Джон Форд (англ. John Ford; 1894 - 1973) - настоящее имя Шон Элойзиус О'Фини (Sean Aloysius O'Feeney/O'Fearna)
- американский кинорежиссёр и писатель, крупнейший мастер киновестерна,
единственный в истории обладатель 4-х «Оскаров» за лучшую режиссуру.
Детство. Дебют в кино
Шон был 13-ым и младшим ребенком в семье ирландских эмигрантов. Вырос в Портлэнде,
где у его отца был салун.
В 1913 году, закончив школу, он поехал в Голливуд к своему брату, Фрэнсису Форду (Francis
Ford), режиссеру, актеру и сценаристу, работающему в Universal, который сменил имя, еще
будучи актером на Бродвее.
Шон О'Фини, он же Джек Форд (имя Джон он возьмет себе только в 1923 году), начал
голливудскую карьеру работником декораций и ассистентом реквизитора. Время от
времени он также работал каскадером и часто дублировал своего брата, на которого
был очень похож. Из интервью с Питером Богдановичем известно, что Форд появлялся в
массовке в качестве одного из всадников ку-клукс-клановцев в капюшоне в фильме
Гриффита "Рождение нации" в 1915 году. Позже в том же году он стал ассистентом
режиссера и начал сниматься в фильмах своего брата.
Режиссура
В 1917 - 1920 гг. в качестве режиссера снял для «Юниверсал» более 30 фильмов, большую
часть из которых составляли вестерны с участием актера Гарри Кэри.
В 1920 переходит в «Фокс» и до 1923 снимает под псевдонимом «Джек Форд», обращаясь
преимущественно к жанру вестерна, более всего отвечавшему его восприятию мира и
иерархии ценностей: четкие критерии добра и зла, верность долгу, дружбе, семейной
традиции, мужество в самой безнадежной ситуации.
Многие из этих ранних фильмов, также как более поздние немые фильмы Форда,
считались утраченными, но всплыли в самом неожиданном месте - в Архиве Кино Чехии.
Громкий успех ему, уже как Джону Форду, принесла немая лента «
Железный
конь» (The Iron Horse, 1924), в которой рассказывалось о строительстве в конце 1860-х годов
железной дороги Сан-Франциско - Нью-Йорк. Фильм снимался на натуре в Неваде. В
массовых сценах участвовало более 5 тысяч статистов. Форд задействовал 2000
лошадей, 10000 техасских быков и 300 бизонов. Второй немой фильм, принесший ему
заметный успех, - военная драма «Четыре сына» (Four Sons, 1928). Оба фильма относятся к
числу лучших работ режиссера, но все же расцвет Форда приходится на звуковой
период, когда он становится живым классиком американского кинематографа.
Перемены в творчестве Форда тесно связаны с изменениями в стране, происшедшими в
годы кризиса. Джон открывает Америку простых людей, своих современников. Немалое
значение имела для режиссера встреча с Дадли Николсом, по сценариям которого он
поставит 14 картин. Своего первого большого успеха Джон Форд добился с выходом на
экраны в 1930 году фильма «Мужчины без женщин» («
Men Without Women»), который был поставлен по роману
самого Форда. Известность же пришла к режиссёру в 1935 году с его амбициозной
работой «Предатель» («The Informer»).
Пять лет спустя Форд экранизировал нашумевший роман Стейнбека «
Гроздья
гнева».
В последующие годы Форд снимает целую серию т. н. «наивных» вестернов, многие из
которых, с участием Джона Уэйна (его любимого актёра и друга), вошли в золотой фонд
этого жанра. К лучшим из них следует отнести: «
Дилижанс» («
Stagecoach», 1939 г.), «
Моя дорогая Клементина» («
My Darling Clementine», 1946 г.), «
Искатели» («The Searches»,
1956 г.), «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» («The Man Who Shot Liberty Valance», 1961 г.).
За почти 50 лет режиссёрской деятельности снял приблизительно 130 кинофильмов.
Наибольшее внимание в своей работе уделял трём темам: Ирландии как родине своих
предков, освоению американского Запада и будням американской армии. О влиянии
Форда на своё творчество говорили такие титаны мирового кинематографа, как Орсон
Уэллс и Ингмар Бергман.
Творчество Форда
Он работал в разных жанрах, включая вестерны, комедии, адаптации пьес,
исторические драмы и военные фильмы. Из всех американских режиссеров Форд имел,
возможно, самое ясное личное видение и самый состоятельный визуальный стиль. Его
идеи и персонажи, как и многое, что называют "американским", обманчиво просты. Его
герои, такие, как Итан Эдвардс (Джон Уэйн) в "Отправившихся на поиски" и Уайэтт Эрп
(Хенри Фонда) в "Моей дорогой Клементине", могут показаться просто одиночками,
аутсайдерами общества эстэблишмента, которые обычно говорят действием, а не
словами.
Сосредотачивая внимание на конфликтах между отдельными людьми и обществом, Форд
также провозглашал ценность и силу группы, чему находится свидетельство в его
многих военных драмах (Кавалерийская трилогия, "Она носила желтую ленту", "Длинная
серая линия"). При создании этих фильмов Форд выражал сходное чувство
товарищества через повторное использование определенных актеров в главных ролях
и ролях второго плана в своих фильмах. Особенно близок он был с Уордом Бондом и
Джоном Уэйном (Богданович упоминает в своей книге "Джон Форд", что Уэйн скопировал
свою коронную походку с Форда). Форд также часто нанимал Джеймса Стюарта, Хенри
Фонда, Виктора МакЛаглена, Хэрри Кэри-старшего и младшего, и многих других,
которые с течением лет сформировали нечто вроде акционерного общества Форда. Он
также чувствовал привязанность к месту, сняв девять фильмов в панорамной Долине
Монументов на границе между Аризоной и Юта, которое в Голливуде с любовью
называли "Страна Форда". По молчаливому соглашению там не снимали другие
режиссеры.
Вторая мировая война
В годы Второй мировой войны Форд возглавлял киноотдел ВМС США в ранге
лейтенанта-командира ВМС и потерял глаз в ходе съемок документального фильма «
Битва за Мидуэй» (The Battle Of Midway, 1942, премия «Оскар»). Среди работ Форда
военных лет - документальный фильм «7 декабря» (December 7Th, 1943, премия «Оскар») и
художественная лента об американцах в первые дни боевых действий на Филиппинах
«Их было не вернуть» (They were Expendable, 1945).
Он поставил целый ряд пропагандистских документальных фильмов. Позже его
повысили до адмирала.
Послевоенный период
Первоначально, послевоенные фильмы Форда, такие, как "Форт Апач", "Фургонщик",
"Отправившиеся на поиски" и "Человек, который застрелил Либерти Вэлэнса" не
пользовались той же репутацией у критиков, вырабатывавших вкус зрителей, как его
ранние работы. Но к 1960-м годам, французские и американские критики произвели
критическую переоценку, в которой Форд рассматривался как великий художник
экрана, чьи фильмы отражали его меняющийся взгляд на американский индивидуализм,
общество и силы цивилизации.
Киноиндустрия наградила Форда академическими наградами за режиссуру
"Осведомителя", "Гроздей гнева", "Как зелена была моя долина", и "Тихого человека".
Два из его военных документальных фильмов также завоевали "Оскаров": "Битва за
Мидуэй" и "7-е декабря". Он также 4 раза получил награду Нью-Йоркских кинокритиков.
Он был темой многих фильмов, включая полнометражный документальный фильм Питера
Богдановича "Режиссер Джон Форд"/Directed by John Ford (1971). О нем написаны объемные
исследования, включая книгу Богдановича "Джон Форд" и Линдсэя Андерсона "О... Джоне
Форде". В 1971 в связи с ретроспективой фильмов Форда на МКФ в Венеции был награжден
почетной премией.
Личная жизнь. Последние годы
Джон Форд женился один раз и на всю жизнь - на
Мэри МакБрайд Смит в
июле 1920 года, у них родились сын Патрик и дочь Барбара. По воспоминаниям Патрика,
отец отличался суровым нравом: «Общение с отцом сводилось у меня к фразе: «Да,
сэр». Однажды я сказал: «Нет, сэр» и надолго потерял его расположение».
У Форда была внебрачная связь с Кэтрин Хепберн , об их отношениях даже снят фильм
"Воспитание крошки" (Bringing Up Baby, 1938). Но когда они расстались, она завела 30-летний
роман со Спенсером Трэйси . В результате Форд не разговаривал и не работал с
Трэйси больше 20 лет.
Когда Форду было далеко за 60, он вновь снимает вестерны «Кто убил Либерти Вэланса»
(Man Who Shot Liberty Valance, The, 1962) и «
Осень
Шайеннов» (Cheyenne Autumn, 1964) по роману Мэри Сэндоз. Этими фильмами Джон Форд
прощается со своим прошлым. Он, создавший Ринго Кида, прекрасно понимал, что время
его прошло. Новому вестерну понадобились другие герои. Символично, что эпопею «
Осень Шайеннов» венчает счастливый финал: к индейцам приезжает глава
местной администрации, вызванный армейским капитаном, раскуривает с вождем
сигару и разрешает шайеннам поселиться там, где они хотят.
Разумеется, и последняя картина Форда - «Семь женщин» (7 Women, 1966) - сделана в любимом
жанре. До конца жизни он представлялся так: «Меня зовут Джон Форд. Я снимаю
вестерны».
В конце жизни, давно страдающий от болезни глаза, Форд обычно появлялся перед
публикой с повязкой на глазу или в темных очках.
Плохое здоровье и сломанная шейка бедра мешали его активности в последние годы.
Он умер от рака желудка в 78 лет. Его дочь, Барбара Форд (1923 - 1985) была монтажером. Его
внук Дэн Форд написал его биографию.
Форд был самым долговечным творчески активным режиссером американского кино, на
его счету более 50 лет постоянной качественной работы, помеченной его узнаваемой
подписью. Когда интервьюер из журнала "Плэйбой" спросил Орсона Уэллса, кого из
американских режиссеров он больше любит, тот ответил: "Старых мастеров... под ними
я имею в виду Джона Форда, Джона Форда и Джона Форда."
(С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek )