Гиллиам родился в сердце Америки, в столице её «кукурузного пояса» Миннеаполисе,
скучнее которого, говорят, нет ничего на свете. В семье было трое детей, где Терри
был старшим, что означало - меньше прав и больше обязанностей. В детстве он очень
любил рисовать, изображая на бумаге героев своих любимых фильмов - «Багдадский
вор», «20 тысяч лье под водой», «Остров сокровищ». По окончании школы Гиллиам
поступает в Западный Колледж в Лос-Анджелесе, где по окончании получает диплом
политолога. В середине 60-х по приглашению Харви Куртцмана, редактора молодёжного
журнала «На помощь!», он перебирается в Нью-Йорк, где на протяжении трёх лет
работает иллюстратором, мечтая повторить карьеру Федерико Феллини. Там он
знакомится с британским журналистом Джоном Клизом, как окажется позже, эта
встреча была судьбоносной для них обоих. После службы в Национальной гвардии США
Гиллиам уезжает в Европу.
В Лондоне при содействии Клиза Гиллиам устраивается сценаристом в телешоу, где
знакомится с Эриком Айдлом, Майком Палином, Грэмом Чапманом и Терри Джонсом и уже
в октябре 1969 года на экранах появляется «Летающий цирк Монти Пайтона» делающий
молодых людей самыми популярными комиками Великобритании. Много чёрного юмора и
безжалостные пародии на обыденный уклад жизни становятся своеобразной визитной
карточкой телешоу.
В 1975 году на экраны выходит дебютная режиссёрская лента Гиллиама «Монти Пайтон и
святой Грааль» повествующая о рыцарях короля Артура отправившихся на поиски
Святого Грааля. Когда современный учёный - историк вслух размышлял о рыцарях
Круглого Стола, сподвижниках короля Артура, и о том, как соотносятся между собой
вымысел и реальность в легендах об их походе за святым Граалем, мимо него
проскакал один из этих рыцарей полоснув историка мечом по шее. Роскошный эпизод,
который может служить ключом к восприятию всего совместного творчества «Монти
Пайтон» во многом предвосхитивших пародийную стилистику Мэла Брукса и братьев
Цукер.
В 1977 году Гиллиам снимает экранизацию Кэрролла «Джэбероуки», наполняя фильм
большим количеством гэгов и псевдостилизаций, по-прежнему работая в
«координатах» заданных телевизионным проектом пытаясь при этом привнести в
картину что-то своё. Потом были «Бандиты времени» - сказочная история о весёлых,
опасных и удивительных путешествиях во времени и пространстве с помощью
волшебной карты. Скорее всего, это была дань детству, своим любимым фильмам,
нежели попытка окончательно уйти от пародийной эстетики и позиционирования себя
как самостоятельного режиссёра.
Это произошло в 1985 году, когда зрители увидели «Бразилию» - один из
стилеобразующих фильмов 80-х годов. Режиссёр рисует трагикомическую картину
тоталитарного будущего - что-то среднее между «1984» и «Заводным апельсином».
Главный герой, скромный клерк, погружённый в мир собственных грёз и идеалов,
случайно оказывается втянутым в некий заговор, цель которого - свержение
бюрократического режима. «
Бразилия» - опус,
выдержанный в гротескном, почти кафкианском стиле, с врезающимися в память
образами, удивляющий богатством визуальных фактур, продуманностью и остроумием
драматургических ходов.
Последовавшие за этим «
Приключения барона Мюнхгаузена» при всех
интерпретационных новшествах классического произведения Распэ и количеством
звёзд (Оливер Рид, Валентина Кортезе, Джонатан Прайс, Робин Уилльмс, Стинг, Ума
Турман) выглядят подчёркнуто статично отдавая холодностью режиссёрского
замысла.
В 1991 году Гиллиам попытался вложить видение сегодняшнего мира со всеми его
тяготами и страданиями в уста Джека Лукаса и философствующего бродяжки Пэрри,
героев его новой картины «Король - рыбак». Тон рецензий на эту грустную историю с
рождественским финалом был смешанным. Режиссёр, доказавший свою
бескомпромиссность и готовность идти до конца в борьбе за мрачный финал
«Бразилии» предложил зрителям городскую трагикомедию каких не мало. Сей факт и
вызвал наибольшее количество кривотолков в среде критиков. Вскоре Гиллиам
осознал это сам: в ответ на присужденную ему Торонтским фестивалем награду «за
самый дружественный публике фильм» режиссёр отправил телеграмму со словами:
«Большое спасибо за то, что вы документировали моё решение продаться».
После пятилетнего перерыва Гиллиам возвращается с ещё одной, после «Бразилии»,
антиутопией. «
12 обезьян» - это мир, разрушенный смертельным вирусом, мир, где нет места
красоте, мир распада и разложения. Фильм стал кассовым хитом, Питт был номинирован
на «Оскар» за роль второго плана, Уиллис показал себя как актёр умеющий думать в
кадре. «Universal» забыв старые обиды, даёт Гиллиаму полный карт-бланш в выборе
актёров и сценария для следующей ленты.
Следующим фильмом становится экранизация одной из самых скандальных книг 70-х,
Библии гонзо-журналистики, роман Хантера С. Томпсона «
Страх и ненависть в Лас-Вегасе». «Этот фильм -
говорит Гиллиам, - несколько лет следовал за мной по пятам. Десять лет назад
появился сценарий, и я тогда подумал: «А было бы интересно начать девяностые с
этой картины», но в то время я был занят чем-то другим, и проект так и остался на
бумаге. С восьмидесятых я остро ощущаю, что мы прошли через время постоянного
ущемления самовыражения, когда всё несло на себе печать подавленности. Роман
Хантера похож на репортаж военного корреспондента с передовой. Но это была не
просто бомбардировка, а самобомбардировка: он как будто забрасывал в себя
наркотики, как снаряды, а полем битвы был его мозг. И при этом книга написана так,
будто он действительно побывал в гуще сражения. Роман уже выразил себя. Теперь
наша очередь». Премьера фильма, от которого поочерёдно отказались Скорсезе и
Николсон, состоялась 16 мая 1998 года на Каннском фестивале. Рецензенты с
злорадством выражали беспокойство о дальнейшей творческой карьере режиссёра
после ТАКОГО фильма. Гиллиам хотел, желал, чтобы его картина была максимально не
корректной, и у него это получилось. Можно долго разглагольствовать о скрытой
пропаганде наркотиков, в которой не раз упрекали эту ленту, но при этом нельзя не
заметить потрясающие актёрские работы Деппа и Дель Торо и неукротимую фантазию
режиссёра, помогшей ему экранизировать, один из самых «неподъёмных» литературных
памятников XX века.
После внушительного семилетнего перерыва, в 2005 году режиссёр представляет свой
новый фильм «
Братья Гримм» с
участием Мэтта Дэймона и Хита Леджера. Картина оставляет впечатление
художественной недоделанности и недосказанности, что в итоге делит зрителей на
два противоборствующих лагеря. Одни с восхищением находят в «Братьях» фирменные
режиссёрские приёмы, вторые же возмущаются по поводу явно не гиллиамовских
монтажных решений и голливудского хэппи-энда. Ситуацию прояснили подробности со
съёмочной площадки. Как оказалось, продюсеры фильма, небезызвестные братья
Вайнштейн, отвергли режиссёрскую версию, и вмешались в процесс окончательного
монтажа, что не могло не сказаться на качестве. Всё закончилось крупной ссорой, а
зрителям лишь остаётся надеяться, что когда-нибудь они смогут увидеть
режиссёрскую версию «Братьев Гримм».
По завершению работы над «Братьями» Гиллиам приступил к съёмках независимой
(печальный опыт не прошёл даром) картины «
Страна
приливов» (Tideland). Видевшие фильм, утверждают, что режиссёр оттянулся по полной
программе, создав мрачное депрессивное кинополотно. Скорее всего, именно это
стало причиной нескольких переносов официального релиза «Страны». В этом году
фильм неминуемо появится на экранах, и уже каждый желающий сможет сравнить его с
предыдущим студийным продуктом от Терри Гиллиама.
В феврале 2007 года появились сообщения о том, что Гиллиам готовится к съёмкам
фильма по собственному сценарию, написанному с постоянным соавтором Чарлзом
Маккеуном. Съёмки фильма под рабочим названием «
Воображариум доктора Парнаса» (The Imaginarium Of Dr. Parnassus)
начались в декабре. В феврале 2008 года Гиллиам собирался продолжить съёмки, однако
их пришлось отложить в связи с гибелью исполнителя главной роли, актёра Хита
Леджера. В середине февраля появились сообщения, что роль Леджера в знак уважения
к его памяти согласились сыграть сразу три известных актёра - Джонни Депп, Джуд
Лоу и Колин Фаррелл. Действие фильма разворачивается в нескольких реальностях, в
которых персонаж Леджера может иметь разные физические воплощения. Леджер успел
сделать всю часть роли, относящуюся к современному Лондону, остальные актёры
сыграют воплощения его персонажа в воображаемых мирах.
Терри Гиллиам не любит делать красивые и лакированные кинематографические
пустышки, где зрителям аккуратно разжевывают и кладут в рот немудреный сюжет,
который не напряжет мозги даже умственно отсталого, после чего им остается только
зажевать это все попкорном и запить парой глотков пива или кока-колы. Он -
признанный мастер, умеющий создавать неожиданные, парадоксальные, нестандартные
и очень увлекательные картины.