Янковский Филипп Олегович - советский и российский актёр и
кинорежиссёр.
Родился 10 октября 1968 года в Саратове, в семье актера Олега Янковского и актрисы
Людмилы Зориной .
В 1974 году, в возрасте 5 лет дебютировал в кино, сыграв в фильмах "Зеркало" Андрея
Тарковского и "Под каменным небом" Кнута Андерсена и Игоря Масленникова.
В 1990 году окончил Школу-студию МХАТа (мастерская Олега Табакова),
в 1994 году - режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Владимира Наумова).
С 1996 года работает в рекламе и шоу-бизнесе (режиссер-постановщик более сорока
музыкальных клипов).
В 1997 был номинирован на премию "Овация" как лучший режиссёр музыкального видео.
Дебютировал в игровом кино, поставив фильм "В движении", за который был удостоен
премии "Открытие года" на кинофестивале "Ника-2003".
Женат на актрисе Оксане Фандера , которую снимает в главных ролях своих фильмов. У
пары - двое детей: Ваня и Лиза. Иван после окончания факультета режиссуры
Международной киношколы поступил в 2009 году на актёрский факультет ГИТИСа
(мастерская Андреева).
Сын Олега Янковского
Филипп
Янковский родился 10 октября 1968 года в Саратове в театральной семье.
Всех мужчин у Янковских тянуло к неожиданному и яркому, манило изображать, играть
что-то. Актерство - это не профессия, это заболевание семьи Янковских. Первым
«заболел» самый старший - Ростислав
Янковский , а за ним и
младший Олег
Янковский .
Олег
Янковский, отец Филиппа, учился в театральном училище в Саратове. Там и
женился на студентке Лидии Зориной, маме Филиппа, вскоре ставшей знаменитой на
весь город актрисой. В то время у саратовских театралов было: «А кто такой этот
Олег
Янковский?» - «А это муж Зориной!» Гастроли Саратовского театра в
Ленинграде перевернули жизнь семьи Олега Янковского и Лидии Зориной. Сразу два
мэтра, московский Марк Захаров и ленинградский Игорь Владимиров, одновременно
пригласили молодых актеров к себе. Семья предпочла Москву. Здесь, в
киношно-театральной среде и вырос Филипп. Он с детства знал Олега Меньшикова,
Марию Миронову, дружил со Степаном Михалковым, сыном Никиты Сергеевича Михалкова.
Актерское образование Филипп получил в Школе-студии МХАТ, где обучался в
мастерской Олега Табакова (1990), а в 1994 году он окончил режиссерский факультет
ВГИКа (мастерская Владимира Наумова).
Кинороли
В кино Филипп
Янковский дебютировал в
возрасте 5 лет, сыграв в биографической ленте величайшего российского
кинорежиссера второй половины XX века Андрея Тарковского «
Зеркало» и героической
киноповести режиссеров Кнута Андерсена и Игоря Масленникова «
Под каменным небом». В обеих картинах рядом с юным Филиппом был его
знаменитый папа. Мальчик успешно справился со своими ролями. Так в драме «
Зеркало»
Филипп сыграл своего ровесника Алешу, создав, по сути, образ двойника автора
картины, то есть самого Тарковского в детские годы.
Следующее возвращение Филиппа на киноэкран состоялось спустя 12 лет. Его
молодежные роли окрашены в романтические цвета. Так в социально-психологической
драме Дмитрия Долинина «
Сентиментальное
путешествие на картошку» (1986)
Янковский создал
собирательный образ городского «домашнего» юноши, который, став студентом и
попав вместе с группой в колхоз убирать картофель, впервые познал цену настоящих
и выдуманных чувств. А в военной драме Владимира Бортко «
Афганский
излом», рассказывающей о последних днях войны в Афганистане, молодой
Янковский предстал перед зрителями в роли романтического юноши Никиты
Стеклова.
Природа не всегда отдыхает на детях одаренных людей. Иногда она передает по
наследству лучшие качества. Именно так и произошло с Филиппом Янковским. Уже в
первых своих работах он продемонстрировал высокую актерскую технику, получив
признание и среди зрителей, и в профессиональной среде. Немаловажным фактором
стало и природное обаяние Филиппа, так присущее всем Янковским. Ну, как можно было
устоять перед его обворожительной улыбкой и озорными, глубокими глазами!
Благодаря этим качествам у Филиппа получился замечательный образ Монаха в
картине Карена Шахназарова «
День
полнолуния». Эта потрясающая притча, которая свела воедино все любимые мотивы
режиссера, собрала большое количество призов на самых различных
кинофестивалях.
Актерская пластичность позволила Филиппу Янковскому органично выглядеть в
главной роли Молодого Трубадура в картине «Бременские музыканты и К»,
поставленной Александром Абдуловым по мотивам мультфильма Юрия Энтина и Василия
Ливанова «Бременские музыканты». Фильм повествует о вечной, как мир, истории
любви и дружбы, о преемственности поколений. В образе Трубадура Филипп воплотил
черты современного молодого парня, добавив немного и своего характера.
Режиссура. Такие разные фильмы
Параллельно киноролям Филипп
Янковский активно
работал в рекламе и шоу-бизнесе. Свою карьеру режиссера-постановщика он начинал
не с блокбастеров, а с рекламных роликов и музыкальных клипов, постепенно
подготавливая себя к большему. Его час в кино наступил в 2002 году, когда Филипп снял
свою первую картину - «
В движении». Картина
рассказывала о жизни успешного и незаменимого журналиста Саши Гурьева
(Константин Хабенский), зарабатывающего на сенсациях. Динамичный, захватывающий
фильм молодого режиссера пришелся «по вкусу» зрителям.
С кинолентой «
Статский советник» было немного сложнее: здесь Филипп
Янковский был
приглашенным режиссером. У проекта уже была сложившаяся структура - сценарий был
сделан под Никиту Михалкова, но это не смутило режиссера. Несмотря на молодость,
Филипп поставил сильную серьезную картину с глубоким смыслом. Немаловажной
заслугой режиссера стало и то, что он сумел объединить звездный актерский состав
(Олег Табаков, Мария Миронова, Владимир Машков, Михаил Ефремов, Федор Бондарчук и
др.) в коллектив единомышленников. На площадке царила прекрасная атмосфера, все
много шутили и импровизировали. А ведь, как известно, именно в таких условиях и
рождаются хорошие картины.
«
Статский советник» имел успешный прокат. И все же эта картина не давала
Филиппу Янковскому простора для бурной режиссерской фантазии, не позволяла ему
выйти за рамки акунинской прозы. Поэтому сразу же после «Статского советника»
Янковский решил сделать что-то современное, чтобы в сюжете главной была
любовь, и при этом оставался простор для новаторства.
Тут-то Сергей Михайлович предложил ему «Меченосца». Проект привлек режиссера еще
и тем, что в нем было очень мало текста, картину описали всего на шестнадцати
листах. Главные герои Чулпан Хаматовой и Артема Ткаченко практически ничего не
говорили. Тут главенствовала пластика изображения. А еще
Янковский отошел от
главного своего принципа - в «Меченосце» нет тех актеров, которых он раньше
снимал, зато была новая отличная команда: уравновешенный Алексей Горбунов,
блистательная Татьяна Лютаева, роскошный Алексей Жарков, который потрясающе
сыграл свою яркую, но, к сожалению, небольшую роль...
«Каменная
башка»
«Полтора года тяжелейшего труда». Именно так назвал Филипп
Янковский работу
над своим самым серьезным фильмом, арт-нуаровской драмой «
Каменная
башка» с Николаем Валуевым в главной роли. Да, именно, боксер-тяжеловес Николай
Валуев стал с легкой руки Филиппа Янковского Валуевым-актером. Однако, несмотря
на все комфортные условия съемок, спортсмен не сразу согласился принять участие в
проекте. А вот главный режиссер фильма Филипп
Янковский ни минуты не
сомневался, что играть главного героя должен именно он. И, в конце концов, Валуева
увлекли энтузиазм актеров и уверенность режиссера в его «киношных силах». И со
своей ролью провинциального спортсмена, который потерял память в результате
автокатастрофы, король ринга справился превосходно.
Филипп и Оксана
Почти во всех картинах Филиппа Янковского снималась его супруга - очаровательная
актриса
Оксана Фандера . В фильме «
В движении» она
исполнила роль Веры, умной и красивой женщины, жены журналиста Саши Гурьева. В
«Статском советнике» Оксана предстала в образе сухой и долговязой террористки по
кличке Игла, а в «Каменной башке» ее героиней стала Таня, - хитрая женщина,
пользующаяся потерей памяти главного героя.
Примечательно то, что никому в голову не пришло упрекнуть Филиппа в том, что он
постоянно снимает свою жену. Ответ прост и кроется в словах самого Филиппа: «Я
беру актеров не потому, что они друзья или родственники. Оксана - прекрасная
актриса и главное - в моих картинах у нас замечательный тандем». При этом он
заявляет, что хотя и советуется порой с женой, но главное слово остается за ним:
«Это мой фильм, а она актриса. У нас отношения так выстроены, что я советуюсь,
только когда у меня действительно есть в этом необходимость. Она у меня тоже в
этом смысле человек понимающий, сама никогда не лезет».