Тихая коротышка
Люсьена Овчинникова родилась 10 сентября 1931 года в украинском городе Олевске. Ее
отец служил пограничником, и потому семья часто кочевала по стране. Маленькой
Люсьене довелось побывать в Карелии, в Грузии, а в последнее время в Туркмении (в
Ашхабаде). В военных гарнизонах регулярно показывали фильмы, и девочка не
пропускала ни одного из них, мечтая в будущем стать актрисой. Люсьена даже хотела
записаться в школьный драмкружок, но помешала ее природная застенчивость. Она
вообще росла тихой, невзрачной девочкой, за маленький рост прозванной
«коротышкой». Родные также не видели в ней актрису. Едва только Люсьена заводила
разговор об актерской профессии, они ей тут же говорили: «Разве такие актрисы
бывают? О театре думать забудь...»
Осуществление мечты
Мечта стать актрисой оказалась сильнее и скептицизма окружающих и собственной
застенчивости. По окончании школы Люсьена Овчинникова тайком от родных, в одном
платье и без денег, сбежал из дома. Она отправилась из Ашхабада в далекий Минск,
где проживала ее тетя. Девушка планировала поступить в театральный институт. Но
каково же было ее разочарование, когда она узнала, что преподавание там ведется на
белорусском языке.
Возвращаться домой Люсьена не стала. Она устроилась учеником продавца в
парфюмерный отдел универмага. Молодой девушке довелось и товар раскладывать, и
ящики таскать...
В 1950 году Люсьена отправилась в Москву и с первого же раза поступила в ГИТИС.
Впоследствии она рассказывала: «На экзамен я надела какую-то красную ленту на
голову и читала: «Что стоишь ты один на дороге...» А меня подозвали из приемной
комиссии и тихонечко спросили: «Из какой вы семьи, девочка?» А я им тоже шепотом
говорю: «Мы военные». И меня взяли...»
Театр Маяковского
В ГИТИСе Люсьена Овчиникова училась на курсе народного артиста РСФСР Григория
Конского. В годы учебы девушка переиграла множество комедийных ролей, и многие
были уверены, что призвание молодой актрисы именно в этом жанре. Тем неожиданнее
оказался ее выбор дипломной работы. Люсьена бесподобно исполнила драматическую
роль Тани в знаменитой пьесе А. Арбузова «Иркутская история». Благодаря этой
работе Овчинникову после окончания в 1955 году института приняли в труппу
Московского академического театра имени В.Маяковского. Этой сцене актриса
прослужила до 1972 года.
С театром Маякоского связаны и страницы личной жизни Овчинниковой. Первый раз она
вышла замуж еще будучи студенткой. Однако брак с режиссером Центрального
телевидения Владимиром Храмовым не сложился, и они быстро расстались.
А вот нового избранника Люсьена нашла уже в Театре Маяковского - им стал актер
Александр Холодков. Люсьена и Александр не регистрировали своих
отношений, их любовь была свободна от всяческих штампов, что, конечно же, не
соответствовало общепринятым в то время представлениях об отношениях в
нормальной советской семье. Вот только прожили вместе они недолго. 14 сентября 1965
года Александр Холодков умер от тяжелой неизлечимой болезни.
С третьим супругом, также актером Маяковки Валентином Козловым (известным по
фильму «Неподдающиеся»), Люсьена Овчинникова прожила 32 года. Казалось, все было
хорошо, вот только детей у них не было...
Первые успехи на киноэкране
Дебют Люсьены Овчинниковой на киноэкране состоялся в конце 50-х. Сначала ей
довелось сняться в эпизодической роли горничной Луши в экранизации романа
Толстого «Хождение по мукам», а в 1959 году она исполнила небольшую роль
деревенской девушки Нюрки Макаровой в картине Льва Кулиджанова «
Отчий дом». Самой
актрисе ее роль в «Отчем доме» поначалу совсем не понравилась: она даже ушла с
премьерного просмотра. А вот зрители и специалисты приняли ее героиню на ура. И
остается только удивляться как Люсьене, совершенно незнакомой с деревенским
бытом, удалось столь правдиво и достоверно создать образ простенькой, немного
смешной девчушки, наполненной такой душевной теплотой.
В том же 1959 году Люсьена Овчиникова снялась в роли развеселой кондукторши Зои в
драме Константина Воинова «
Солнце светит всем» и в роли смешливой, задорной, бойкой на язык
медсестры Наташи в картине режиссера Якова Сегеля «Первый день мира».
Год спустя вышел музыкальный фильм Вениамина Дормана и Генриха Оганесяна «
Девичья весна». Картина, хотя и не конкурировала с лучшими советскими
комедиями, но в целом получилась неплохой. Легкий незатейливый сюжет, добрый юмор,
блестящие музыкально-танцевальные номера ансамбля «Березки». Самым же
запоминающимся персонажем стала Настя Пчелкина, незадачливая помощница повара
на теплоходе, в исполнении нашей героини Люсьены Овчинниковой. С этим фильмом
актриса объездила много стран, побывав в Швейцарии, в Сенегале, Индонезии, на
Кипре...
Звездные 60-е
Настоящая слава пришла к Люсьене Овчинниковой в начале 60-х, после выхода на экраны
картины Юрия Чулюкина «
Девчата». В этой знаменитой
комедии актриса сыграла одну из главных женских ролей - Катю. Кроме того, в картине
прозвучала в ее исполнении песня Александры Пахмутовой «Старый клён», на долгие
годы ставшая всенародно любимой. «
Девчата» были с восторгом
приняты зрителями, отмечены многочисленными призами на различных фестивалях.
Львиная доля успеха выпала, конечно, на долю Надежды Румянцевой и Николая
Рыбникова. Но и другие актеры не остались без внимания.
После «Девчат» предложения от режиссеров Люсьене Овчинниковой посыпались одно
за другим. За последующие десять лет актриса снялась почти в двух десятках картин.
Правда, главных ролей актрисе предлагали мало. Одна из них - Зина Голубева в
замечательной, тонкой, психологической, немного сентиментальной мелодраме
Виталия Мельникова «
Мама
вышла замуж». Критики особо отмечали прекрасный дуэт Люсьены Овчинниковой и
Олега Ефремова.
Среди других удачных работ актрисы: Тамара в драме «
Журналист» (картине,
ставшей для того времени настоящим событием), Нюра в драме Михаила Рома «
Девять дней одного года», мама грудного ребенка Маша в комедии
Вениамина Дормана «Лёгкая жизнь», Нечаева в мелодраме Александра Митты «
Звонят, откройте дверь», Мария Петровна в детском фильме «
Включите северное сияние».
Были в биографии Люсьены Овчинниковой и слабые картины. Но вот, что удивительно,
даже в скучных, казенных лентах она умудрялась выделяться из серой массы. Такой,
например, оказалась ее озорная рабочая Настя Буланова, звезда стройки в
социальной драме Федора Филиппова «
На завтрашней улице». Шаблонный, схематичный сценарий, картонные
герои... Но все это не мешало славе актрисы. Исполняя роли задорных, неунывающих
женщин, она и в жизни была такой же - веселой и жизнерадостной. Потому ее так любили
зрители, и так завидовали ее славе коллеги актрисы. Большинство тех лент,
исполненных в духе соцреализма, канули в вечность, а вот память о Люсьене
Овчинниковой осталась.
Уход из Театра им. Маяковского
В 1972 году Люсьена Овчинникова ушла из Театра им. Маяковского. А причиной тому стал
ее муж.
Валентин Козлов как актер не смог реализоваться. Его роль в
комедии «Неподдающиеся» так и осталась единственной яркой работой. Не клеилось у
него и в театре. Валентин начал выпивать, и главный режиссер Гончаров решил
уволить его из труппы. Тогда Овчинникова заявила: «Если его не оставят, я тоже
уйду». Гончаров остался неумолим, и актриса покинула театр вместе с мужем. Люсьена
Овчиникова перешла в театр литдрамы ВТО, где проработала до 1983 года.
70-е годы. Кино - новые грани таланта
Начало 70-х ознаменовалось для Люсьены Овчинниковой еще одним успехом на
киноэкране. И хотя это вновь была роль второго плана, но зато в каком фильме - в
знаменитой «Большой перемене». В этом суперпопулярном советском телесериале
Овчинникова сыграла Валю - невесту бригадира Петрыкина (роль которого бесподобно
исполнил Ролан Быков). После выхода фильма на экран Люсьена Овчинникова была
удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
А вот, вышедшая в 1976 году драма «
Колыбельная для мужчин», представила актрису в несколько неожиданном
образе, открыв зрителям новые грани ее таланта. Ее героиня Клавдия Ивановна,
женщина, прошедшая войну, одна воспитавшая сына, внезапно теряет зрение. Ее
единственной опорой остается сын-десятиклассник (актер Юрий Шлыков - это одна из
лучших его ролей). Казалось бы - трагический сюжет, но при этом картина не
производит тяжелого впечатления, а скорее оставляет ощущение легкой грусти.
Еще одна сильная работа актрисы - роль Ксении Сергеевны, бывшей жены главного
героя журналиста Лопатина в драме выдающегося режиссера Алексея Германа «
Двадцать дней без войны». Это один из тех киношедевров, о которых
говорят «кино о войне без войны», когда война остается за кадром, но ты ощущаешь ее
каждой клеткой своего тела. Примечательно, что основные роли сыграли актеры,
известные, прежде всего, своими комедийными ролями - это Юрий Никулин, Людмила
Гурченко, Лия Ахеджакова. Да и в багаже Люсьены Овчинниковой немало «легких»
ролей. Как, все-таки, широк диапазон настоящих звезд!
Другие роли, сыгранные Люсьенной Овчинниковой в 70-е годы, это: Зоя Петровна в
детском фильме «
Большое космическое путешествие»,
Тамара Павловна Калугина в телесериале «
Такая короткая долгая жизнь», доярка Ольга Пешева в
популярном детективе «
И снова
Анискин», Полина Сергеевна в молодежном фильме «
Это мы не проходили».
80-е - 90-е годы
В 1983 году Люсьена Овчинникова ушла из театра литдрамы ВТО. Недолгое время - с 1985 по
1986 год - она числилась актрисой Ашхабадского русского драматического театра
имени А.С. Пушкина.
В кино Овчинникова снималась уже гораздо реже. В 80-е годы можно отметить ее роли в
мелодраме «
Валентин и Валентина» (проводница Рита), приключенческом фильме «
Приступить к ликвидации» (Климова), мелодраме «Женщины, которым
повезло» (учительница словесности Антонина Михайловна).
Последние годы жизни (с 1990 года) Люсьена Овчинникова работала в Московском театре
киноактера. Вместе с мужем она выступала в сборных концертах. В кино актриса
довольствовалась эпизодическими ролями: мать Миши-Толяна в комедии «
Агенты КГБ тоже влюбляются», администратор гостиницы в
комедии «
Менялы», дежурная на станции метро в детективе «Убийство на
Ждановской», продавщица в колбасном отделе в комедии «
Альфонс». Да и эти роли
становились все реже и реже...
Ее сгубила зависть...
Близкие Люсьене Овчинниковой люди утверждают, что актрису сгубила зависть.
Люсьене завидовали всегда, завидовали ее славе, зрительской любви, ее
неугасающему оптимизму и жизнелюбию. Ей постоянно твердили, что она -
посредственная актриса, а Люсьена, будучи очень бесхитростной и доверчивой,
соглашалась. И когда ее перестали приглашать в кино, она смирилась с этим.
Ситуация осложнялась постоянными запоями мужа, который, по словам окружающих, не
раз поднимал на нее руку. Но Люсьена никогда никому не жаловалась. Она и сама стала
прикладываться к рюмке. Нашлись люди, которые стали усиленно это поощрять,
фактически ее спаивая... Некогда любимая миллионами актриса оказалась всеми
забытой. В очень короткий срок она из красивой, цветущей женщины превратилась в
старуху, сводящую концы с концами на крошечную пенсию, страдающую депрессией,
неверием в себя. В 1998 году скончался Валентин Козлов, Люсьена Овчинникова
пережила его недолго...
Был, правда, момент, когда Люсьене Ивановне предложили трагическую роль в
антрепризном спектакле. Актриса воспрянула духом. Она даже заявила, что, сыграв
эту роль, может спокойно умереть. Не успела...
На Рождество 1999 года Люсьена Овчинникова приехала к своей давней подруге Тамаре
Тур. Весь вечер они разговаривали о жизни, и Люсьена призналась ей, что после
смерти мужа ей и жить-то не хочется... Переночевав у подруги, Овчинникова утром
почувствовала себя плохо. Тут же вызвали скорую помощь, но прибывшие врачи
оказались бессильны - актриса скончалась. У нее оторвался тромб.
Похоронили Люсьену Овчинникову в колумбарии Введенского кладбища Москвы.