Дени Аркан - канадский режиссёр, сценарист и актёр. Лауреат Американской академии
киноискусства и Международного каннского кинофестиваля.
Выходец из семьи со строгими католическими правилами, девять лет провел в
иезуитском колледже. Был журналистом и политическим активистом. Изучал историю в
Монреальском университете. Затем пришел в документальное кино. У Аркана
изначально не сложились отношения с Национальным Киносоветом - главным патроном
канадской киноиндустрии. По его заказу Аркан снимал короткометражки об истории
страны, о Монреале, о спорте - пока однажды не сделал острую ленту о жизни
квебекских рабочих-текстильщиков. Под давлением лоббистов из Канадского
текстильного института этот трехчасовой документальный фильм был запрещен, а
Киносовет и в дальнейшем мог отправить очередной фильм на полку или отказаться
делать англоязычную версию, что в условиях Канады резко ограничивает круг
публики.
В 1972 дебютировал в игровом кино криминальным фильмом «
Проклятые деньги» (La maudite galette) в духе «бунтарских шестидесятых». И в нем
уже содержались язвительно-саркастические ноты, которые впоследствии принесут
Аркану славу в условной трилогии о закате эпохи буржуазных моральных и
религиозных ценностей, сексуальной переориентации и смене половых и социальных
ролей: «
Закат американской империи» (Le Declin De L'empire Americain, 1986,
премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, номинация на «Оскар»), «
Иисус
из Монреаля» (Jesus De Montreal, 1989, премия на МКФ в Канне) и «
Любовь и бренные останки» (Love And Human Remains, 1993, первая работа Аркана
на английском языке).
Эти три работы вызвали большой интерес на различных международных
кинофестивалях и широко прокатывались даже в США, где обычно относятся с
пренебрежением к кинематографу северных соседей. Однако и в предшествующих
лентах «
Режанна Падовани» (Rejeanne Padovani, 1973), «
Джина» (Gina, 1974, рассказ о стриптизерше
сопоставлен с историей кинорежиссера, снимающего репортаж о бесправном
положении на текстильной фабрике), телесериале «
Империя» (Empire Inc., 1983, поставил
вторую, пятую и шестую серии) и в картине «
Преступление Овидия Плуфа» (Le Crime d'Ovide Plouffe, 1984) тоже есть
наметки социальной критики в форме иронических и даже едких по характеру
комментариев относительно судеб конкретных героев.
Став самым признанным канадским режиссером, Аркан продолжает свои
чувствительные нападки на институты власти и церкви, сняв в 1996 году фильм «
Радостные муки» (Joyeux Calvaire). Участвовал в 1991 с новеллой «Видно отовсюду»
(Vue D'ailleurs) в коллективном проекте «
Монреаль глазами...» (Montreal Vu Par...), снимался в небольших ролях в ряде
собственных фильмов, а также в лентах «
Зоопарк, ночь» (Un
Zoo La Nuit, 1987) и «
Леоло» (Leolo, 1992) Жан-Клода Лозона.