Российский режиссер театра и кино, сценарист, актер, монтажер, продюссер.
Дмитрий Астрахан родился 17 марта 1957 в семье ленинградских историков. Он был самым
младшим, пятым ребёнком. В школе увлекался чтением, математикой и спортом.
После окончания восьмого класса поступил в физико-математическую школу номер 30
на Васильевском острове и одновременно продолжал заниматься классической
борьбой. После окончания школы был принят в Ленинградский Электротехнический
Институт им. Ульянова (Ленина).
В 1982 окончил ЛГИТМиК (мастерская А. Музиля). В течение нескoльких лет Дмитрий
сменил несколько институтов, пока не был принят в Театр Музыки и Кинематографии, в
класс Музиля.
Затем Свердловский театр юного зрителя, служба в армии (морская пехота),
постановки в разных театрах России и за рубежом, стажировка у Товстоногова в
Ленинграде, и дальше работа в театре и кино. Специализируется на изготовлении
психологических драм.
В 1981-1987 годах Астрахан работал режиссером, главным режиссером Свердловского ТЮЗа,
затем в 1987-1990 годах ставил спектакли на сценах БДТ, Ленинградского ТЮЗа,
Ленинградского театра имени Комиссаржевской, Омского ТЮЗа, в Болгарии.
Известность в театральных кругах принес ему спектакль «Удалой молодец - гордость
Запада» (пьеса Дж. М. Синга).
В 1991-1995 художественный руководитель Санкт-Петербургского театра комедии им. Н. П.
Акимова. Всего Астрахан поставил более 30 спектаклей в различных театрах, в том
числе в Московском театре им. А. Пушкина пьесы Олега Данилова «
Леди на день»
(2000), «Путники в ночи» (2001). С 1993 года руководил актерской мастерской ЛГИТМиКа.
В Екатеринбурге, на местном телевидении Астрахан снял свой первый фильм «Роковая
ошибка» по пьесе Рощина. В 1990 году он начинает снимать на Ленфильме
короткометражную ленту «Изыди» (1991).
Сценарий был написан им в
соавторстве с Олегом Даниловым, который станет его постоянным сценаристом. В
процессе съемок фильм «Изыди» вырос до полного метража. Он создавался на основе и
по мотивам произведений Шолом-Алейхема и Бабеля и рассказывал о еврейских
погромах в России в начале 20 века. Главную роль молочника Мотла Рабиновича в
эпическом ключе сыграл грузинский артист Отар Мегвинетухуцеси. Участвовал с этим
фильмом на Кинофоруме в Ялте-94: «Номинация. Кино. XXI век.»
В следующей картине Астрахан обращается к мелодраматическому жанру. Он снимает
фильм «
Ты у меня одна»
(1993) соблюдая классические правила жанра. Герой фильма, прозябающий инженер,
отказывается от богатой и благополучной жизни ради верности своей жене. В этой
картине Астрахан демонстрирует присущую ему театральность решений, повышенную
эмоциональность. Замысел режиссера был точно исполнен исполнителями главных
ролей Мариной Неёловой, Александром Збруевым и Светланой Рябовой.
Эксцентрическая комедия «
Все будет
хорошо» (1995) подтвердила ориентацию режиссера на массового зрителя,
доступность и обаяние его лент, склонность к мелодраме. Однако в фильме «
Из ада
в ад» (1997) Астрахан вновь обращается к жанру трагедии. В основе сценария
реальный исторический факт: погром в польском городе Кельцы в 1946 году. И в этой
работе проявились характерные особенности кинематографа Дмитрия Астрахана:
кипучий темперамент автора, энергия и поэтическое начало.