Детство
Елена Тонунц (в девичестве Кокалевская) родилась 17 июля 1954 года в Магадане, куда
судьба занесла ее родителей - папу после службы во флоте, маму после пединститута.
Папа, офицер морфлота, привил Елене потребность в ежедневных физических
упражнениях, любовь к спорту. До пятого класса девочка серьезно занималась
художественной гимнастикой. Кроме того она проводила много времени в балетной
студии, а уж там физподготовка почище спортивной! Благодаря своему спортивному
прошлому Елена Тонунц и сегодня сохраняет отличную форму.
Спорт и балет Елена удачно сочетала с учебой в школе. Девочка училась на
«отлично», регулярно занимала первые места на математических, химических,
физических олимпиадах. Поэтому, когда пришел черед выбирать дальнейшую профессию
- она, в первую очередь, обратила свой взор на технические ВУЗы...
Несостоявшийся геолог
Штурмовать ВУЗы Елена приехала в Москву. Так получилось, что в МГУ экзамены
проходили раньше, чем в других институтах, и девушка решила как бы
прорепетировать поступление. «Репетиция» оказалась более чем удачной - на
экзаменах на геофаке Елена получила почти все пятерки. Ну как было упускать такой
шанс! Елена осталась учиться в МГУ.
Уже в годы учебы Елена стала осознавать, что геология - не ее. Она вспоминает:
«Видимо, в душе я всегда была гуманитарием, жадно тянулась к гуманитарным знаниям.
Науку я, конечно, изучала, но интереснее была студенческая жизнь, замечательные
дискотеки, поездки, путешествия, летняя практика - в Крыму, в устье Амура, в
Астраханском крае...»
Геологический факультет МГУ Елена Тонунц окончила в 1976 году. В те годы молодых
специалистов направляли по распределению по различным учреждениям и
предприятиям страны, где они обязаны были отработать три года. Елене выпал
Всесоюзный институт материального сырья в городе Дивногорске Красноярского
края. Несмотря на красивое название города условия жизни там были жуткие: барак
стоял в чистом поле, добираться до института надо было пешком, а вечером - затемно.
Елена просто не вышла на работу...
Девушку естественно разыскивали. Она же, тем временем, прописавшись у родных в
Горьком, осталась жить в Москве, устроилась по лимиту дворником и готовилась к
поступлению в театральный ВУЗ.
Актриса
Елена Тонунц поступила в ГИТИС на курс К. Михайлова. Уже на первом курсе она
дебютировала в кино - в мелодраме Павла Арсенова «
Смятение
чувств». До окончания института (а ГИТИС Елена окончила в 1981 году) она снялась
также в фантастическом фильме «
Петля Ориона» (Эя),
мелодраме «
Портрет жены художника» (Варя, отдыхающая в пансионате), музыкальной
комедии «
Карнавал» (гостья у Нины на вечеринке).
Первой большой удачей актрисы стала роль Гали - матроса женской команды буксира
«Циклон» в музыкальной комедии режиссеров Виктора Макарова и Александра
Полынникова «
Берегите
женщин».
Партнерами актрисы по фильму стали Марина Шиманская, Андрей Градов, Игорь Скляр,
Альгис Арлаускас, а все действие этой веселой истории происходило в
сопровождении замечательных песен Юрия Антонова. Актриса признается, что во
время съемок ей очень пригодилась ее спортивная подготовка: «Мне, этакой
бесшабашной морячке, приходилось носиться по трапам, как заправскому спринтеру. А
чтобы не выделяться среди своих более рослых подруг, надевать под брюки-клеш
туфли на высоких каблуках. И не отставать от них, хотя те бегали в кедах. В том же
фильме надо было показать умение пользоваться приемами рукопашного боя -
специально ходила в секцию карате».
В 80-е годы Елена Тонунц активно снималась в кино. Зрители запомнили ее, прежде
всего, по роли очаровательной Шахерезады в фильмах «
И еще одна ночь Шахерезады...», «
Новые сказки Шахерезады» и «
Последняя ночь Шахерезады». Не остались незамеченными ее
персонажи в киноповести «
Найди на счастье подкову» (Анна Андриеш и Аннушка), фантастической
комедии «
Шанс»
(Ванда Савич в молодости), «
Инопланетянка» (сослуживица Игоря), драме «
Когда отзовется эхо» (Лейла Бадалова).
Сама же актриса признается, что особое удовольствие доставляет работать в
картинах, снятых по шедеврам мировой литературы: «Ведь все великие творения
основаны на духовных ценностях, говорят о любви, преданности, жертвенности». Были
в ее биографии и такие роли. Так в фильме «Искушение Дон Жуана», поставленный по
пьесе Леси Украинки, она сыграла роль Долорес. Еще одна яркая роль - Бейлка в
телеспектакле «Тевье - Молочник». «Я раньше не сталкивалась с этой литературой, -
рассказывает Елена Константиновна, - а когда начала читать, то увидела, что
человеческая мудрость не имеет границ. Русский, украинец, еврей - каждый по -
своему, изнутри, из сердцевины народных страданий, народных чаяний говорит о
человеке, который не теряет лица в самые трудные минуты, остается добрым,
терпеливым».
Режиссура
Поработав в качестве актрисы, Елена Тонунц столкнулась с проблемой творчества в
кинематографе. «Оказалось, все это так сложно, подвижно, хрупко. Замыслы у всех
гениальные, все безумно талантливые, а в результате получается муть. Иногда
думаешь: ну что может получиться из такого ерундового сценария, а фильм выходит
неплохой. Очень трудно определить, от чего зависит шедевр или хотя бы такая
картина, после которой зритель задумывается над тем, что увидел, над тем, как сам
живет», - рассказывает Елена Константиновна. Будучи человеком верующим, она имела
потребность донести свое видение до зрителя.
Поступив на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института
кинематографии (мастерская Юрия Озерова), она в 1990 году по собственному сценарию
поставила свой первый фильм - короткометражку «
Однажды
вечером». Эта история повествовала о молоденькой деревенской девушке, которая
просит заезжего поэта «подарить» ей ребенка, потому что она в своей глуши, с
больной мамой на руках, вряд ли найдет себе мужа и создаст семью. Фильм был высоко
оценен специалистами, получив многочисленные призы и премии на студенческих
фестивалях во Франции и Германии.
В 1992 году Елена Константиновна окончила режиссерский факультет ВГИКа, а в 1994 году
увидела свет ее вторая картина - «
Я никуда тебя не отпущу» (снимался фильм, как и первый, на рубеже 80-х и
90-х). Зрителю на суд была представлена драма 16-летней девушки, которая уходит от
опекуна и решает жить самостоятельно. Елена Константиновна рассказывает: «Она
возвращается в коммуналку, где осталась пустующая комната - мать умерла, отец на
принудительном лечении от алкоголизма. Девочка надеется, что ее жизнь не будет
такой, как у родителей. Она окончит ПТУ, станет работать, выйдет замуж... Далее мы
видим не только цепь драматических событий, но и отношение окружающих героиню
людей, которые толкают ее к самоубийству...»
Обе картины оставляют тяжелое впечатление и, в то же время, заставляют зрителя
задуматься о жизни. Сама Елена Константиновна признается, что показала как-то
картину «Я тебя никуда не отпущу» знакомому батюшке. Тот, посмотрев, остался
потрясенным и сказал, что он поставил бы к нему эпиграфом слова из Библии: «Вся
тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Путь к Богу
Человек мыслящий, ищущий свое место в этом мире, рано или поздно находит путь к
Богу. Елена с детства могла часами сидеть у окна, глядя на небо, звезды, и думать,
для чего создан человек, для чего он живет. И подспудно ей приходили ответы:
человек создан для совершенствования, он должен быть лучше, добрее,
снисходительнее, терпимее. Вот так, постепенно, шаг за шагом, она обретала веру.
Крестилась Елена Константиновна уже в зрелом возрасте, когда почувствовала в
этом истинную потребность.
Позже Елена Константиновна окончила катехизаторское отделение Свято -
Тихоновского Богословского института.
Кино. Новый век
В последние годы Елена Тонунц периодически снимается в кино в небольших ролях.
Она сыграла эпизодические роли в сериалах «
Паутина-3», «
Путейцы-2», «
Гаражи».