармоническую женщину
образца нашего, тридцать пятого года). Яковлева играет характер-мир - чудаческую и
внутри себя совершенную систему души, замкнутую, как принято говорить, «на себя».
Предметом фильма становится вовсе не то, что
Таня стремится найти себя, уйдя от
Германа: это скорее история того, как
Таня пробует уйти сама от себя, но столько
даже от любви, которой одержима, но от собственной природы - постоянно и
страдальчески капризной...».
В целом же Ольга Яковлева не баловала кинематограф своим присутствием, отдавая
предпочтение работе в театре. Среди редких работ актрисы на экране: Эдит Парсонс в
остросюжетной ленте «Бешеное золото», Люся в фильме «
Отклонение - ноль». Периодически зрители могли видеть Ольгу Яковлеву в
телеспектаклях: «
Страницы журнала Печорина» (Вера), «
Дядюшкин сон»
(Прасковья Ильинишна), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна) и др.
С Эфросом до последних дней[/b]
В 1984 году Ольга Яковлева вслед за Анатолием Эфросом
перешла в Театр на Таганке. На новом месте Эфрос заменил Юрия Любимова и там самым
оказался втянутым в интриги и политические игры. Часть коллектива не приняла
нового главного режиссера, стараясь всячески саботировать его работу. Тем не
менее, через огромное сопротивление Эфросом были поставлены спектакли, в которых
опять же на главных ролях была задействована Ольга Яковлева. Это: «На дне» Максима
Горького (Настя), «Прекрасное воскресенье для пикника» Уильямса (Боди),
«Мизантроп» Мольера (Селимена).
13 января 1987 Анатолий Эфрос скончался от инфаркта.
После его смерти Ольга Яковлева уехала во Францию, где жила и работала до 1991
года.
Возвращение
В 1991 году Ольга Яковлева вернулась в Москву. По приглашению А. Гончарова она вошла
в труппу Театра имени Вл.
Маяковского. Здесь актриса проработала до 2004 года, сыграв такие роли,
как: Жозефина в спектакле «Наполеон Первый» (Ф. Брукнер, реж. Т. Казакова), Мириам в
спектакле «В баре токийского отеля» (Т. Уильяме, реж. А. Шапиро), Теодора Фельт в
спектакле «Спуск с горы Морган» (А. Миллер, реж. Л. Хейфец).
Параллельно, как приглашенная актриса, Ольга Яковлева принимала участие в
проектах Театра п/у О. Табакова («Последние», реж. Е. Каменькович, роль - Софья;
«Любовные письма», реж. А. Шапиро, роль - Мелисса Гарднер) и Театра «Школа
современной пьесы» («Без зеркал», реж. И. Райхельгауз, роль Анна).
С 2004 года Ольга Яковлева выступает на сцене МХТ им. А. Чехова. Она занята в
спектаклях: «Кабала святош» (М. Булгаков, реж. А. Шапиро, роль - Мадлена), «Немного
нежности» (А. Николаи, реж. А. Кац, роль - Ноэми), «Кошки-мышки» (И. Эркень, реж. К.
Еремин, роль - Гиза), «Сенная лихорадка» (Н. Коуэлл, реж. А. Марин, роль - Джудит
Блисс).
Кино в новом веке[/b]
В последние годы Ольга Яковлева вновь появляется на киноэкране. Она снялась в
фильмах и сериалах: «
Четыре любови»
(Любовь), «
Плата за
любовь» (Анна Прокофьевна), «
Дом на
набережной» (Дина Абажур), «
Тяжелый песок»
(Ольга Львовна) и др.