Морис Огюст Шевалье (фр. Maurice Auguste Chevalier) - французский эстрадный певец, киноактёр.
Ранние годы
Морис Шевалье родился 12 сентября 1888 года в предместье Парижа - Менильмонтане.
Семья жила в страшной тесноте на улице Жюльена Лакруа. Его отец, Виктор-Шарль
Шевалье, маляр по профессии, пил запоем. Мать, Жозефина Шевалье (бельгийка по
происхождению), басонщица, была женщиной праведной жизни. Из девятерых детей,
которых она родила, в живых осталось всего трое - его братья и он, самый младший.
Старший брат, Шарль, был маляром, как отец. Поль, отличавшийся большей мягкостью и
тонкостью, выбрал профессию гравера по металлу. Про себя Морис сказал: «До сих пор
не могу понять, какая счастливая звезда помогла мне, человеку без голоса, добиться
успеха у публики и сохранять ее любовь вот уже более полувека. А ведь речь идет о
самой непостоянной, самой требовательной публике - французской».
Когда отец ушёл из семьи, мать осталась одна с тремя мальчиками на руках. Морис
учился в школе и работал: то столяром, то электриком, то в мастерской канцелярских
кнопок. Отовсюду его выгоняли не позднее чем через две недели. Все мысли Мориса
были не о работе, а о пении. Наконец пришло время дебюта юного вокалиста.
В 12 лет он прибился в труппе артистов, выступавших по кафе. Постепенно
популярность его росла. Он много гастролировал, зарабатывая всё больше и больше, а
затем вернулся в Париж на ангажемент. До 1914 года Шевалье с большим успехом
выступал в «Сигале», получая 4 тысячи франков в месяц.
Первая мировая
Когда в 1914 году вспыхнула Первая мировая война, Шевалье был призван в армию, где он
получил осколочное ранение в спину в первые недели боевых действий, и попал в
плен, где и провел в лагере для военнопленных Германии в течение двух лет. В 1916
году он был освобожден, благодаря тайному вмешательству поклонника его таланта,
короля нейтральной страны Испании Альфонсо, который был двоюродным братом, как
британской, так и немецкой королевских семей.
К счастью, он вернулся домой целым и невредимым и продолжил концертную
деятельность. В лагере он изучал английский, поэтому стал обладать преимуществом
по сравнению с другими французскими исполнителями. Он отправился в Лондон, где
достиг новых успехов, хотя и пел по-французски, а затем вернулся на родину.
Театр, шансон
После войны Морис вернулся в Париж и создал еще несколько песен, известных и
сегодня, например «Валентина» (1924). В 1922-23 гг. Морис снялся в нескольких фильмах, но
огромного успеха достиг после участия в оперетте «Деде». Он познакомился с
американским композитором Джорджем Гершвином и Ирвингом Берлином и перенес
«Деде» на Бродвей в 1922 году. В том же году он встретил
Ивонн Валли,
молодую танцовщицу, которая стала его женой в 1927 году.
В 1912-1918 играл в театре оперетты, затем выступал на эстраде как шансонье.
Получил широкую известность в конце 1920-х. Выступал в Великобритании, затем в США,
участвовал в бродвейских шоу.
В 1934 году он развелся с первой женой и женился на танцовщице Ните Рэй. Брак
продлился с 1937 по 1946 год.
В начале декабря 1943 г. Шевалье вместе с Марлен Дитрих, Вадимом Козиным и Изой
Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции.
Карьера в кино
С 1911 г. Шевалье работал в кино. В кино пришел с эстрады. В своей знаменитой
соломенной шляпе и с тросточкой он создает образ «типичного» среднего француза -
балагура и юбочника. Таков он уже в 1911 г. в фильме Макса Линдера «По привычке» (Par
Habitude). В дальнейшем совмещал карьеру певца и киноактера во французском и
американском кино.
В 1930 г. он впервые снялся в голливудском фильме «
Innocents of Paris». Также снимался в фильмах «
Парад любви» (1931, номинация на Оскар), «
Молчание
- золото» (1947), «Век любви» (1956), «
Канкан» (1962), «
Фанни» (1963), «Дети капитана
Гранта» (1965, роль Паганеля) и др. В 1934 году Шевалье снялся в первом звуковом фильме
Франца Легара «
Веселая вдова»
с Джанетт МакДоналд и, пожалуй, это один из самых известных его фильмов. Он стал
одной из звезд Голливуда, что было весьма редко для французских артистов.
Вторая мировая
Во время Второй Мировой войны Шевалье продолжает свои выступления, в том числе и
для немецких солдат. Он восхищается маршалом Филиппом Петэном, что приводит его к
сотрудничеству с режимом Виши (профашистским) во время войны, о чем многие
поклонники теперь забыли. Не может быть никаких сомнений в том, что он активно
поддерживал правительство Виши и его политику, что способствовало его дальнейшей
карьере при немецкой оккупации и позволило ему продолжить вести жизнь
привилегированную и весьма обеспеченную, в то время как многие его
соотечественники боролись против оккупации. Он переезжает в Канны, что могли
позволить себе только богатые и знаменитые, но он свободно живет там со своей
женой (хотя она была еврейкой) и дает несколько спектаклей.
В 1941 году он играет новое ревю в «Казино де Пари» под названием «Привет, Париж»,
что стало еще одним его успехом. Такие песни как «Ça sent si bon la France» и «La Chanson du
maçon» стали хитами. Нацисты просили Шевалье выступить в Берлине и спеть на
сотрудничающей с ними радиостанции «Радио-Париж». Шевалье отказывается, но поет
перед военнопленными в Германии, в том лагере, в котором он был в качестве
военнопленного в годы Первой Мировой. Таким образом, ему удалось освободить в
обмен 10 человек. В 1942 году он вернулся в Бокка близ Канн, а уже к сентябрю Морис
возвращается в столицу. В 1944 году, когда силы союзников освободили Францию,
Шевалье был обвинен в коллаборационизме. И даже если он и был оправдан
французским судом, английская пресса по-прежнему крайне враждебно описывала, что
он сохранил значительную часть своего богатства и приобрел имущество под
нацисткой оккупацией. Ему несколько лет отказывали в визе.
Но в своей собственной стране, однако, он по-прежнему популярен. В 1946 году он
растался с Нитой Рэй и начал писать свои мемуары, которые писал довольно долгое
время.
Последние десятилетия
После окончания войны, несмотря на возраст, Шевалье не снижает творческой
активности. Где он только не гастролирует: концерты проходят в Бельгии, Швейцарии,
Швеции, Дании, Англии, США, Канаде и возвращается во Францию в 1948 году. В 1952 году он
знакомится с Джени Мишелс, молодой разведенной женщиной с 3-мя детьми и у них
начинаются романтические отношения.
Несмотря на обилие ролей в кино, найдется лишь несколько, которые делают честь
подлинному таланту Шевалье. В 1958 был удостоен премии «Оскар» за вклад в
киноискусство.
В 1954 году, после падения МакКарти, Шевалье приветствуют в США. Он успешно
снимается у Билли Уайлдера в фильме «
Любовь после полудня» (Love in the Afternoon, 1957) с Одри Хепберн и Гэри Купером и
обретает и новую популярность и новую аудиторию, когда появляется в музыкальном
фильме «
Жижи» (Gigi,
1958) с Лесли Кароном и Хермионой Джинголд и в нескольких фильмах «Уолт Диснея», что
побудило Голливуд присудить ему почетную премию киноакадемии за достижение в
сфере развлечений.
Шевалье также имеет звезду на Голливудской аллее Славы.
Шевалье продолжал работать до старости с энергией и энтузиазмом. В начале 1960-х
годов, он посетил Соединенные Штаты и в период между 1960 и 1963 гг. сделал 8 фильмов.
Один из этих фильмов, снятый в 1961 году, фильм «
Фанни», в котором он снимался с Лесли
Карон и Шарлем Буайе. Этот фильм является обновленной версией Марселя Паньоля
«Марсельская Трилогия». В 1965 году на 77 году жизни, он сделал еще один мировой тур. В
1967 году он побывал в Латинской Америке, снова США, Европе и Канаде. На следующий
год, на 1 октября 1968 года он объявил о своем прощальном турне.
Наиболее известны его фильмы «
Молчание
- золото» (1947), «
Жижи» (1958), «
Канкан» (1960), «
Фанни» (1961), «
В поисках потерпевших
кораблекрушение» (1962).
В 1970 году, он спел песню для мультфильма Уолта Диснея «Коты аристократы» (Aristocats).
Это стало его последним вкладом в киноиндустрию. Во время поездки в США, он решил
остаться там. Однако в декабре 1971 года он был доставлен в больницу в связи с
почечной коликой. Во время операции 1 января 1972 года Морис Шевалье скончался от
сердечной недостаточности в возрасте 83 лет. Он был погребен на кладбище
«Marnes-la-Coquette» предместья Парижа.