Клод Лелуш, французский режиссер и продюсер. Еще в детстве получил в подарок
игрушку - 8 миллиметровую камеру. С тех пор с ней не расстается.
Клод Лелуш родился 30 октября 1937 года в Париже. Дебютировал в качестве оператора
короткометражных фильмов. В 13 лет получил приз конкурса дебютов на Каннском
кинофестивале. В 1956 году Клод Лелуш стал автором репортажа об СССР «Когда
поднимается занавес», снятого им скрытой камерой, который был куплен для показа
по французскому телевидению. Дебютная режиссёрская работа в полнометражном кино
- «
Человеческая сущность» (1961) - особого успеха не имела.
На съёмках фильма «Летят журавли» в качестве ассистента оператора в течение двух
дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в
Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм».
Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя - Клод Лелуш"Кто режиссер
этого фильма? А, Лелуш? Что, опять кино про немыслимо красивую любовь?" Но Клод
Лелуш снял более тридцати полнометражных картин, причем не только про любовь.
Помимо любовно-мелодраматических историй ("Жить, чтобы жить", "Человек, который мне
нравится") и приключенческих картин (детектив "Хулиган", удостоенный престижной
премии "Давид" Донателло"; "Смик, смак, смок", сатирический фильм "Приключение есть
приключение"), Лелуш также сделал фильм-памфлет "Жизнь, любовь, смерть". Он дал
понять, что не чужды ему и некие идейно-философские претензии, но фильм "Добрый и
злые" покритиковали за "тенденциозное изображение" французского движения
Сопротивления, а фильм "Брак" - за мизантропические мотивы.
Лелуш решил более не спорить с веком, а переключиться на абстрактно-философские
понятия, коими приправлены его поздние картины. В советском прокате была его
картина "Эдит и Марсель", рассказывающая о подлинном романе Эдит Пиаф и известного
боксера Марселя Сердана, оказавшемся последней любовью в ее и его жизни (здесь, в
отличие от большинства картин Лелуша, финал был печальный), а на конкурсном экране
Московского МКФ 1985 года - фильм "Уйти, вернуться", в котором Лелуш почти серьезно
пытался убедить зрителей в том, что переселение душ таки да, существует, и встреча
через сорок лет с родственником, погибшим во время войны, вполне возможна, только
надо спокойнее переносить то обстоятельство, что душу теперь прописали в другое
тело, посему прежние отношения в прежней форме не могут быть возобновлены (сам
Лелуш, между прочим, в переселение душ верит.) Зрители приняли картину весьма
равнодушно, а критики - дружно обсмеяли. Лелуш нередко делал героями своих картин
французских евреев, страдающих в годы войны от нацизма, а в мирное время - от
чрезмерного богатства, ставящего человека в исключительное положение и
обрекающего его на жизнь в кругу подлых и алчных подхалимов. Стоял ли за этим
личный жизненный опыт Клода Лелуша, испытавшего немало превратностей судьбы:
побывавшего на вершине славы, но не удержавшегося там; благополучного, но не
ставшего признанным мэтром? Вполне возможно.
Клод Лелуш, начинавший в свое время как кинодокументалист, неоднократно
использовал навыки, приобретенные в годы первых рекламно-документальных опытов:
умение "раскрепостить" исполнителей, обходиться без дорогостоящих павильонных
декораций, снимать ручной камерой, творчески "обыгрывать" особенности
изображения при использовании высокочувствительных пленок. Но вернуться к
документалистике он и не смог, и не захотел. Отчасти - из-за того, что в сознании
миллионов зрителей и тысяч киноманов имя Клода Лелуша неотделимо от его лучшей
картины "Мужчина и женщина", которая принесла ему мировую известность, каннскую
"Золотую пальмовую ветвь" и два "Оскара". Картина также породила массу
фильмов-эпигонов, среди которых были, увы, и ... последующие произведения самого
Лелуша.
Лелуш, надо заметить, всегда был хорошим производственником: снимал быстро,
дешево и сердито, вложенные в его фильм деньги не пропадали зря, даже если картина
не имела особого успеха в широком прокате. Но он, похоже, так и не понял, в чем
секрет его же собственного лучшего фильма, в чем загадка успеха. А ответ, как
сказал бы тут герой песни Высоцкого, "ужасно прост, и ответ - единственный".
Картина "Мужчина и женщина" как бы соединила в себе стилистику картин "новой волны"
(отсутствие сюжета как action, длинные безмолвные планы, полные многозначительности,
нередко - мнимой), и в то же время - простое человеческое содержание. То есть -
соотношение кинематографической "высокой моды" и потребностей нормального
живого человека в оптимальной пропорции. Больше у Лелуша так не получалось, хотя
он не "закоснел" в шестидесятых годах, а, напротив, всегда старался снимать так,
чтобы картина соответствовала своему времени (в частности, когда началась мода на
"ретро", Лелуш одним из первых на нее откликнулся). В начале поздних фильмов Лелуша
обычно стоит эпиграф и посвящение: автор как бы стремится перенести на экран
классические традиции литературы. Однако Лелушу так и не удалось вторично
"попасть в жилу". Но он, по-видимому, отнесся ко всему этому философски. Лелуш нашел
себя в бизнесе: он является продюсером или сопродюсером (часто - и оператором)
своих картин, пишет также сценарии и диалоги. Ему принадлежит не только его
собственная студия "Les Films 13", но и и крупный зрелищный комплекс. Поздние фильмы
Лелуша снимались, как правило, с участием телевизионных денег: осторожный Лелуш,
боясь возможных неудач в прокате, решил, что телевидение в качестве сопродюсера
уж как-нибудь да покажет свою же картину в хорошее время, и не ошибся.
Одна из жен Лелуша, Мари-Софи (в титрах она часто фигурирует как Marie-Sophie L.),
исполнила главные роли в его картинах конца восьмидесятых-начала девяностых
годов. Кстати, Клод Лелуш всегда придавал большое значение хорошему актеру: в его
фильмах снимались многие "звезды" французского кино: Анук Эме, Жан-Луи Трентиньян,
Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Жак Брель, забытые ныне Мари Деа,
Мишель Морган и Николь Курсель; Серж Реджани, Катрин Денев, Жак Дютрон, Жан-Клод
Бриали, Лино Вентура, Ришар Боринже. Сейчас многие крупные французские киноактеры
перестали сниматься в кино - не только потому, что состарились, но и потому, что
играть то, что предлагают современные режиссеры, им совершенно неинтересно. На
этом фоне могут существовать менее яркие фигуры, среди коих Мари-Софи Л., кстати,
весьма недурная собою особа, казалась отнюдь не полной бездарью. Это, впрочем, не
помешало Лелушу растаться с ней:
Алессандра Мартинес заменила Мари-Софи Л. и в качестве
жены, и в качестве актрисы.
Между прочим, Клод Лелуш, по некоторым данным разведки - потомок наших с вами
соотечественников, фамилия коих была Лелюшенко! Ничего не поделаешь. Страна,
которая дает талантливому человеку возможность проявить свое творческое "я",
становится его страной. (Ведь и Чаплин, который родился в Великобритании, умер во
франкоязычной Швейцарии и никогда не считал себя американцем, все же стал
американским кинематографистом, что, сами понимаете, пересмотру не подлежит.)
Снимать кино (любительское, конечно) Клод Лелуш начал в возрасте 13 лет и свою
первую каннскую награду получил за фильм "Зло века" (правда, это был фестиваль
любительских фильмов). В 1956 году Клод Лелуш стал профессиональным режиссером:
снял несколько телевизионных короткометражек, в 1957 году - запечатлел эпоху
хрущевской "оттепели" в документальном фильме "Когда занавес поднимается". После
прохождения воинской службы в 1957-60 г.г. Лелуш снял еще десять заказных
короткометражек для армейского кинокомитета (самой известной из них стала
картина "Спасите вертолет"). Деньги на свой первый игровой фильм "Человеческая
сущность" Лелуш попросил у родителей, после чего ему пришлось снять аж 200 заказных
короткометражек - очевидно, для того, чтобы рассчитаться с долгами. Затем Лелуш
перешел в игровое кино.
Коллеги-кинематографисты порой склонны считать Лелуша просто каким-то
киноманьяком: ведь он в молодые годы не расставался с кинокамерой: иногда таскал
ее с собой даже на званые вечера. И сейчас, когда кино, по-видимому, приносит Лелушу
уже не такие доходы, как раньше, он по-прежнему верен идеалам своей ушедшей
молодости: снимай всегда, снимай везде, снимай, хоть царапай, как курица лапой...
Клод Лелуш даже признался однажды: "Я обожаю фиксировать на пленку окружающую нас
действительность - такую, как есть, без прикрас. Я так люблю правду. Наверное,
потому, что в прошлой жизни я был отпетым вруном..."
Художнику, впрочем, свойственно видеть мир не совсем таким, каков он есть, и
показывать его соответственно. Посему простим Лелушу то, что нам в нем не
нравится. Кто знает, может быть, в следующей жизни он будет менее благополучным, но
более талантливым?