Известный кинорежиссёр и писатель, член сразу двух отделений - американского и
российского - международного ПЕН-клуба, призёр международных кинофестивалей,
заслуженный деятель искусств РФ Владимир Алеников решил отметить юбилей
премьерой своего нового фильма «
Улыбка Бога, или Чисто
одесская история», уже успевшего получить призы и заслужить восторженный
зрительский приём на фестивалях «Окно в Европу» в Выборге и «Амурская осень» в
Благовещенске. Подобной картины, наполненной живым юмором, прекрасной музыкой и
собравшей целое созвездие блестящих актёров, давно не было на наших экранах.
Владимир Алеников не впервые снимает комедию, он начинал свою карьеру в качестве
комедиографа, снимая очаровательный фильм «
Жил-был настройщик» с Роланом Быковым и Еленой Санаевой, новогоднюю
комедию «
Нужные люди»,
создавая многочисленные авторские сюжеты в киножурнале «
Ералаш». В «
Ералаше» когда-то и родились
персонажи, принесшие их создателю всенародную любовь и славу - Петров и Васечкин.
Алеников сделал серию фильмов об их невероятных и обыкновенных приключениях, в
том числе и первые отечественные детские мюзиклы «Хулиган» и «Рыцарь», вышедшие
под названием «Каникулы Петрова и Васечкина».
Строго говоря, впервые Петров и Васечкин появились в мультфильме «Переменка», для
которого Алеников написал сценарий, как, впрочем, и для целого ряда других, не
менее любимых детьми мультфильмов - «
Чучело-Мяучело», «Пантелей и Пугало», «Дом», «Как мужик хозяйничал» и
др.
Эти факты общеизвестны. Но мало кто знает, что до того, как стать знаменитым
режиссёром, Алеников ярко заявил о себе как талантливый поэт-переводчик с
французского, испанского и эстонского языков. Он переводил классических поэтов,
публиковался в самых престижных сборниках и изданиях, а заработанные деньги
вкладывал в собственные, независимые от государственной монополии фильмы,
приглашая для съёмок в них своих любимых и знаменитых в ту пору актёров - Евгения
Жарикова, Елену Соловей, Иннокентия Смоктуновского, Владислава Дворжецкого, Аллу
Евдокимову, Рамзеса Джабраилова, Соса Саркисяна и многих других. Так родились его
первые художественные фильмы «
Сад», «
Комитас», «
Комната
смеха». Фильмы, сделавшие их создателя мастером, но обречённые на отсутствие
какого бы то ни было проката и никак не помогавшие их автору на пути к
профессиональному признанию. В советские времена официальным
режиссёром-постановщиком мог стать только человек, получивший специальное
кинематографическое образование, но никак не самоучка даже с дипломом
театрального режиссёра.
Мало кто знает также, что Владимир Алеников в течение ряда лет работал школьным
учителем русского языка и литературы, вёл семинар «Поэзия и перевод», ставил
спектакли в созданной им театральной студии. Одновременно учился в знаменитой
драматургической студии, руководимой А.Арбузовым и С.Алёшиным, писал пьесы, стихи,
рассказы для детей. Со своим другом Иосифом Гольдиным организовывал первый в мире
телемост, в котором принимали участие его маленькие актёры. Вместе с англичанином
Дэвидом Уолкомбом написал и поставил первый в истории советско-американский
театральный мюзикл «Дитя мира», с огромным успехом сыгранный в двадцати шести
странах. И, преодолев, в конце концов, все мыслимые и немыслимые препоны, добился
того, к чему стремился изначально - заставил себя признать и стал кинорежиссёром.
После успешного выхода своих детских мюзиклов Алеников пошёл дальше - в конце
восьмидесятых он снял первый в отечественном кино драматический мюзикл - «
Биндюжник и Король» по «Одесским рассказам» и пьесе «Закат» Исаака
Бабеля, фильм, принесший режиссёру известность далеко за пределами Советского
Союза и в корне изменивший его судьбу. С большим успехом показанный на фестивале в
Торонто и на Лос-Анджелесском международном кинофестивале «
Биндюжник и Король» привёл Владимира Аленикова в Голливуд. Его первой
американской картиной стал мистический триллер «Время тьмы» (в российском
прокате «
Феофания, рисующая смерть», в европейском - «Очищение») с
Джорджем Сигалом и Тамарой Тана в главных ролях. После чего Алеников получает
предложение преподавать кинорежиссуру в Лос-Анджелесском университете. В том же,
1991 году он оказывается в Москве во время путча и за трое суток, проведённых в
августе у Белого дома, снимает документальный, показанный во многих странах фильм
«
Пробуждение», которым гордится и по сей день.
В 1993-ем, уже будучи университетским профессором, Алеников получает предложение от
российского телевидения сделать телесериал и возвращается домой. Он создаёт свою
кинокомпанию «Аквилон», где снимает сериал «
Короли российского сыска» (с блистательным Арменом
Джигарханяном в роли знаменитого сыщика Аркадия Кошко), продюсирует ряд
документальных и игровых работ, в том числе сериал «
Любовь
Великих» с Николаем Караченцовым и Тамарой Тана. Одновременно занимается и
общественной деятельностью - в качестве секретаря Союза кинематографистов и
Председателя Комитета по детскому и юношескому кино пытается возродить этот жанр
в развалившейся стране.
Вместе с дипломником ВГИКа Денисом Родиминым он пишет сценарий и снимает фильм «
Война
Принцессы», пронзительную, впервые снятую с детьми современную версию
знаменитой «Ромео и Джульетты», фильм, в очередной раз меняющий судьбу его
создателя. В результате конфликта с далёким от искусства инвестором картина не
выходит, её начинают кромсать чужие, равнодушные к авторскому замыслу руки, и
после долгой бесплодной борьбы за своё детище Алеников возвращается в
Лос-Анджелесский университет, преподаёт, ставит театральные спектакли, пишет
книги как для детей, так и для взрослых. В Москве, в частности, выходит, мгновенно
раскупается и переиздаётся его дилогия - романы «Поиски любви. Первая книга.» и
«Поиски любви. Вторая книга.», также моментально исчезает с прилавков яркий, в
определённом смысле эпатажный современный хоррор «Ублюдки».
Бывшие студенты Аленикова снимают фильмы по всему миру, их профессора приглашают
в киношколы разных стран на мастер-классы, в жюри известных кинофорумов, но ему
этого недостаточно, он стремится к собственной работе. Последний американский
фильм Аленикова «
Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)»,
где он выступает как автор, монтажёр, режиссёр и продюсер, снятый в реальном
времени со сложнейшим внутрикадровым монтажом, становится культовым,
представляет Америку в главном конкурсе Всемирного кинофестиваля в Монреале,
получает призы на различных международных фестивалях, в том числе приз «За лучший
монтаж» в Страсбурге.
В свой юбилейный год режиссёр возвращается к комедии, делает новую картину, фильм
о своей любимой Одессе. Он полон сил, энергии и новых планов. Вскоре выходят его
новые книги, готовятся новые спектакли, новые кинопроекты. Наконец-то выкуплены
права на «Войну Принцессы», работу над которой Алеников собирается продолжить.
Ясно одно - что бы не создавал режиссёр и писатель Владимир Алеников, это всегда
будет яркое, талантливое, приносящее огромную радость его поклонникам
произведение.