Расселл Айра Кроу родился 7 апреля 1964 года в городе Веллингтоне в семье, имевшей
непосредственное отношение к шоу-бизнесу. В пять лет родители перевезли его из
Новой Зеландии в Австралию, и практически в том же возрасте он стал маленькой
звездой местного телевидения. По заведенной традиции, юному вундеркинду прямая
дорога была бы в знаменитый Сиднейский Национальный институт драматических
искусств, однако Расселл предпочел миновать образовательную часть и
самостоятельно осваивать карьеру музыканта и актера. И если позже Энтони Хопкинс
скажет, что он "похож на меня в молодости", у самого Кроу в те годы был совсем другой
кумир. Начав сольную карьеру под псевдонимом Рас Ле Рок, свой первый сингл он
назвал примечательно - "Я хочу быть похожим на Марлона Брандо".
Сходство в дальнейшем относительно удалось - как и Брандо, стартовавший в
Голливуде ролями молодых бунтарей, первой значительной работой Рассела в кино
стала драма "Скины" (1992), где он сыграл отчаянного бритоголового неонациста.
Истошная, неистовая энергетика актера привлекла критиков, привлекла американцев,
а главное, соблазнила Шэрон Стоун, к тому моменту возглавившую список крупнейших
звезд. Она буквально настояла на том, чтобы Кроу взяли на роль священника Корта в
ленту Сэма Рэйми "Быстрый и мертвый" (1995).
Расселл играл неприкаянного падре, который составил вялую оппозицию шерифу
маленького городка Джону Ироду, фактически узурпировавшему всю власть и
вершащему собственное, зачастую неправедное правосудие. В тот же городок
прибывала загадочная леди (Стоун), которая, объединившись с Кортом, мстила
узурпатору за его прошлые злодеяния. Увы, в год выхода мало кто оценил пародийный
заряд и стильность фильма, по-своему расправившегося с традициями жанра вестерна.
Здесь Джин Хэкман иронизировал над самим собой в "Непрощенном", Шэрон Стоун
забавно высмеивала ряд феминистских образов сильных женщин (в том числе,
сыгранных и ею - например, в "Основном инстинкте"), а сюжет одновременно издевался
над классикой Серджио Леоне "Однажды на Диком Западе" и еще ворохом подобных
историй про мстителей с Дикого Запада. Некоторую приторную положительность Корта
удачно оттеняла фактурная внешность его исполнителя. Хотя большой популярностью
фильм не пользовался и был оценен по достоинству через несколько лет, Кроу
заметили и внесли в список перспективных.
В том же 1995 году голливудские боссы проверили его на предмет отрицательного
обаяния. Фантастический триллер "Виртуозность" , где в главной роли блистал Дензел
Вашингтон, тоже понравился не многим. Тем не менее, все отметили, что напряженный
ритм фильма, его увлекательность были достигнуты вовсе не за счет рассказанной
истории или очень средне воссозданной атмосферы футуристического города пополам
с изображение виртуальной реальности. Лента в напряжении держала благодаря
главному негодяю - Сиду 6.7, экспериментальному кибернетическому организму, в
который была заложена информация о десятке самых отъявленных психов и убийц в
истории человечества. Простое крестьянское широколобое лицо и безумный, опасный
взгляд, великолепно сымитированный Кроу, отчетливо убеждали, что перед нами
действительно среднестатистический маньяк, помимо всего обладающий
способностью к моментальной регенерации и существующий меж двух миров - реальным
и компьютерным. Окажись "Виртуозность" большим прокатным бестселлером, Кроу
моментально бы превратился в патентованного голливудского злодея.
Через несколько менее примечательных ролей актер добрался-таки в 1997-м до своего
первого хита, наконец-то закрепившего за ним статус звезды. Грубый, вульгарный, но
все же привлекательный и глубоко ранимый влюбленный полицейский Бад Уайт из
"Секретов Лос-Анджелеса" , тонкой и умной стилизации под "черный" фильм, на какое-то
время стал его визитной карточкой. Именно Бад задал последующим героям Кроу
неприкрытую брутальность характеров, неприятие авторитетов, маргинальность,
существование как бы в перманентном состоянии одиночества, при этом - уважение и
любовь к ним окружающих людей. Таким же стал Терри Торн, волк-одиночка в
"Доказательстве жизни" (2000), вызволяющий из плена похищенного террористами
человека, и английский офицер Джон Обри, капитан королевского фрегата в "Хозяине
морей" (2003). Таким же стал и генерал Максим из "Гладиатора" (2000), поднявший бунт
против вероломно предавшего его психопатичного императора Рима.
"Гладиатор" , эта масштабная, эффектная, но совершенно пустая вампука Ридли Скотта
на мотивы давних античных кино-колоссов в духе "Спартака", собрал урожай из
"Оскаров", включая награду за лучший фильм. Герой Кроу в этой ленте был столь же
гигантским, монументальным изваянием, замешанным на стопроцентной бледной
положительности. Однако "Оскар", полученный им за лучшую мужскую роль, словно
разорвал давнюю, пагубную традицию Американской киноакадемии награждать актеров
за роли морально или физически ущербных людей, которая сформировалась в период
жесточайший политкорректности. Генерал Максим - человек без недостатков, фигура
величественная и лишенная всякого намека на ущербность. Подобный замечательный
противовес порочному кругу "оскаровских" фриков и стал главным оправданием тому,
что в этот раз "Оскар" достался актеру, продемонстрировавшему в своей игре слишком
мало достоинств для заслуженной награды.
Другой стихией в актерском амплуа Расселла Кроу стали роли маленьких беззащитных
человечков, сумевших не сломаться под ударами судьбы. Его первым голливудским
опытом работы на поле так называемого серьезного драматизма стал "Свой человек"
(1999) Майкла Мэнна. Доктор Джеффри Виганд, штатная единица крупной табачной
компании, пытается противостоять могущественным боссам, совершив однажды
захватывающее, потрясающее открытие: оказывается, курить - вредно. На этой
прописной банальности Мэнн выстроил тяжеловесную, лишенную сострадания к
зрителю (из-за своего хронометража) драму, основанную на реальных, но
малоинтересных фактах, где утонули и убедительный, в общем-то, трагизм Рассела
Кроу, и взрывная экспрессия Аль Пачино, сыгравшего вторую главную роль. Тем не
менее, коньюнктурная многозначительность ленты многих убедила в том, что
разговор о серьезной проблеме может быть выстроен как рядовой параноидальный
триллер в духе 70-х, так что на волне успеха Кроу получил свою первую номинацию на
"Оскар".
Возможно, самой одиозной, в то же время, самой неоднозначной его ролью стал
гениальный математик, лауреат Нобелевской премии и знаменитый шизофреник Джон
Форбс Нэш-младший в драме Рона Ховарда "Игры разума" (2001). Ховард повторил ошибку
Мэнна - на основе подлинной биографии построил залихватский драмо-триллер, столь
же амбициозный, тяжеловесный и неискренний, как и "Свой человек". В топорной,
претенциозной режиссуре, сочетавшей механистическую развлекательную суету с
приторным сентиментализмом, Кроу оказался в двусмысленном положении.
С одной стороны, будучи актером, безусловно, талантливым, убедительно передал
внешнюю сторону трагедии Нэша - эффектно дергался, сутулился, съеживался,
изображая замкнутость своего героя, в общем, всячески имитировал физические
особенности и поведение умственно не очень полноценного человека. С другой
стороны, все это казалось лишь проявлением холодной механики актерской работы,
похожей на профессионально сделанные сценические этюды (в которых нужно
изображать, а не играть), но лишенной искреннего внутреннего обоснования.
Отношение к фильму и главному исполнителю у Киноакадемии на сей раз было
половинчатым - с одной стороны, "Игры разума" представляли собой тот "большой
стиль", который всегда нравился "Оскару", с другой, роль, буквально для него
созданная и еще пару лет назад принятая бы на-ура, осталась без награды.
Поговаривают, кстати, что Расселл Кроу свой второй "Оскар" проворонил благодаря не
самому благовидному своему поведению. Общественное мнение не слишком-то жалует
буянов, обожающих переносить в настоящую жизнь бунтарский дух своих персонажей, а
вульгарные, грубые выходки актера, составляющие львиную долю тех скандалов,
которые так любят обсуждать бульварные газеты, ему популярности не прибавляют. Но
это или что-то другое стало причиной провала Кроу, уже неважно. Актер сдаваться не
намерен и целеустремленно идет вперед. Каждая последующая его роль - в недавно
вышедшем "Хозяине морей" или же в грядущем "Мужчине-Золушке" - словно создана для
того, чтобы привести его к новой победе. Он - актер-боец, наверное, это самое
главное.
12 мая 2010 года в прокат вышел фильм «
Робин Гуд» с его участием, а
18 ноября вышел новый фильм «
Три дня на
побег», в котором актёр играет главную роль.
Личная жизнь
С 7 апреля 2003 года женат на
Даниэль Спенсер, у них двое сыновей -
Чарльз Спенсер-Кроу (21.12.03) и Теннисон Спенсер-Кроу (07.07.06). После 9 лет брака Рассел
Кроу расстался с женой. Слухи о том, что отношения между Расселом и Даниэль
окончательно испортились, появились ещё в июне. Тогда австралийская певица была
замечена в объятиях своего партнёра по шоу «Танцы со звёздами» Дэмиэна
Уайтвуда.