Детство
Наталья Леонидовна Крачковская (девичья фамилия - Белогорцева) - дочь актрисы
Марии Зотовны Фониной, родилась 24 ноября 1938 года в Москве.
Детство Наташи было обычным для актерских детей. С ранних лет она привыкла к тому,
что «редко кого можно было застать дома - репетиции, съемки, гастроли...» Росла
Наташа очень шаловливым ребенком, дружила со шпаной.
Лет до 12 она была очень худенькой - послевоенный ребенок. Возможно, она такой бы и
осталась, если бы не ее «грузинская» бабушка Рая, жившая в Тбилиси. Увидев свою
тощую 12-летнюю внучку, она приняла решение срочно ее откормить. Девочка, любившая
все, что доставляет ей удовольствие, была совершенно не против. Очень скоро она
стала очаровательной пышкой, но ни когда, ни в те годы, ни впоследствии, Наталья не
комплексовала по поводу своей полноты. Эта уверенность способствовала тому, что
вокруг нее еще со школы всегда вился рой поклонников. Один из поклонников даже
сказал о ней: "Сто килограммов мечты".
ВГИК
Сдавая экзамены в историко-архивный институт, одновременно решилась поступать и
во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. И хоть там был сумашедший конкурс - 256
человек на место, Наталью приняли.
Только учиться во ВГИКе Наталье так и не пришлось. Вскоре она попала под машину,
потеряла зрение и долгое время лежала в больнице. Потом ее забрала домой бабушка
Прасковья Яковлевна. Зрение постепенно восстановилось.
Наталья пошла лаборанткой в Институте металлургии СССР, но мечты о кино так и не
оставила. С 1959 года она начала сниматься на «Мосфильме» сначала в массовках, а
затем в эпизодических ролях. Первой ее более-менее заметной работой в кино стала
Верунька в фильме Владимира Басова «
Битва в пути» (1961 г).
Мадам Грицацуева
Через своего мужа Наталья Леонидовна познакомилась с Леонидом Гайдаем, который
пригласил непрофессиональную актрису сыграть мадам Грицацуеву в "Двенадцати
стульях".
До этого на эту роль претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Мордюкова
показалась Гайдаю не смешной, и предпочтение уже собирались отдать Волчек... Вот
тут-то
Владимир Крачковский, знакомый с Леонидом Иовичем по
картине «Кавказская пленница», привел на съемочную площадку свою жену. Гайдай
глянул на нее и сказал: «Вот она, «мечта поэта».
«...Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером..., - вспоминает Наталья
Леонидовна. - Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей
комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на
крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не
волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело.
Надо переснять...»
Этот момент показателен. Впоследствии
Наталье Крачковской, с ее-то комплекцией (!), не раз приходилось выделывать в
фильмах различные трюки. Но никогда она не прибегала к помощи дублеров.
Мадам Грицацуева - стала для всех настоящим откровением. На отечественном
кинонебосклоне появилась не просто новая талантливая актриса, появился
абсолютно новый типаж. Крачковскую мгновенно стала весьма популярной и
востребованной комедийной актрисой.
Любимая актриса [/b]
Еще одной этапной работой для Натальи Крачковской стала роль жены Ивана
Васильевича Бунши в легендарной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет
профессию». Здесь уже актриса предстала во всей красе своего таланта.
После комедий Гайдая «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию»
Наталья Крачковская стала всенароднолюбимой актрисой. Предложения от режиссеров
сыпались со всех сторон. В первую очередь, конечно же, использовалось ее
комедийное дарование. Уже одним своим появлением, она вызвала (и продолжает
вызывать) улыбку зрителей. Немаловажным фактором стало то, что актриса никогда не
боялась показаться некрасивой, смешной. Она ничуть не стесняется своих габаритов,
и именно поэтому выходит так, что зрители смеются не над ней, а вместе с ней.
Наталью Крачковскую с полным основанием можно считать королевой комического
эпизода. Действительно, роли ей практически всегда доставались в фильмах
небольшие. Однако еще Станиславский говорил, что не бывает маленьких ролей, а
бывают маленькие актеры. Этой истине Наталья Крачковская и следует в своей жизни.
Она создала целую галерею незабываемых образов в картинах: «
Покровские ворота», «Не может быть!», «
Эта веселая планета», «
Суета сует», «
Человек с бульвара Капуцинов» и многих, многих
других. Как правило, Крачковской доставались роли всевозможных располневших жен,
тещ, соседок и т.д. Зачастую ее героини обладают весьма прескверным, порой
стервозным характером. Но это не мешает ей оставаться любимой миллионами
зрителей. Нередко ей доводилось слышать: «Мы вас любим, но какую же дрянь вы
сыграли», и это актриса считает для себя самой большой похвалой.
Как можно заметить, большинство персонажей Натальи Крачковской носят комический
характер. Драматических ролей в ее активе практически нет. Режиссеры всегда
старались использовать удачно найденный образ. Сама Наталья Леонидовна
рассказывает, что однажды, один из режиссеров хотел, было, утвердить ее на
серьезную трагическую роль, но худсовет вынес такой вердикт: «Да вы что! Она же
мадам Грицацуева!» С тех пор актриса сама стала отказываться от таких
предложений.
Свои лучшие роли Наталья Крачковская сыграла в комедиях легендарного Леонида
Гайдая. После его смерти, к сожалению, не нашлось достойных преемников. В 90-е годы
Наталья Крачковская много снималась в комедиях Михаила Кокшенова.
Личная жизнь
Со
своим будущим мужем звукорежиссером Владимиром Крачковским Наталья
познакомилась в 1962 году на съемках фильма «Половодье» в Тарусе. Там же на съемках
Владимир стал за ней ухаживать. Он покорил ее сердце тем, что однажды принес для
нее завтрак в постель. "Однажды утром он открыл дверь нашего номера и протянул
поднос, на котором стоял творог, сметана, булочки ... Он решил, что розы - это,
конечно, хорошо, но меня этим не проймешь. А вот утренний завтрак - свежая сметана,
творог и мягкие булочки - это аргумент посильнее. И в общем, он оказался прав."
Кроме этого " ... он покорил меня вниманием и чисто мужской заботой, - добавляет
актриса, - я бы даже сказала, шикарным, красивым ухаживанием. Я этого никогда не
чувствовала - отец мой погиб, воспитывали меня мама и бабушка. И когда он сказал,
что так будет всегда, я ответила, что стану его женой".
С Владимиром Крачковским Наталья Леонидовна прожила 26 лет, до самых последних его
дней. «Он учил и воспитывал меня все 26 лет, что мы были вместе», - признается
актриса. Умер Владимир Крачковский в 1988 году.
Их сын Василий Крачковский, как и отец, работает на киностудии «Мосфильм»
звукорежиссером. В 1996 году он номинировался на «Нику». Наталья Леонидовна
рассказывает: «Он талантливый человек, и вдобавок влюблен в свою профессию. Моя
невестка, слава Богу, занимается ребенком, понимает, что для нее это главное. Я
стараюсь в чужой монастырь со своим уставом не лезть. Так что у нас нормальная,
дружная семья».
Сегодня[/b]
В настоящее время Наталья Крачковская работает в театре киноактера и продолжает
периодически сниматься в кино. Среди ее работ - роли в комедийном сериале
«Курортный роман», комедии «
Лифт уходит по расписанию» и др.
По-прежнему она сотрудничает со своим давним другом Михаилом
Кокшеновым. Недавно она сыграла в его комедии «С приветом, фараон!» роль
египетской царицы Нефертити. Казалось бы, выбор режиссера более чем странный,
однако Наталья Леонидовна считает иначе: «Ну что тут удивительного? ... может,
египетская царица была такой, как я. Еще точно не доказано, как выглядела
Нефертити в действительности, а скульпторы и меня могут сделать такой, как она».
В конце февраля 2016 года Наталья Крачковская попала в реанимацию одной из
столичных больниц после сердечного приступа. Ей поставили диагноз «инфаркт
миокарда». Состояние актрисы было крайне тяжелым, ей потребовалась искусственная
вентиляция лёгких.
Медики делали всё возможное, чтобы спасти жизнь знаменитой актрисе,
однако это не помогло. Утром 3 марта Наталья Леонидовна ушла из жизни.