Жизненное кредо: "...Ради сына я живу и творю. Самое главное в жизни - это то, что мы
оставим после себя на родной земле. А все остальное - суета..."
«Я человек, который страдает оттого, что не умеет говорить "нет". До сих пор не
научилась. Понимаю, что не надо иной раз помогать, душа не лежит, а все равно делаю
то о чем просят. Вот научусь отказывать - и буду самым счастливым человеком».
«Хочу стать знаменитой актрисой»
Елена Алексеевна Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе
Новоград-Волынском.
Мама Елены Яковлевой, Валерия Павловна - сотрудница НИИ, отец - Алексей Николаевич
- военнослужащий, из-за чего семье приходилось очень часто переезжать с места на
место, из города в город.
Как следствие, Елена Яковлева сменила много школ. Школу Елена Яковлева оканчивала
в 1978 году в Харькове, где в это время служил ее отец, военный. В школе не любила
точные науки. На выпускном балу ребята решили опустить в бутылку из-под
шампанского записки со своими заветными желаниями: чтобы проверить когда-нибудь
потом, сбылось или нет. Лена Яковлева, громыхнув деревянными сабо на высоченной
платформе (тогда это было страшно модно), первой отважно просунула в узкое
бутылочное горлышко бумажку: "Хочу быть знаменитой артисткой".
ГИТИС
В 1978 году Елена Яковлева окончила школу и пошла пробовать свои силы в Харьковский
институт культуры. Однако на экзамене ей заявили, что у нее совершенно
отсутствует сценическая заразительность. После провала на вступительных
испытаниях она пошла работать библиотекарем в Харьковскую научную библиотеку
имени Короленко. А затем трудилась на радиозаводе.
В это время ее все же не оставляли мечты о сцене. Успела поработать и
библиотекарем, и картографом, но в 1980 году все-таки решила осуществить свою мечту
и, приехав в Москву, с первой же попытки поступила в ГИТИС. По приезду в столице у
нее в кармане была лишь небольшая сумма денег. Девушка четыре дня жила на вокзале,
а затем устроилась в дешевую гостиницу. На нее то и ушли почти все деньги. Впрочем,
такие трудности вовсе не остановили девушку.
На вступительных экзаменах читала монолог из "Воскресения": "Уехал, уехал..." В
честь Семиной". В ГИТИСе (1980-1984) Елена Яковлева училась в мастерской Владимира
Андреевича Андреева. Училась в ГИТИСе по-всякому, выскочила замуж за студента
младшего курса. Окончив ГИТИС, Елена Яковлева стала актрисой театра "Современник"
- за включение её в труппу театра члены художественного совета проголовали
единогласно - это редчайший случай.
«Современник»
С 1984 года Елена Яковлева играет в "Современнике". Уходила как-то на три года в Театр
имени Ермоловой, чтобы сыграть главные роли в "Идиоте" и "Горе от ума". Но потом
поняла, что родной ей коллектив - это "Современник". Говорит, что не понимает тех
актеров, которые мечутся из театра в театр. Зависть коллег ей незнакома. И вообще,
Галина Волчек утверждает, что Яковлева - это "ее" актриса, вслед за Лавровой и
Нееловой. Что и подтверждается занятостью. Очень часто на вахте театра для
Яковлевой поклонники оставляют "набор Каменской": кофе, сигареты и грейпфрутовый
сок.
Дебютом на сцене театра стал спектакль "Двое на качелях" (1984). Спектакль был
поставлен Галиной Волчек по пьесе Уильяма Гибсона. Первым партнером Елены
Яковлевой в этом спектакле был Николай Попков. А в 1986 году Елене Яковлевой
предложили перейти в театр им. Ермоловой. Но с 1990 года всё вернулось на круги своя -
Елена Яковлева вновь в "Современнике".
Дебют в кино
Учась в ГИТИСе Елена Яковлева дебютировала в кино. На третьем курсе она приняла
участие в съемках музыкальной лирической комедии «Двое под одним зонтом» Георгия
Юнгвальд-Хилькевича. Яковлевой досталась роль второго плана. Она стала цирковой
артисткой Лерой.
«Меня позвали на пробы к ленте «Двое под одним зонтом» на Одесскую киностудию.
Приезжаю «на место» и, конечно, направляюсь прямиком на пляж - так сказать
«подзагореть» захотелось. Полежала под солнцем всего часик, так, сяк полежала и
встаю - вся красная, как рак. Тогда же еще не было солнцезащитных кремов. И когда
пришла на киностудию, я даже не могла одежду надеть - все жгло беспощадно. Спасибо
режиссерам, что несмотря на это меня все равно утвердили. Кстати, до съемок я
весила много - шестьдесят восемь килограмм, а после - «скатилась» до сорока пяти», -
вспоминает актриса. Вместе с Еленой Яковлевой в фильме снимались такие мастера,
как Иннокентий Смоктуновский, Наталья Андрейченко и Ивар Калныньш.
В 1986 году выходит фильм Вадима Абдрашитова «
Плюмбум, или Опасная игра», в 1987 - «
Время летать»
Алексея Сахарова, в 1989 - «
Лестница» того же режиссера.
На III Международном кинофестивале фантастических фильмов в Риме за роль в фильме
«
Лестница» Елена получила главный приз.
На протяжении 80-х годов Елена Яковлева много снималась - настоящим прорывом стала
потрясающей силы роль Тани Зайцевой в фильме "Интердевочка" (1989), поставленном
Петром Тодоровским по повести Владимира Кунина. После фильма актрису приглашал
сниматься обнаженной «Плейбой», но Яковлева отказалась.
В начале 1990-х годов она снялась в таких картинах, как детектив "Черный квадрат",
драмы "Воспитание жестокости у женщин и собак" и "Анкор, еще анкор!". Кстати, одна из
последних работ актрисы - фильм счастливого для нее режиссера Петра Тодоровского
"Такая чудная игра", а другая - главная роль в многосерийном телефильме
"Петербургские тайны", поставленном Леонидом Пчелкиным и "Ретро втроем" (1998).
Запомнилась Елена Яковлева и в фильме «
Шальная баба», где
истово сражалась за свое счастье, доказывая, что не совсем правы те, кто считает
женщин слабым полом. У героини Яковлевой в этом фильме украли ребенка, а она шла
напролом в борьбе с преступниками, в результате чего добро победило зло. Казалось,
что после «Интердевочки» Яковлевой вряд ли удастся сыграть что-то более
резонансное. Но вмешалось телевидение.
Если участие в «Петербургских тайнах» не было для биографии Яковлевой
революционным, то исполнение главной роли в сериале «Каменская» по романам
Александры Марининой принесло актрисе необычайно широкую известность. Яковлева
не просто сыграла Каменскую, она совпала с нею идеально, слилась в едином порыве.
Представить себе другую Каменскую просто невозможно. Сейчас кажется, что
Маринина не сочинила женщину-следователя со всеми ее смешными и такими понятными
привычками и слабостями, а просто подсмотрела и списала ее с Яковлевой. Вокруг
Елены Яковлевой как-то уютно устроились мужчины - и Андрей Ильин с Сергеем
Гармашем, и другой Сергей - Никоненко, и даже одиозный Дмитрий Нагиев. Они все как
будто в этом сериале родились. Четыре сезона выдержала актриса в образе Насти
Каменской, не скрывает, что все это ей изрядно надоело, но никуда не денешься.
Много призов за эту роль получила.
Дом и семья
3 марта 1985 года Елена Яковлева вышла замуж за актера театра "Современник" Валерия
Шальных. У нее это был уж второй брак. Тайный роман разворачивался постепенно
(хотя в театре не бывает ничего тайного), но как-то, раз Шальных пришел к Яковлевой
домой помогать ей клеить обои. Мужа, естественно, дома не было. Обои наклеили, и
дальше все как-то так сложилось.
А 7 ноября 1992 года у них родился сын, которого назвали Денис.
Они у нее образцовые. В обязанности мужа входит подавать сонной Елене по утрам
чашечку кофе в постель и следить за ребенком, когда она на гастролях. Это святое.
Ребенка, сына Дениса, Елена воспитывала по-японски. Буквально. До пяти лет
разрешала ему все. Причем уверяла, что любая неограниченная шалость долго не
длится, ребенок, заскучав, вместо того, например, чтобы молотить палкой по батарее,
переключается на киданье подушками. И так познает мир. Родителям остается только
терпеть. Они и терпели. Потому что очень любят Дениса. Когда он появился, артистке
Яковлевой было за тридцать, а папе Валерию Шальных почти сорок лет. У Валерия есть
от предыдущего брака дочка Катя семнадцати лет, и с девятилетним братиком она
очень дружит. Денис не по годам серьезен (сказалось, видимо, японское воспитание),
увлекается палеонтологией и айкидо. Кроме того, они с мамой очень любят ездить на
лошадях и кататься на роликах. Друзья знают Елену, как примерного цветовода. Это у
нее с детства. Еще в детстве она обставляла горшками с цветами все подоконники. А
теперь, когда они купили новый загородный дом поближе к Москве, ей есть где
развернуться. На предыдущем дачном участке она выращивала сто видов цветов, в
любимцах ходили флоксы. На новой земле она намеревается перекрыть рекорд и
довести число видов до 150. Кроме сына и мужа в квартире с Яковлевой проживают две
собаки. Старенький кокер и молодой хаски. Их выгуливает опять же Валерий. А
родители Лены живут в Харькове, откуда она когда-то приехала покорять Москву.
О ней:
Любит красивую одежду, хорошую косметику, при этом больше всего дорожит
обществом тех людей, перед которыми можно предстать вовсе без грима. Цвета
нарядов выбирает по настроению, которым старается управлять: когда грустно и
плохо, надо что-то изменить в жизни, пусть чуть-чуть - например, помаду новую
купить, над прической поколдовать, что-то в доме обновить... Самым ценным в людях
актриса считает способность любить: "Любовь - чувство всеобъемлющее. Это все:
доброта, нежность, ответственность, забота... И в этом смысле она не разделяется на
мужскую, женскую, детскую. Она просто есть или ее нет".
Может простить все, даже предательство - мало ли какие обстоятельства вынуждают!
Отталкивает в людях лишь бессмысленность, как дела, так и самого существования. С
мужем, актером театра "Современник", вместе уже 15 лет. Елене нравится, когда она и
на сцене рядом: "Радостно смотреть, как замечательно он играет, особенно
характерные роли, и мне очень помогает его присутствие, просто нутром ощущаю
поддержку, любовь, заботу". Увлечения и антиувлечения Помимо цветов и лошадей,
Яковлева довольно бодро водит машину. Это, конечно, вынужденное увлечение, но для
Москвы очень необходимое.
Первой машиной у Елены была "Ока", которую как-то подарили ей за выступление на
КамАЗе. Водить Лену учил муж. Она нервничала, психовала и, в конце концов, во что-то
врезалась. Но Яковлева была бы не Яковлева, если бы не осилила науку автовождения.
Хотя, как она признается, ее мечта -- это машина с кнопочкой результата следования.
Сел, нажал, а дальше она уже сама тебя без проблем довезет. После "Оки" у нее,
конечно, были другие машины. Причем два раза их угоняли. Так вот, в первый раз вор
вернул машину, не прошло и недели. То ли узнал, чья, и побоялся связываться, то ли из
уважения. Вторую оперативно вернула милиция, и тоже за шесть дней.
Теперь у нее "Рено-Меган", на котором она аккуратно ездит. До того аккуратно, что
первые три года водительского стажа ее ни разу не останавливала милиция. И вообще,
Яковлева считает, что женщины - лучшие водители, потому что в массе своей не пьют,
не лихачат и соблюдают правила.
Когда у Лены выдается свободное время, она очень любит почитать. Как давно любимых
Бунина и Набокова, так и какой-нибудь современный детективчик. А вот оперу и балет
(так она как-то непредусмотрительно заявила) не любит. И готовить не любит. А уж
если берется, то готовит много и надолго. Например, полную кастрюлю сациви. Не
любит давать интервью, потому что спрашивают одно и то же. Не любит, когда на улице
узнают и грубо вторгаются в личное пространство. Не любит ходить по нашим
магазинам, потому что продавцы пытаются продать совершенно неподходящую вещь. Ну
и много чего "не". Характер Характер у нее нордический, сдержанный, но вполне может
в случае чего и в морду дать. Если покусятся на что-то святое.
Режиссеры характеризуют ее как даму вменяемую и корректную, но сама Яковлева
говорит, что если ей что-то не нравится, она всеми силами будет отстаивать свое.
Так, например, в "Интердевочке", в знаменитой сцене секса с японцем, Яковлева
наотрез отказалась изображать страсть (ну, в самом деле, какая страсть, когда с
японцем и еще за деньги?!) и лежала натуральным бревном. Тогда нетерпеливый
Тодоровский (а никакого японца поблизости, разумеется, не было) схватил ее за ноги
и стал, невидимый камере, дергать. Яковлева оставалась невозмутима. Потом
Тодоровский попросил гримера нанести актрисе на лицо немножко глицерина - как
будто бы пот. Потока глицерина артистка уже не выдержала и скривилась. "Вот это уже
ближе к жизни", - довольно сказал режиссер.
Яковлева - патриотка. Когда она была с гастролями в Канаде, ей очень не
понравилось, что бывшие соотечественники дотошно спрашивали, что у нас в России
плохого происходит. И даже то, что действительно было плохо, в ее рассказе,
неожиданно для нее самой, приобрело благородные черты. Такого патриотизма она от
себя не ожидала. Она говорит, что ей поступали предложения из-за рубежа, но она
считает, что играть она может только по-русски. Английский же, по ее выражению, у
нее "магазинный".
Она против насилия и порнографии на экране, она верная жена и любящая мать. Она не
предает коллег и не подставляет друзей. Она не буянит в ресторанах и не заводит по
трое любовников зараз, не носит шикарных туалетов и не вставляет своей собачке
платиновые зубки.