Джереми Джон Айронс родился 19 сентября 1948 года на острове Уайт, принадлежащем
Великобритании. Кино и театр для выросшего на маленьком острове мальчика были
редким праздником. Может быть, поэтому, окончив школу, Айронс в 18 лет начал
работать в театре в качестве ассистента заведующего сценической частью (в чьи
обязанности входило главным образом подметать сцену). Затем он поступил на
актерские курсы при бристольском театре "Олд Вик" и со временем стал не просто
членом труппы, но и звездой бристольского театра, сыграв немало ролей в
популярных театральных постановках.
Позже Айронс переезжает в Лондон, сыграв в Бристоле напоследок баптиста Джона в
ставшем популярным мюзикле "Godspell". Уже в 1980 году он выступил в лондонском театре
"Тhe Royal Shakespeare Company", а вскоре получил небольшую роль в биографической картине
"Нижинский" Герберта Росса.
К концу 80-х годов Айронс из европейского кино переходит в Голливуд, но не снижает
уровня психологического напряжения в характеристике своих персонажей. Оставаясь
верным самому себе, он обретает подлинную известность, снявшись на телевидении в
многосерийной инсценировке романа Ивлина Во "Возвращение в Брайтсхед".
Одновременно он снялся в главной роли экранной версии "Женщины французского
лейтенанта" (1981), хорошо встреченной публикой. Совпав по времени, обе эти
экранизации представили зрителям молодого актера в ролях, внутренне связанных
друг с другом, хотя и относящихся к хронологически разным периодам. В обоих он
воплощал образ английского джентльмена, сдержанного, скупого на внешние
проявления эмоций, но глубоко чувствующего и способного на серьезную душевную
работу.
По собственному признанию актера, он "загружен интроспекцией, внутренней жизнью".
Его внешний облик: резко очерченные скулы, заостренный подбородок, горящие карие
глаза - дает все возможности для того, чтобы создать впечатление жесткой
самодисциплины, равно как и страстей, бушующих под этой маской. Не случайно его
дарованию так близко искусство драматурга Пинтера. Не случайно именно Айронс
сыграл одну из ролей в экранизации пьесы Пинтера "Измена" (1983) - тонком
психологическом исследовании мучительного любовного треугольника. В этой
картине актер создал такие же потрясающие по психологической глубине образы, как
и в картинах "Под луной"(1982), "Дикая утка" (1983) и "Предатель" (1983).
Репутация безукоризненного исполнителя ролей экранных джентльменов открыла
Айронсу возможность участвовать в осуществлении давнего проекта,
предназначавшегося некогда для известного итальянского режиссера Висконти,
потом для Лоузи и снятого, наконец, режиссером Шлендорфом. Роль Чарльза Свана в
экранизации первой книги эпопеи Пруста "В поисках утраченного времени" - "Любовь
Свана" (1983) пусть и не стала крупным событием, но не уронила реноме актера. Сван
Айронса - соединение слабости, меланхолии и одновременно упорства - был, пожалуй,
главным достижением фильма. Актер сыграл свою роль настолько безукоризненно, что
спас фильм от полного провала в прокате.
Вскоре Джереми Айронс принял приглашение на съемки в картине "Миссия" (1986) и не
прогадал. Роль принесла ему номинацию на "Золотой Глобус" в категории "Лучшая
актерская игра в драматическом фильме".
Популярность Айронса привлекла к нему внимание режиссера Дэвида Кроненберга,
пригласившего ее на главные роли близнецов Беверли и Элиота Мантлей в фильме
Dead Ringers (1988). Успех картины
принес блистательному актеру сразу несколько престижных наград. Затем
последовал образ в нашумевшей кинодраме Барбье Шредера "Поворот фортуны" (1989). За
роль в этой ленте Айронс удостоился в 1991 году "Оскара" в номинации "Лучший актер", а
его кинокарьера достигла своего пика. Так начался новый этап в творчестве
британского киноидола, который обрел счастье и в кино, и на сцене, и в личной
жизни.
Айронс женился вторым браком на актрисе
Шинейд
Кьюсак , дочери известного британского актера Сирил Кьюсак . Вся семья
сейчас обитает в окрестностях Оксфорда. Помимо актерства, Джереми от души
наслаждается воспитанием своих отпрысков, которых у пары двое - Макс и Сэмюэл.
«Самый английский из английских актеров», Айронс прекрасный наездник, любит
природу и живет в окрестностях Оксфорда. В фильме Дэнни, чемпион мира (Danny, the Champion of
the World, 1989) вместе с Джереми Айронсом сыграли его тесть Сирил Кьюсак и сын Сэмюел.
Как и многие звезды киномира, актер сумел объединить приятное с полезным. Он
практически не расстается со своими родными и всячески стремится к тому, чтобы
даже самая заманчивая роль не оторвала его надолго от семьи. Такими были съемки
картин "Водный мир" (1992) и "Ускользающая красота" (1996), где Айронс снялся вместе с
супругой. Из многих хороших ролей Джереми Айронса в этот период можно отметить
также роль Грубера в третьей части "Крепкого орешка", Кафки в одноименной картине
1991 года, а также образ Эстебана Труэбы в картине "Дом духов" (1993).
Год 1998 оказался неоднозначным для актерской карьеры Айронса - в костюмной картине
"Человек в железной маске" с участием многих звезд он исполнил роль Арамиса. А вот
экранизация Адрианом Лайном набоковской "Лолиты", в которой актер сыграл
Гумберта, в широкий прокат в ханжеской Америке так и не вышла. Однако этот факт не
поверг Айронса в уныние. Он объявил для себя небольшой перерыв и посвятил все
свободное время и ожиданию действительно стоящих предложений. И уверенность
актера в том, что кинематограф просто не сможет без него обойтись, полностью
оправдались, когда в декабре 2000 года ему предложили роль в картине "Подземелье
драконов", где вместе с ним блистала восходящая звезда Тора Берч.
Потрясающая роль обаятельно злодея, проложившая Айронсу дорогу в мир кино новой
эпохи, заставила аналитиков кинобизнеса вновь задуматься над тем, в чем же секрет
успеха этого уникального актера. По словам самого Джереми, все очень просто. Ни
один из сыгранных им образов не стал его киноклеймом, вновь и вновь всплывая в
памяти зрителей. Он не заработал себе амплуа злодея ни на экране, ни в жизни.
Будучи кумиром для молодого поколения "фабрики грез", Айронс никогда не подавлял
своим авторитетом юных коллег по съемочной площадке. Он даже стал чем-то вроде
психоаналитика для элиты Голливуда. Многие собратья Айронса по ремеслу часто
жаловались ему на то, что сыгранные ими образы зачастую не находили должного
отклика у зрителей. Сам же Айронс за долгие годы своей карьеры с такой проблемой
не разу не столкнулся. Более того, карьера никогда не была для него абсолютным
догматом при выборе той или иной роли. Вот как определяет Джереми Айронс секрет
своего мастерства: "Надо думать, а не просто говорить.
Слова возникают как продолжение
мысли. В этом весь смысл актерского дела". И роли знаменитых людей, которые он
теперь часто играет, это подтверждают.