Кащеев Валерий Евгеньевич родился 23 сентября 1955 года в Ленинграде
(Санкт-Петербурге).
В 1981 году окончил Белорусский политехнический институт по специальности
"архитектура".
До 1986 года работал в архитектурно-строительном отделе ПО "Горизонт". И вдруг
кардинально сменил род занятий: начал посещать актерскую студию во Дворце
железнодорожников, где педагогом был Витас Григалюнас. Однако становиться
актером уже было поздновато. Пришлось поступать на режиссерский факультет.
В
1991 году окончил Белорусский
государственный театрально-художественный институт. Работал актером в студии
"Арт-центр", в Минском областном драматическом театре в Молодечно.
С 1995 года - на сцене Республиканского театра белорусской драматургии.
Преподает актерское мастерство в Белорусской государственной академии
искусств.
Благодаря своему опыту в архитектуре, самостоятельно может делать сценографию и
костюмы. Да и во всем остальном "на все руки мастер".
Ведущий программы "Наше утро" на "Общенациональном телевидении" Республики
Беларусь.
Интервью Веры Гнилозуб с Валерием Кащеевым в "Белорусской ниве" от 1 августа
2013 года: «Иногда в «Нашем утре» актерство просто прет из меня»
Что бы запретил на работе телеведущий Общенационального телеивдения Валерий
Кащеев «под страхом смертной казни»... ЕЩЕ он озвучивает документальные фильмы,
снимается в кино, занимается педагогикой уже двадцать лет. А по первому
образованию Валерий... архитектор! «Мое детство прошло в деревне, на родине мамы -
под Псковом. Меня привозили туда на лето. Место интересное! Там - бывшая усадьба
помещика, шикарный парк, два пруда. Комплекс потрясающий! Были в моем детстве и
речка, и футбол. И по хозяйству бабушке помогал. Даже щепой крыл коровник. А еще
косил. Сенокос - это всегда милое дело... Бабушка моя была дояркой. Я даже кормил
коров и телят...Так что с сельским трудом знаком».
- Валерий, как вы считаете, в чем секрет успеха утренних новостных проектов,
например, программы «Наше утро» на ОНТ?
- Чтобы выпуск состоялся, работает огромный коллектив. Всех перечислить просто
невозможно. Зритель видит только нас, ведущих, которым нужно с душой, с
настроением, профессионально подать информацию. Слава Богу, у нас в программе она
всегда позитивная. Меня как-то спросили: «Что бы вы запретили на работе под
страхом смертной казни?» - «Приходить на работу и на запись программы в плохом
настроении».
- А с чего начинается ваше утро?
- Я - сова. Поздно ложусь, поэтому для меня утро - это довольно сложное время.
Прихожу в себя только в машине, когда еду на работу.
- Насколько я знаю, вы не собирались стать актером?
- У меня отец был военным, мама - технологом. К театру никто никакого отношения не
имел. Мое детство прошло в военных городках, гарнизонах. Там тоже о театре мало что
слышали. Поэтому в полной мере представления о сцене я не имел. Но меня
интересовала литература. Я обожал учить наизусть стихи или отрывки произведений.
Учителя обратили на это внимание и всячески поддерживали. В связи с переездами
сменил большое количество школ. А когда отца перевели в 1969 году в Минск, классная
руководительница так и написала в моей характеристике: «Хорошо читает стихи». В
минской школе мне уже было тринадцать лет, нас стали водить в театр. Но почему-то
поначалу меня там ничего не впечатляло. Я теперь не помню, какой спектакль
произвел на меня впечатление. Может быть, радиопостановки. Раньше их шло много.
Помню рассказ Симонова «Русский характер»: я все бросал, зависал у
радиоприемника. Этот спектакль слушал неоднократно и до конца. Испытывал очень
серьезное потрясение.
Мои родители были настроены против гуманитарного образования. Так в моей жизни,
под их нажимом, возник политехнический институт. Окончив его и уже работая на
предприятии «Горизонт» в архитектурно-строительном отделе, я пошел в
самодеятельность. Это были восьмидесятые, просто бум театров-студий. Я посещал
студию во Дворце железнодорожников, где педагогом был Витас Григалюнас. Там
собралась очень интересная творческая молодежь, многие ребята потом связали свою
жизнь с театром. Мы пропадали в студии до часа ночи: занятия, репетиции...
Потом у меня возник вопрос: что делать дальше? На актерское отделение было поздно
поступать, поэтому подал документы на режиссерский факультет. Прошел несколько
туров, но родителям не говорил. Позже признался.
- Насколько я знаю, вы еще работаете и в Белорусской государственной академии
искусств?
- Выпустил два заочных курса. Многие мои ребята работают довольно успешно в
Купаловском театре и других. Некоторые стали коллегами - трудятся на телевидении,
радио. Теперь в академии преподаю актерское мастерство у будущих режиссеров
телевидения, работаю на курсе своего педагога - Владимира Павловича Забелло,
заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь. Я всегда поражался его
способности разглядеть человека, его суть.
- А на ОНТ как попали?
- Меня уговорил мой знакомый с телекомпании «ФИТ», когда проходили кастинги
телеведущих. Я упирался. Потом пришел ради шутки. Дали газету: «Быстренько
прочитайте столбец». С улыбкой прочитал. Отпустили. Думал, что на этом все. Через
неделю раздался звонок: «Приходите. Наденьте пиджак». Я опять отнесся несерьезно
к кастингу. Наверное, это в какой-то степени и помогло. Потому что я думал, что
ведущими должны стать люди, которые имеют определенный опыт. Но политика канала
была как раз совершенно другая. Они искали новые лица... Я очень доволен работой на
телевидении, неожиданно открыл какую-то новую грань в себе. Иногда в «Нашем утро»
актерство просто прет из меня (смеется). Слава Богу, что есть в моей жизни и кино.
- Расскажите, пожалуйста, где снимались в последнее время, какие фильмы особо
запомнились?
- Конечно, значительный фильм в моей творческой биографии - «Псевдоним
«Албанец»-3». Это большая работа - снимали шестнадцать серий. Я там играл офицера
разведки. У меня всегда такие роли: военный, милиционер, врач, директор,
полицейский, юрист. Играл я и мэра, и министра обороны Беларуси. Были у меня и
характерные роли. Например, врача одной клиники, довольно любвеобильного. Даже
играл мафиозного полковника, крышующего наркобизнес. В фильме «Отдел С.С.С.Р». Там
пришлось и пострелять, и трюки выполнять. За моей спиной устроили взрыв - в метрах
шести-семи. И ударная волна как дала мне в спину! А мне нужно было упасть красиво -
лицом в камеру. Это же каскадерская работа.
- Получили травмы?
- Да. Были синяки. А в прошлом году снимали сериал «
Провинциальная муза». Там играла Юлия Проскурякова, жена Игоря
Николаева. Это был ее дебют в кино. Довольно сложно было сыграть ей дочь, а мне
папу, поскольку видели мы друг друга впервые. Но все получилось. Юля - молодец.
Обаятельная, довольно простая в общении.
Этой зимой снимали большой 60-серийный фильм «Первая любовь». Он еще в монтаже. У
меня там роль преуспевающего бизнесмена, человека жесткого, который хочет, чтобы
из сына не получился разгильдяй...
- У вас были, как вы и сами говорите, отрицательные роли. Трудно ли играть
антигероев?
- Отрицательного героя сыграть, особенно в сказке, очень легко. Он вечно совершает
поступки, которые вызывают какую-то реакцию зрителя, там обязательно нужна яркая
характерность. Есть где приложить актерские способности. Бывает, читаешь
сценарий на пробах, и роль сразу «ложится» на тебя. Понимаешь, что даже у
отрицательного героя есть грань, какая-то необходимая краска, которая
присутствует у тебя. Я бы не сказал, что антигероев играть сложнее. Тут, наоборот,
всегда есть интрига. Наверное, сложнее в положительном герое найти какие-то черты
характера, которые бы вызывали зрительский интерес...
- Вышел очень хороший фильм «Пять невест», снимали его в Беларуси. Вы там тоже
играли вместе с известными российскими актерами.
- Режиссер фильма Карен Оганесян снимал меня до этого в картине «Журов», поэтому и
пригласил в «Пять невест». У меня был только один съемочный день. В телевизионной
версии фильма эпизоды, где я играл, есть, а в укороченном варианте их нет. Снимали
же меня в Борисове. А стояла жара страшная! Приехали на заброшенный заводик, с
железными крышами. Там, как в консервной банке. Парилка! Было очень тяжело и мне, и
гримерам. Я играл сцену вместе с Андреем Федорцовым и Данилой Козловским. А они
еще были в летных кожаных куртках! Но как-то нормально, стойко это перенесли. Тут
же на ходу придумали историю, которой не было в сценарии. Атмосфера на съемках
царила просто замечательная.
- Были ли особо запомнившиеся звездные гости в программе «Наше утро»?
- Наверное, самое запоминающееся интервью прошло несколько лет назад с Людмилой
Гурченко. В тот раз у нее было не очень хорошее настроение. Она приехала в Минск на
спектакль, а еще проходил фестиваль «Лістапад», было много встреч, интервью. И она
к нам пришла на взводе, это было видно. Надо было обстановку разрядить. Люся Лущик -
молодец, стала задавать какие-то личные вопросы. Я с ней заговорил о творчестве. И
постепенно Людмила Марковна стала отходить. Даже в конце беседы нас расцеловала.
Коллеги аплодировали.