Евгений Ваганович Петросян родился 16 сентября 1945, Баку, в семье математика Вагана
Мироновича Петросянца (1903-1962) и его жены Беллы Григорьевны (1910-1967). Евгений
Петросян с детства мечтал стать артистом, ходил в оперу, в драмтеатр, в цирк, на
концерты. Очень много читал: у отца была прекрасная библиотека. С двенадцати лет
он начинает активно участвовать в самодеятельности. Его первое публичное
выступление на сцене бакинского клуба имени Шаумяна со злободневным фельетоном
В. Медведева "Человека забыли", незабываемое ощущение смеющегося зала решили его
дальнейшую судьбу. Позже, в самодеятельной труппе под руководством известной
комедийной актрисы Маргариты Шамкорян, он играл Афанасия Ивановича в
"Сорочинской ярмарке" и Яшку-артиллериста в "Свадьбе в Малиновке". Выступая в домах
культуры вместе с профессиональными артистами, читал басни, фельетоны, исполнял
репризы, конферировал в концертах большого эстрадного оркестра. Его комическое
дарование получило развитие в спектаклях "Осенние листья" (роль Уста-Мурада) и
"Доброго пути, Долорес" (роль инспектора полиции) Народного театра под
руководством Валентина Валентинова, куда Евгений Петросян поступил незадолго до
окончания школы. Летом 1961 года, сдав последний выпускной экзамен в школе, уже на
следующий день он мчался в поезде Баку-Москва. Аттестат зрелости ему прислали уже
в Москву - ждать его официального получения Евгений не мог: экзамены в театральный
институт начинались раньше, чем в другие вузы... Он блестяще выдержал экзамены во
Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) Леонида
Семеновича Маслюкова. Здесь его учителями стали знаменитая Рина Васильевна
Зеленая и один из первых конферансье советской эстрады Алексей Григорьевич
Алексеев.
Дебют Евгения Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году, когда он в
качестве конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ "В жизни раз бывает 18 лет",
открывавшую собой второй сезон нового Московского театра эстрады на
Берсеневской набережной. Эта программа шла в театре около двух месяцев. Однако, по
словам Евгения Вагановича, сцена, на которую он вышел впервые в качестве
профессионала, стала ему родной, и потом, где бы он ни выступал, все равно тянуло в
театр эстрады...
Главные его усилия в то время были направлены на поиски репертуара и на умение
работать с ним. Он знакомился с писателями-сатириками, учился у зрителя. Практика
начинающего артиста - гастроли по стране - и выступления в Москве с программой "В
жизни раз бывает 18 лет" давали возможность познавать азы законов жанра, позволяла
селекционировать номера таким образом, чтобы в репертуаре оставались только
удачные вещи. В 1964 году, к окончанию программы, завершавшейся месячной поездкой в
Болгарию, у актера сложился солидный репертуар.
Программа "В жизни раз бывает 18 лет" закончилась. Евгений Петросян ушел из
коллектива - начал готовить индивидуальные номера: публицистический фельетон М.
Грина "Береги честь смолоду" в программе Л. Маслюкова "Эстрадный автомат", монолог
"Опасный возраст" в программе "Вы их не знаете" Л. Мирова и Ф. Липскерова. Его
интермедия "Вступительное" А. Олицкого, построенная на остроумной словесной
путанице, на многие годы запомнилась зрителям.
В 1964 году Леонид Осипович Утесов пригласил Петросяна в свой оркестр
(Государственный эстрадный оркестр РСФСР) в качестве конферансье. За несколько
дней были подготовлены две большие интермедии с Утесовым ("Перелистывая
страницы", "Где родился джаз"), сольные номера о джазе ("По правильному пути" и др.),
об Утесове, о Ленинграде, в которых удачно совмещались особенности концертов,
актуальность социальных тем и яркая индивидуальность артиста. Работая в оркестре
Утесова, Петросян продолжал выступать на эстраде: к концу 1965 года в его репертуаре
было уже около ста номеров. В числе наиболее популярных оказался монолог И.
Виноградского и В. Стронгина "Простой парень". По словам Евгения Вагановича, если
выступление в молодежной программе можно было считать практикой, то работа в
оркестре Утесова стала для него учебой в академии: "Пять лет я был рядом с этим
мудрым философом, величайшим знатоком остроумных курьезов и изречений, поэтом,
музыкантом, основоположником советского джаза, рассказчиком и, наконец, просто
человеком, прожившим большую интересную жизнь...".
В декабре 1966 года Леонид Осипович покинул оркестр, популярность которого
мгновенно упала. Евгений Петросян продолжал работать в оркестре еще два с
половиной года.
В дальнейшем более двадцати лет его творческая деятельность была связана с
Москонцертом (до 1974 года - один из ведущих конферансье, затем - исполнитель
монологов).
1967-1968 годы - годы "закручивания гаек", когда жанр сатиры и юмора считали
злопыхательством, кощунством по отношению к действительности, а в комическом
признавалась только малая его область - сектор дружеской шутки и так называемого
"позитивного юмора". Беспощадно можно было бичевать спекулянтов, многоженцев,
управдомов, вахтеров, швейцаров... Петросяну хотелось найти такие художественные
формы, чтобы хоть как-то, пусть вторым планом, протянуть сатирическую интонацию. В
своих номерах он то изображал собак, которые на выставке беседовали друг с другом
о своих хозяевах ("Друзья человека" Н. Станиловского), то прятался в тонкий
абстрактный юмор А. Арканова в рассказе-монологе "Законодатель моды". Актеру
удалось выпустить игровой фельетон И. Виноградского "Отцы и дети" о
взаимоотношениях людей разных поколений. Молодому Петросяну режиссировали и
были его наставниками Л.Б. Миров, М.В. Миронова, его творческие портреты рисовали в
статьях И.В. Ильинский и Л.О. Утесов.
В 1970 году Петросян стал лауреатом конкурса артистов эстрады. Вскоре у него
появились постоянные авторы (Г. Минников, М. Задорнов, Л. Натапов, А.Хайт, Л.
Измайлов), участились его выступления на телевидении, артист начал выступать в
правительственных концертах и вести уже солидные программы, теперь практически
только на центральных площадках. Он все больше вплетал в конферанс тексты,
которые не имели отношения к этому жанру: моносценки, монологи в образах...
С годами Евгений Петросян все чаще думал о синтезе театра и эстрады. Начал
сниматься в телетеатре миниатюр "Наполовину всерьез", где его партнерами были Л.
Гурченко, С. Фарада, Г. Абрикосов (1973-1974), в телепрограмме "Артлото". Вместе с
конферансье Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым он выпускает совместную
программу "Трое вышли на сцену". Вскоре стало ясно, что это не просто концерт: из
этого зрелища можно и нужно было делать эстрадный спектакль. Премьера состоялась
в 1975 году в ЦДРИ. А за год до этого в репертуаре артиста появился монолог А. Хайта
"Эх, наука", с успехом проживший на сцене более десяти лет. Именно с этого монолога
начался отсчет нового поколения номеров Петросяна - переход от конферанса к
номеру и от него - к сольной программе.
Первая такая программа - спектакль "Монологи" (1975, режиссер А. Левенбук, авторы: Г.
Минников, Л. Измайлов, А. Хайт) - положила начало будущему Театру эстрадных
миниатюр Е. Петросяна. В 1979 году появилась небольшая труппа (Е. Степаненко, Е.
Грушин, В. Войнаровский), состав ее с годами менялся (среди постоянных участников -
заслуженная артистка РФ Е. Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра
миниатюр, Евгений Ваганович вводил в спектакли сценки, куплеты, песенки,
интермедии, пародии, синхробуффонаду, музыкальную мозаику - спектакль "Доброе
слово и кошке приятно" (1980, авторы А. Хайт и А. Левенбук). В 1985 году Евгений Петросян
окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады.
Евгений Ваганович - артист неутомимый, коллеги по театру называют его
"трудоголиком". Им подготовлено и выпущено семь пластинок-гигантов миллионными
тиражами, десятки сольных программ и телепередач.
На протяжении многих лет и по сей день в Московском театре эстрады с большим
успехом проходят программы и спектакли Петросяна, в большинстве из которых он
участвует не только как главный артист, но и как режиссер-постановщик. Среди них:
"Как поживаете?" (1986, авторы М. Задорнов, А. Хайт и А. Левин, режиссеры М. Задорнов и А.
Бармак), "Инвентаризация" (1989, авторы М. Задорнов, С. Кондратьев и др.), "Дураки мы
все..." (1991, авторы А. Хайт, Г. Териков, В. Коклюшкин и другие, режиссеры Е. Петросян и
А. Вишневецкий), "Страна Лимония, деревня Петросяния" (1995, авторы М. Задорнов, С.
Кондратьев, Л. Французов, режиссеры Е. Петросян и С. Кондратьев), "Когда финансы
поют романсы" (1997, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л. Измайлов, Г. Териков, Н.
Коростелева и др., режиссер Е. Петросян), "Семейные радости" (1999, авторы, Н.
Коростелева, Л. Натапов, А. Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и др., режиссер
Е. Петросян).
Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними постоянно
обогащает искусство Евгения Петросяна свежими идеями, современными характерами,
которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую,
драматическую, в иных случаях - трагикомическую окраску. Гражданская позиция
актера, его яркая индивидуальность "скрепляют" разные по стилю и жанру
произведения, придают целостность ("сюжетность") спектаклям, составленным из
разных миниатюр. Сквозная мысль проходит преимущественно через монологи, которые
все же остаются главным жанром Евгения Вагановича. Лучшие из них он исполняет в
"сборных" концертах, на телевидении. Среди них "Резидент" (1985), "Постепеннее надо ..."
(1987), "Не плачь, Федя..." (1988) и "Не понимаю..." (1982-1999) М. Задорнова; "Спокойной ночи,
взрослые" (1980) и "Энтузиазизм или Аля-улю" (1986) А. Хайта; "Либо-либо" (1989) И.
Виноградского; "Японский городовой" Г. Терикова (1991); "О рекламе" Л. Французова
(1993-1999); "А музыка звучит" А. Дудоладова (1997); "Человек за бортом" (1997) и "Воскресный
папа" (1999) Н. Коростелевой; "Необыкновенные ощущения" А. Новиченко; "Шпингалеты" С.
Кондратьева (1997); "Телешизофрения" и "Родные мои" (2001) Н. Коростелевой; "Бобры" А.
Цапика (1999), "Обезьяна" Г. Бугаева (2001), "Нервы" Л. Натапова (1999).
В 1991 году Е.В. Петросян удостоен почетного звания "Народный артист России".
Круг творческих интересов Евгения Петросяна необычайно широк. Кроме активной
работы на сцене и театральной режиссуры, он известен как автор книг по теории и
практике эстрадного искусства и как автор и ведущий целого ряда телевизионных
передач.
Книга Е. Петросяна "Хочу в артисты" (М., 1994), в которой обобщены результаты
многолетнего труда артиста на эстраде, а также целый ряд его статей и монографий о
комическом вообще и остроумии в частности - это его личный взгляд на тысячелетний
опыт человечества по созданию смешного, пониманию его и умению анализировать его
структуру. Эти работы стали учебным пособием при подготовке молодых специалистов
в области юмористики - писателей, артистов, режиссеров жанра.
Признанным бестселлером 1994 года стала книга "Петросян в стране анекдотов" (М.,
1994-1998, пять переизданий), где автор пытается осмыслить наиболее популярный вид
фольклора. Популярны у читателя вышедшие следом книги "От смешного до великого"
(М., 1995), "Петросмешки" (М., 1999), "Над чем смеется Петросян" (Антология репертуара) (М.,
2000), "Записные "Хиханьки-хаханьки" (М., 2001).
При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные
материалы по истории эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое
другое.
Свойство, делающее творчество Петросяна ярким явлением в искусстве
юмористической эстрады, - новаторство. В спектакле "Дураки мы все" (1991) Петросян
читал вступительный фельетон, который длился 50 минут (беспрецедентный случай для
эстрадного фельетона), зрители смеялись и плакали, сопереживая мыслям артиста. В
своих спектаклях Петросян непредсказуем: неожиданно появляется театр предмета -
монолог Груши, Телефона, Пугала огородного. Или вдруг он поет молодежный рэп, или
блистательно танцует канкан. В программе "Инвентаризация-89" во время исполнения
фельетона "Не могу понять" (С. Кондратьев), когда Петросян говорил о погибших в
Афганистане, зрители на каждом концерте сами вставали в траурной минуте -
бесценное единение артиста и зала. Артист мгновенно откликается на все события
жизни: уже на третий день после открытия первого Съезда народных депутатов
Петросян выпустил фельетон о работе съезда, подмечая даже то, чего не заметила
пресса. Лирическая и драматическая нота всегда присутствовала в его спектаклях и
это делало его юмор еще более художественным и значимым (монолог "Не плачь, Федя" о
непростой жизни простого человека (М. Задорнов, 1988)). В моносцене "Японский
городовой" (А.Хайт, Г. Териков, 1991) артист изображал старика, уезжающего навсегда в
Америку к дочери, и залу казалось, будто старик рассказывает о своей судьбе
каждому лично. Вершиной серии трагикомических номеров, без сомнения, стала
монопьеса Н. Коростелевой "Родные мои" (2002), которую Петросян играет в новом
спектакле "Страсти-мордасти". В ней слилась жизнь сразу нескольких поколений, в
каждом слове сквозит доброта и любовь к своему народу, живущему очень нелегкой и
непредсказуемой жизнью.
Остроумный номер "Бестолковый словарь" (Б.Брайнин, М.Задорнов и др. 1981-2000) на деле
оказывался не бестолковым, а сгустком юмора умных и веселых изречений, что тоже
являлось в свое время новаторством. Постоянно обновляясь, этот номер прочно "осел"
в памяти зрителя, с восторгом принимающего новые варианты, так же, как
многосерийный фельетон "Не понимаю" (1974-2000), имеющий около двадцати серий за многие
годы. К этому же можно добавить и серию удивительно смешных, острых фельетонов "О
рекламе" (1993-2002). Можно перечислять еще много работ, каждая из которых является
событием в жанре эстрадной юмористики. Искусство Петросяна помогает нашему
народу улыбаться, поверить в то, что мир все равно станет лучше - в этом
предназначение артиста.
Евгений Петросян - создатель и участник множества телепередач. Он был одним из
первых ведущих новогоднего "Голубого огонька", "Утренней почты", "Артлото",
программы "Аншлаг, Аншлаг...", в разные годы создал сольные передачи "С различных
точек зрения" (1985), "Приглашение на вечер Петросяна" (1988), "Ангажемент Петросяна" (1990),
"Операция Петросян" (1991), "Кто этот Петросян?" (2001)...
С января 1994 года по первому каналу российского телевидения (ныне - ОРТ) с успехом
демонстрируется цикловая передача "Смехопанорама", в которой Евгений Ваганович
является не только исполнителем, но и автором, и режиссером, и ведущим. Это, по
сути, первая на отечественном телеэкране передача, которую можно определить как
"занимательное эстрадоведение". С момента своего появления в эфире
"Смехопанорама" сохраняет один из самых высоких рейтингов. У телевизионщиков есть
даже термин "феномен Петросяна", отражающий его уникальную способность собирать у
экрана многочисленных зрителей.
Личная жизнь
Первая жена - дочь актёра Владимира Александровича Кригера (1872-1932), младшая сестра
балерины Викторины Владимировны Кригер (1893-1978), жена умерла, когда их дочь
Викторина была маленькой.
Дочь - Викторина Евгеньевна Петросянц (род. 11 ноября 1968) - закончила исторический
факультет МГУ, работала организатором выставок, искусствовед, продюсер кино и
телевидения, производит с мужем эксклюзивные игрушки из стекла «Mark Andreas Collection»,
живёт на Манхэттене в Нью-Йорке, основательница компании «Vi-Ko Продакшн», продюсер
цикла документальных фильмов: Бродвей. История в лицах и танцах.
Внуки - Андрей (Андреас) и Марк.
Вторая жена - Анна Ивановна Козловская (1938-2007), дочь оперного певца Ивана
Козловского. Брак длился полтора года.
Третья жена - Людмила, искусствовед из Ленинграда.
Четвёртая жена - Елена Григорьевна Степаненко (род. 8 апреля 1953) - юмористка, женаты
с 1985 по 2018 год (познакомились в 1979 году), в 2018 году
Елена Степаненко подала на развод, брак расторгнут Хамовническим
судом Москвы 16 ноября 2018 года.
Пятая жена - Татьяна Брухунова (род. 1989) - помощник юмориста и его директор.
Расписались в декабре 2019 года. По сообщениям СМИ у Петросяна и Бурхуновой родился
сын от сурогатной матери 13 марта 2020 года в Дубае.
Е. В. Петросян является автором следующих книг:
2001 «Записные хиханьки-хаханьки»
2000 «Над чем смеется Петросян»
2000 «Великая мозаика»
1998 «Петросмешки»
1995 «От смешного до великого»
1994 «Евгений Петросян в стране анекдотов»
1994 «Хочу в артисты!»