Питер Лорд (англ. Peter Lord) - британский аниматор. Один из основателей анимационной
студии «Aardman Animations». Кавалер Ордена Британской Империи (2006).
Ранние годы
С детства он мечтал стать художником и со школьных лет увлекался анимацией. В
старших классах вместе со школьным приятелем Дэвидом Спрокстоном, который
впоследствии стал его постоянным партнером в профессиональной жизни, Питер начал
заниматься рисованной анимацией. Поскольку у Дэвида была своя кинокамера,
которая, по признанию Лорда, во многом и определила их судьбу, а отец Питера был
связан с телевидением, друзья решили снимать фильм для ТВ.
Их первый рисованный мультфильм про некоего господина Аардмана получился
смешным, на него обратил внимание канал Би-Би-Си, и в честь такого неожиданного
успеха мультипликаторы-любители тогда же, в 1970 году, присвоили себе имя своего
первого удачного персонажа.
Потом были годы учебы в университете, занятия литературой и географией, и все же
увлечение анимацией постепенно из хобби переросло в карьеру - в 1976 году в Бристоле
была основана студия «Аардман Анимэйшн».
«Сначала на студии было только два студента: я и Дэвид Спрокстон, - вспоминает
Питер Лорд, - теперь этим студентам сильно за сорок и с ними постоянно работает
штат в триста профессионалов на трех отделениях студии. Конечно, наша студия
давно превратилась в большую фирму, а мне как боссу приходится заниматься не
только творческими делами. Но, как и прежде, все у нас держится на энтузиазме и на
дружеских отношениях. «Аардман» не просто дружная команда, это настоящая семья
профессионалов, которые любят анимацию больше всего и заботятся о престиже своей
студии».
Карьера
Начав свою профессиональную деятельность с рисованных фильмов, аардмановцы,
однако, уже через год осознали, что для них это слишком тяжелое и трудоемкое
занятие, и стали экспериментировать с различными материалами объемной анимации.
Создание кукол и их среды обитания прямо за небольшим рабочим столом показалось
молодым аниматорам более увлекательным и технически простым делом. Как
признается сам Питер Лорд, возможно, потому они выжили и смогли добиться успехов,
что сразу стали делать именно пластилиновую, а не традиционную рисованную
анимацию, в рамках которой не смогли бы всерьез конкурировать с профессионально
подготовленными художниками и мультипликаторами. И как теперь показывает
триумфальная судьба студии, ее создателям удалось не только найти свою
оригинальную, ставшую уже фирменной, манеру кукольной пластики, но и создать
новую традицию британской анимации, покорившую весь мир.
Прежде всего аниматоры «Аардмана» научили своих пластилиновых кукол
разговаривать и играть, как живые актеры. В тот период и родился их первый герой
Мерф, а одна из первых серий фильма Питера Лорда и Дэвида Спрокстона для
Британского телевидения так и называлась - «Анимационные беседы» (1978). Сам способ
«очеловечивания» говорящих кукол от фильма к фильму становился все более
совершенным и выразительным.
За первыми анимационными диалогами последовал новый телецикл «Разговорные
пьесы» (1981-1983), куда, в частности, вошел их всемирно известный фильм «Ранняя
птичка», чрезвычайно достоверно показавший работу радиожурналиста, которого,
разумеется, сыграла выразительно говорящая пластилиновая кукла. Затем была еще
более знаменитая аардмановская серия для Четвертого канала Британского
телевидения «Синхронные губы» (1989). Участником этого уникального анимационного
проекта помимо Питера Лорда («
Военная
история» и «Экипированный»), Ричарда Голезовского («Идентификация») и Барри
Первса («Следующий») стал и Ник Парк с новой работой «Комфорт живых существ». Все
фильмы этого кукольного телецикла были совершенно различны по тематике,
интонации и художественной манере. Совсем не походили друг на друга даже два
фильма самого Лорда - в картине «Экипированный» драматическую историю своей
жизни рассказывал зрителям уже известный кукольный герой из «Ранней птички», а в
«Военной истории» о тяготах военной жизни с иронией вспоминал уже совсем новый
для мультэкрана карикатурный пластилиновый человечек с длинным носом и
торчащими щеткой усами, впоследствии ставший фирменным аардмановским
мультгероем. Объединяла все авторские картины серии «Синхронные губы» разве что
мастерская работа аниматоров с мимирующими и синхронно говорящими кукольными
персонажами.
И все же самым значительным художественным открытием стал именно фильм Ника
Парка «Комфорт живых существ», где эффект кукольной «говорящей головы»
обыгрывался в контексте достаточно рискованной, однако безупречной в
художественном отношении пародии. Записав предварительно интервью с обитателями
реальных домов престарелых, общественных больниц и приютов для бедных, Парк
остроумно вложил эти трогательные и смешные монологи в уста пластилиновых зверей
из своего анимационного зоопарка. В итоге зрители всего мира в течение десяти
минут сочувственно внимали белым медведям, льву, горилле, черепахе, павлину и
прочим божьим тварям, которые в своих интервью горько жаловались корреспондентам
на недостаток пространства, еды, комфорта, свободы в их вольерах и клетках.
«Комфорт живых существ» принес Нику Парку и студии «Аардман Анимэйшн» первого
«Оскара» и еще десять престижных кинонаград в разных странах мира. И недавний
выпускник киношколы к началу 90-х годов стал признанным мастером кукольной
анимации, любимцем публики и телепродюсеров.
Под новые проекты Ника Парка студия «Аардман Анимэйшн» начала получать
существенную финансовую поддержку влиятельных телекомпаний Великобритании.
Кстати, именно многолетнее сотрудничество с Британским телевидением, которое
постоянно заказывает студии Питера Лорда много коммерческой продукции
(видеоклипы, телезаставки, рекламные ролики), позволяет независимой компании
«Аардман Анимэйшн» не только безбедно существовать в кинобизнесе, но и
оплачивать авторскую работу высоких профессионалов. «К сожалению, даже
прекрасные фильмы Ника Парка, - признается Питер Лорд, - не позволяют студии
выживать без коммерческих заказов и связи с телевидением. Коммерческая работа
отнимает большую часть времени и сил, но зато приносит деньги, и поэтому каждый
наш режиссер за год, как правило, имеет возможность сделать свое авторское кино
минут на двадцать. Конечно, положение Ника Парка, который получил уже все
возможные призы в мире и каждый новый фильм делает все лучше и лучше, на студии
«Аардман Анимэйшн» особенное. Его талант невольно требует другого отношения.
Например, предложить Нику сделать что-нибудь коммерческое для ТВ против его
желания было бы нереально. Но для меня очень важно присутствие на студии таких
ярких индивидуальностей, как Парк. Качество его работы, его слава мобилизуют и
вдохновляют всех остальных».