Мэри Луиз «Мерил» Стрип - американская актриса театра и кино. Киноведами и
критиками считается одной из величайших актрис современности.
Никто из жителей городка Бернардсвиль, что в штате Нью-Джерси, не смог бы
вообразить, что дочка Гарри Стрипа II, менеджера крупной фармацевтической фирмы,
станет актрисой, тем более знаменитой кинозвездой. В семье Стрипов было трое
детей. Мэри Луиза считалась самой обделенной. Она носила очки с толстыми стеклами,
зубную пластинку для исправления прикуса, к тому же была не по возрасту высока,
тоща и привыкла, что в компании сверстников ее нередко принимали за учительницу.
Так продолжалось до тех пор, пока Мерил не отважилась принять участие в конкурсе
на звание самой красивой ученицы Бернардсвильской школы. Она выбросила очки,
сломала зубную пластинку, перекрасила свои тусклые волосы в платиновый цвет и
начала готовиться к конкурсу. В выпускном классе школы Мерил добилась
поставленной цели.
Восемнадцатилетней девушкой Мерил поступила в Вассар - знаменитый колледж,
принадлежащий к элитной лиге «Семь сестер» и созданный специально для воспитания
интеллектуальных американок. В Вассаре вчерашняя школьница, не привыкшая держать
в руках книгу, стала первой студенткой и получила лестное предложение продолжить
обучение в престижном Дартмутском колледже. Но в Дартмуте она чувствовала себя
одиноко и вернулась в Вассар.
Мерил продолжила обучение в Йельском университете, славящемся на всю Америку
своим студенческим театром. За три года в Йеле она сыграла в сорока спектаклях, в
том числе в пьесах «Отец» и «Фрекен Юлия» А. Стриндберга, «Сон в летнюю ночь» и
«Венецианский купец» В. Шекспира, «Кавказский меловой круг» Б. Брехта.
В 1975 году Мерил закончила Йель и сразу же отправилась в Нью-Йорк, где состоялось
массовое прослушивание молодых актеров. На нее обратил внимание Джозеф Папп,
руководитель Нью-Йоркского шекспировского фестиваля. Папп был восхищен молодой
актрисой и пригласил её в свой театр. Слух о его открытии тотчас облетел Нью-Йорк,
и вскоре к Мерил обратились представители «Феникс-театра», предложив на выбор
несколько ролей. В первый год на бродвейской сцене она сыграла в пьесах
«Воспоминание о двух понедельниках» А. Миллера, «Секретная церемония» У.
Джиллета, «Генрих IV» и «Мера за меру» В. Шекспира, «Непростые женщины и другие» У.
Вассерштайна, «Вишневый сад» А. Чехова. Этот удачный во всех отношениях год
закончился для нее премией Нью-Йоркской критики и выдвижением на премию «Тони» -
самую почетную награду в области американского театра.
В 1976 году старейший режиссер Фред Циннеман предложил Мерил роль в фильме «
Джулия» -
экранизации рассказа знаменитой американской писательницы Лилиан Хеллман, в
котором она вспоминала двух подруг детства - Джулию и Энн-Мэри Треверс. Джейн
Фонда играла саму Лилиан, Ванесса Рейгрейв - Джулию, а Мерил Стрип - Энн-Мэри
Треверс. Съемки продолжались неделю. Фред Циннеман был восхищен молодой актрисой
и гордился отснятым с ее участием материалом, но при окончательном монтаже, по
требованию продюсеров, двадцатиминутный эпизод был сокращен до 70 секунд, так что
зрители даже не успели рассмотреть дебютантку.
В «Феникс-театре» Мерил познакомилась с Джоном Казалем, который стал ее первой
настоящей любовью. Как многие актеры этого театра, Казаль активно снимался в кино
и подписал контракт на участие в фильме молодого режиссера Майкла Чимино «
Охотник на оленей».
Съемки начались через год после подписания контракта, и за это время с Джоном
Казалем начали происходить непонятные вещи - он быстро утомлялся, стал
раздражительным, испытывал адские боли при ходьбе. Мерил упросила его сделать
полное медицинское обследование. Оказалось, что Казаль болен раком костей, причем
в последней, неизлечимой стадии. Продюсеры воспротивились его участию в съемках.
И действительно, вскоре состояние Джона Казаля ухудшилось, и вместо Таиланда он
был вынужден отправиться в госпиталь.
В «Охотнике на оленей» Мерил играет небольшую роль, но именно эта картина
нагляднее всех последующих работ демонстрирует те качества Стрип, благодаря
которым она стала выдающейся актрисой современного кино.
Весной 1977 года Мерил отправилась в Австрию, где начались съемки телесериала «
Холокост». Эта картина должна была познакомить среднего американца с
трагедией евреев во второй мировой войне. На долю фильма выпал огромный успех, в
том числе и восемь премий «Эмми» - американского телевизионного «Оскара». Мерил
была названа лучшей актрисой года, но отказалась приехать на торжественную
церемонию. Ни одна работа не вызывала в ней такого резкого протеста, как этот
фильм. Ничто не могло примирить актрису с этим фильмом. Дело во многом объяснялось
тем, что Джон Казаль умирал в госпитале, а она, выполняя условия заключенного год
назад контракта, находилась вдали от него. В марте 1978 года, через две недели после
ее возвращения из Европы, Джон Казаль умер. В довершение ко всему объявилась
законная жена Казаля, с которой он не поддерживал никаких отношений, и
потребовала, чтобы Мерил освободила квартиру. Брат нашел ей временное пристанище
в ателье своего друга, скульптора Дона Гаммера.
Как и Мерил, Дон учился в Йеле, на факультете прикладных искусств изучая технику
деревянной и металлической скульптуры. В 1977 году состоялся вернисаж, который
сделал его знаменитым на всю Америку. В этом же году Дон развелся с первой женой и
жил по-холостяцки в своем огромном ателье, проводя время в обществе танцовщиц из
«Нью-Йорк-сити-балле». Летом 1978 года, к изумлению друзей, Мерил вышла замуж за Дона
Гаммера, а 14 ноября 1979 года на свет появился их первенец Генри, которому близкие
дали прозвище Гиппи.
Но Джон Казаль не был забыт. Зимой 1984 года Мерил сделала крупный взнос в фонд
мемориального театра двух актеров, Уолтера Макгиппа и Джона Казаля. Будучи
натурой чувствительной, но не сентиментальной, Мерил Стрип никогда не цеплялась
за прошлое, а напротив - всегда была устремлена в будущее, к новым творческим
планам и свершениям, и это тоже способствовало ее стремительному продвижению
вперед.
Хотя Мерил ненавидела ленту «
Холокост», именно она
сыграла решающую роль в ее актерской карьере. Вскоре после выхода фильма на
телеэкраны она получила приглашение сняться в картинах «Совращение Джо Тайнена»
Джерри Шацберга и «
Манхэттен» Вуди Аллена. А
потом - «
Крамер против Крамера».
Фильм был выдвинут на соискание премии «Оскар» в восьми. Мерил получила один из
них как актриса второго плана. На церемонии вручения награды Мерил пришла в такое
волнение, что после получения статуэтки, почувствовав дурноту, стремглав
бросилась в туалет. Когда она вернулась, статуэтки в ее руках не было. По счастью,
никто не покусился на эту драгоценность, забытую в туалете.
Вечер закончился
благополучно.
Каждая роль, сыгранная Мерил Стрип в начале творческого пути в кино,
завоевывалась ею с боем. Причиной тому была ее заурядная, лишенная голливудского
гламура внешность. Критическое отношение к собственной внешности побуждало
Мерил Стрип постоянно экспериментировать над собой, искать новый грим, цвет
волос, прическу.
Внешность играла далеко не последнюю роль и при выборе актрисы на главную роль в
фильме «
Женщина французского лейтенанта» (по
бестселлеру английского писателя Джона Фаулза). Его подготовка затянулась на 10
лет. Через своих агентов Мерил дала понять, что роль Сары ее очень интересует.
Посмотрев фильм, Фаулз остался доволен работой американской актрисы, сумевшей
докопаться до самой сути его загадочной героини. Стрип всерьез заинтересовались
журналисты. Журнал «Тайм» посвятил ей заглавную статью под названием «Магическая
Мерил». Журналисты бросились интервьюировать коллег и ближайших друзей актрисы.
Большой подарок пресса получила от Джереми Айронса, исполнившего роль мистера
Смитсона. Он заявил, что с Мерил их связывали настоящие отношения и потому
постельные сцены были натуральными. Поскольку жизнь актрисы не изобиловала
никакими сенсационными подробностями, эта новость обошла все журналы. Мерил
махнула рукой. Оправдываться было бессмысленно, но она дала себе зарок отныне не
сотрудничать с Айронсом и не подпускать журналистов к своей личной жизни.
Во время съемок ленты «В тишине ночи» Роберта Бентона Мерил узнала, что режиссер
Алан Пакула приступил к экранизации романа Уильяма Стайрона «
Выбор Софи»,
который она прочитала еще в Йеле. Правда, у Пакулы существовала твердая
договоренность с Ханной Шигулой, но Мерил сделала все, чтобы роль перешла к ней.
После «Женщины французского лейтенанта» это было совсем не сложно. За роль Софи
Мерил Стрип получила своего второго «Оскара».
В 1982 году Стрип начала сниматься в фильме «
Силквуд», посвященном борьбе
профсоюзной активистки, погибшей при таинственных обстоятельствах. К этому
времени за Мерил утвердилась репутация непревзойденной исполнительницы
интеллигентных, подверженных рефлексии женщин. И она использовала весь свой
талант, чтобы раскрыть перед зрителями драму этой женщины.
4 августа 1983 года, через три месяца после выступления в Вассаре, Мерил родила дочку
Мэри Уиллу. Едва оправившись от родов, она узнала еще одну приятную новость -
городской университет Нью-Йорка присудил ей почетную степень доктора изящных
искусств. Сара Вудраф, Софи Завистовски, Кэрен
Силквуд - эти три роли являются
лучшими творениями актрисы в кино. Сыграй она только одну из ролей, этого было бы
достаточно, чтобы остаться в истории кино. Но взойдя на вершину творческой
пирамиды, Мерил не испытала чувства самоуспокоения. Напротив, стремление к
расширению творческого диапазона стало потребностью ее натуры.
Чем удивительна Мерил Стрип? Даже зная все особенности ее творческой манеры,
нельзя со всей определенностью прогнозировать, какой будет ее следующая роль.
Настоящим сюрпризом для всех явился фильм «
Чертополох», в
котором она снялась в перерыве между поездками в Африку и Австралию.
«
Чертополох» - фильм Джека Николсона, но благодаря самоотверженной игре
Мерил Стрип ее героиня заняла в нем далеко не последнее место. Она настолько
прониклась драматичной судьбой своей героини, что в последней сцене - смерти
бродяжки - впала в коматозное состояние, чем изрядно напугала съемочную группу и
прежде всего режиссера Гектора Бабенко.
Ее первым приобщением к комедийному жанру стала картина «
Ревность». Она пользовалась
грандиозным успехом у женщин и полным невниманием со стороны мужчин. Для
режиссера Сьюзен Сейдельман это стало веским основанием, чтобы пригласить Мерил
Стрип для участия в фильме «
Дьяволица», городской
комедии, в которой идет речь о бунте женщин против власти мужа.
В 1991 году вместе с первой леди Америки Барбарой Буш Мерил Стрип была
провозглашена «Лучшей матерью Америки». В том, что её семья счастлива, огромная
заслуга актрисы, которая мужественно защищает близких от досужего интереса
публики и прессы. Недавно на свет появился ее четвертый ребенок.
Несмотря на славу и достигнутое материальное благополучие она не утратила
энтузиазма к кинематографу. Дастин Хоффман, с которым она пережила на площадке
немало неприятных минут, вспоминал позднее: «Порой я ненавидел все ее штучки, но
не мог не уважать. Она борется не за себя, а за своих героинь и не успокаивается,
пока не победит». Такой Мерил Стрип остается до сих пор. Борьба за целостность
воплощения образа всегда стоит в центре ее актерских устремлений.