ГИТИС. Дебют в кино
Родители Игоря Костолевского не имели отношения к искусству. Отец работал в
Министерстве внешней торговли (он был специалист по лесу). Решение стать актером
пришло к Игорю не сразу. По окончании школы он поступил в Московский строительный
институт. Лишь проучившись два года и поняв, что это не его, Костолевский в 1969 году
бросил учебу и поступил в ГИТИС на курс А. А. Гончарова. От родителей свое решение
он поначалу скрыл. Поэтому когда родители узнали об этом, то испытали настоящий
шок.
Спустя год начинающий актер дебютировал в кино. Он снялся в семейной драме Бориса
Ниренбурга «
Семья, как
семья», где главные роли исполняли замечательные и популярные в то время актеры
Людмила Целиковская и Александр Граве. Вместе с Игорем Костолевским в этой
картине дебютировал и Сергей Проханов.
Стремительный взлет
В 1973 году Игорь Костолевский окончил ГИТИС и был принят в театр им. Маяковского.
Вскоре состоялась и первая «звездная» роль актера в кино. Он был приглашен на одну
из главных ролей в историко-романтическую драму Владимира Мотыля «
Звезда пленительного счастья». Картина снималась
специально к 150-лению восстания декабристов. Однако исторические события явились
для режиссера лишь поводом для исследования человеческих взаимоотношений. В
результате получилась необыкновенно тонкая и пронзительная мелодрама,
сдобренная небольшой порцией прекрасного юмора. Картина имела большой успех у
зрителей, чему способствовала блистательная игра актеров: Олега Стриженова,
Алексея Баталова, Ирины Купченко, Натальи Бондарчук и конечно Игоря
Костолевского.
Режиссеры, увидев в Костолевском идеальный тип романтического героя, стали часто
приглашать актера на различные роли. В 1976 году он снялся разу в нескольких
картинах, среди которых наиболее заметной является психологическая драма Павла
Любимова «
Весенний
призыв». Костолевкий сыграл молодого призывника, попавшего на полгода в учебку.
Здесь его герой, московский интеллигент сталкивается с сержантом Карпенко
(Александр Фатюшин). Сержант, пытающийся распоряжаться не только внешним видом
солдат, но и их судьбами, встречает открытое сопротивление безусого новобранца и
постигает необходимые для себя нравственные уроки...
Во всех ролях Костолевского чувствовалась необыкновенная интеллигентность и
достоинство. Даже роль комсомольского вожака Евгения Столетова в телесериале
Игоря Шатрова «
И это все о нем»
была сыграна актером с присущим ему изяществом. Не случайно именно эта работа
принесла ему негласный статус секс-символа отечественного кинематографа.
Среди других работ актера в 70-е годы стоит также отметить роли учителя астрономии
Марина Миррою в мелодраме «
Безымянная звезда» (восхитительный дуэт с Анастасией Вертинской) и
одного из пайщиков кооператива в веселой комедии Эльдара Рязанова «
Гараж». Наконец
в 1980 году на экраны вышел легендарный политический детектив «
Тегеран-43», где актер
сыграл роль советского разведчика Андрея Бородина. К этому времени Костолевский
был уже признанной «звездой» отечественного кинематографа.
Работа в театре
Ранняя популярность губила многих подающих надежды актеров. В театре
Маяковского, где работал Игорь Костолевский, против этого находилось действенное
средство. Молодых баловней судьбы отправляли в массовку. Но Костолевский никогда
не страдал «звездной болезнью». Он, похоже, даже тяготился репутацией звезды. Его
обуревали иные желания и страсти.
Каждая театральная роль 70-80-х годов была для Игоря Костолевского шансом
преодолеть земную, плотскую недостаточность своих киногероев. Первые роли
Костолевского в театре, так же как и в кино, были лирико-романтической
направленности. Позже в его репертуаре появились и острохарактерные, и
комедийные, и драматические персонажи. Особенно сильной работой актера стала
роль Треплева в спектакле «Чайка», который ставил Александр Вилькин.
Первый брак
В 1981 году Игорь Костолевский был приглашен на главную роль в лирическую комедию
«
Отпуск за свой счет». В этом фильме актер сыграл инженера Юрия,
работающего проектировщиком-испытателем автобусов. Герой Костолевского - эдакий
ловелас, кружащий головы красивым девушкам. Вот и очередная его «жертва», бросая
все, едет за своим любимым в Венгрию. А он не очень-то и обращает на нее внимание.
На съемках фильма Костолевский познакомился с актрисой Еленой Романовой. Тогда
же вспыхнул их роман.
«Наш роман начался сразу, и все три летних месяца съемок мы не разлучались, -
рассказывает Елена. - Костолевскому было тридцать три года, он был не женат. Меня
поразило, что его экранный образ совершенно на него не похож. В жизни Игорь
оказался серьезным, надежным, очень заботливым, тем более что был старше меня на
десять лет...»
Вскоре они сыграли свадьбу, а чуть позже у актерской четы родился сын Алексей.
«Игорь отцом был замечательным, помогал во всем», - признается
Елена
Романова. Однако им приходилось нелегко, прежде всего, из-за трудного
материального положения и тяжелой болезни сына (у Алеши был обнаружен
астматический бронхит).
Пришлось Елене столкнуться и с другой трудностью. Оказалось, быть женой
популярного, всеми обожаемого актера очень нелегко. Фанатки мужа просто
одолевали своего любимца звонками по телефону. Порой они переходили все границы.
Елене приходилось выслушивать и такие звонки: «Вы знаете, что у Вашего мужа есть
ребенок на стороне?» Или: «Я беременна от Вашего мужа и собираюсь рожать». Но Елена
всегда старалась не ревновать. С самого начала они договорились, что будут
доверять друг другу. Тем более она и сама видела, каких нервов стоила Игорю его
популярность.
Кино и театр. 80-е - 90-е
Игорю Костолевскому приходилось играть не только положительных романтических
героев, но и отрицательные роли. Правда и его антигерои были необыкновенно
привлекательны. Так в 1981 году он снялся в главной роли в детективе «
Ошибка Тони Вендиса». Актер сыграл теннисиста Вендиса, замышляющего
убийство собственной жены.
Надо сказать, что режиссеры зачастую использовали один и тот же имидж актера. Так
в середине 80-х Костолевский снялся в большом количестве различных мелодрам,
упрочивших его имидж секс-символа: «
Прости», «
Законный
брак», «
Ночные шепоты»
и других. Фильмы были неплохие, но ничего нового актеру не приносили.
Тем временем в театре он играл совершенно другие роли. «Он сдирал клеймо
кинозвезды вместе с кожей безжалостно и мужественно, мучительно пробиваясь к
сути актерского творчества и к разгадкам смысла человеческого существования.
Сыграв Георга IV в «Кине IV» Григория Горина (Театр имени Вл. Маяковского, режиссер
Татьяна Ахрамкова) и Подколесина в «Женитьбе» Гоголя (Театр на Покровке, режиссер
Сергей Арцибашев), Костолевский доказал свое владение тайнописью искусства,
которое позволяет прикасаться к радости и проклятию человеческого бытия».
Нередко Игорь Костолевский играл на сцене вместе со своей женой. Елена Романова
рассказывает: «Играть на сцене с Игорем было нелегко. По натуре самоед, он и меня
не оставлял в покое: «Ты здесь наигрываешь!»
Театру имени Маяковского актер отдал всю свою жизнь. С 1990-х годов он параллельно
играл и на сценах других театров, в частности, в спектакле «Орестея» Питера Штайна
(1994, роль Аполлона).
Новая любовь
К концу 90-х отношения Елены и Игоря дали трещину. Все чаще бывали размолвки. Тут то
в жизни Костолевского и возникла французская актриса Консуэло де Авиланд. Они
познакомились, когда Игорь Костолевский гастролировал со спектаклем «Орестея» в
Норвегии. Консуэло ради любимого приехала в Москву, а затем с гастролями
отправилась в Новосибирск. Вместе с Костолевским они играли в спектакле «Татьяна
Репина».
Вскоре Игорь и Елена развелись, а в 2001 году Костолевский женился на своей новой
возлюбленной. Причем это актер старался не афишировать перед прессой.
В настоящее время Костолевский не общается с бывшей женой, но помогает сыну
Алексею, который учится в МГИМО на факультете международного права. О своей новой
избраннице актер говорит, что Консуэло - потрясающая жена: она пишет книги,
влюблена в Россию...
Последние работы в кино
С конца 90-х Игорь Костолевский стал редко сниматься в кино. От некоторых ролей
актеру пришлось отказаться. Актер рассказывает: «...я отказался от роли у
достаточно хорошего режиссера, мне предложили сыграть... какого-то депутата
Государственной думы, который рвется в президенты. Какого-то морального урода. Я
не хочу в это лезть, я про все это мало что знаю, и мне как-то играть в этом не
хочется». В последнее время ему вообще нередко предлагали отрицательные роли. «Да
я готов играть и негодяев, но если б это были негодяи... если б там была какая-то
психологическая подоплека под этим. Это вообще очень интересно, я играл такие
роли. Но когда это только лишь голые схемы, только для того чтобы иметь в титрах
имя Костолевского, и чтобы из-за этого пошел зритель (вы его всегда видели
положительным героем, а здесь он будет отрицательным!) - это для меня лично мало».
В 2004 году прославленный актер снялся сразу в двух сериалах - «Шпионские игры» и «
Усадьба».
Игорь Матвеевич рассказывает: «Когда-то в фильме «
Тегеран-43» я сыграл
разведчика, меня с детства привлекал жанр детектива, ужасно нравилось читать
подобные книжки. Поэтому, когда в «Шпионских играх» предложили роль разведчика,
который поначалу вообще невыездной, а потом волею судьбы оказывается в Америке и
попадает там в разные ситуации, идея очень понравилась».
Совершенно противоположная роль досталась актеру в «Усадьбе». Костолевский
сыграл спившегося актера Бимова, ставшего бомжом. «В «Усадьбе» мне впервые за
долгое время действительно понравился сценарий, его автор - Алексей Тимм. А когда
еще узнал, с какими артистами предстоит работать... Но в первую очередь согласился
из-за характера: саму роль бомжа, которым стал актер, мне как артисту очень
интересно играть, я всегда любил острохарактерные комедийные роли и в театре их
играл - мой творческий путь у Гончарова начинался на выпускном курсе спектаклем
"Свои люди - сочтемся", где я был пьяницей Рисположенским. Но дело не в том, пьяница
или бомж. Дело в том, что это не чернуха, а трагикомедия, история такая даже
романтическая», - рассказывает актер.
Продолжает актер активно работать и в театре - по 12-13 спектаклей за месяц.
Спектакли с его участием неизменно имеют большой успех у зрителей. Среди его
последних работ - роль Плюшкина в новой постановке «Мертвых душ».