Клод Шабро́ль (фр. Claude Chabrol; 1930 - 2010) - французский кинорежиссёр, один из ведущих
представителей Французской новой волны, добившейся широкого признания в конце
1950-х годов. Как и его коллеги и современники Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Эрик
Ромер и Жак Риветт, Шаброль работал критиком во влиятельном журнале о кино «Кайе
дю синема», после чего начал карьеру кинорежиссёра.
Ранние годы
Клод Шаброль родился 24 июня 1930 года в Париже. Во время нацистской оккупации вместе
с семьей был эвакуирован в местечко под названием Крез, в провинции Лимузэн. После
освобождения вернулся в Париж, стал частым посетителем возрождающихся
кинотеатров и киноклубов, где познакомился с будущими лидерами Новой волны
французского кино Франсуа Трюффо, Эриком Ромером и Жан-Люком Годаром.
В середине 50-х годов Шаброль начал писать для нового журнала о кино «Кайе дю
синема» (Cahiers du Cinéma осн. в 1951 году), работал на представительство кинокомпании 20th
Century-Fox во Франции, а в 1957 вместе с Ромером выпустил книгу об Альфреде Хичкоке.
В то время, во Франции, начало зарождаться новое направление в кинематографе,
которое позже с легкого пера журналистки Франсуазы Жиру получило название «Новая
волна». Основными идеологами нового направления были критики журнала «Кайе дю
синема» Трюффо, Годар, Ромер, Жак Риветт и Клод Шаброль, которые в своих статьях
призывали к радикальным переменам в кинематографе Франции.
Молодые режиссеры, многие из которых снимали на собственные средства, выделялись
своим резко негативным отношением к устоявшейся морали, высмеивали далекое от
реальности популярное кино. Они предлагали радикальные перемены, новую
стилистику и новых героев - молодых, непредсказуемых в поступках, олицетворявших
дух молодежной революции.
Карьера в кино
Первая лента Шаброля - «
Красавчик
Серж» (Le Beau Serge/Bitter Reunion, 1958) - стала манифестом нового кинодвижения и произвела
настоящий фурор. Фильм был снят на деньги, полученные Шабролем в наследство от
первой жены (всего режиссер был трижды женат). Режиссеру тогда исполнилось 29 лет и
по его собственному признанию до момента начала съемок, он прежде не бывал на
киностудии. Но Шаброль, снимая на свои деньги, был и режиссером, и продюсером, и
сценаристом картины, а потому, сумел убедить в своей правоте съемочную команду и
закончил фильм.
По сюжету, герой картины Франсуа возвращается в родную деревню из города, где
встречает спившегося друга детства Сержа, который его не узнает. Критически
настроенный по отношению к буржуазной действительности, некоммерческий фильм
Шаброля вызвал огромный интерес во всей Франции, а сам автор получил при на
кинофестивале в Локарно. Похожая судьба ждала и его следующую картину «
Кузены» (Les
Cousins, 1959), за который Шаброль в 1959 году получил Золотого медведя на фестивале в
Берлине. В центре сюжета судьба двух братьев, которые переезжают из деревни в
Париж, чтобы получить образование. В обоих фильмах проявились черты дальнейшей
творческой манеры режиссера - острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни и
холодная мизантропия в изображении провинции.
Стоит отметить, что ситуация во французском кинематографе складывалась таким
образом, что кинопродюсеры всячески поддерживали действия молодых режиссеров,
понимая, что неудачные в то время для французского кино показатели кинопроката,
результаты каннского кинофестиваля, появление портативной киносъемочной
аппаратуры, новой техники звукозаписи и пр. так или иначе предопределили
необходимость перемен.
Всю свою жизнь Шаброль является приверженцем жанра «черного детектива», однако в
лучшие годы своего творчества использовал жанровые каноны для остросоциального
анализа и показа широкой картины отношений внутри буржуазного общества. Особенно
ярким был период конца 60-х - начала 70-х годов: «
Неверная жена»
(La Femme Infidele, 1969), «Пусть умрет зверь» (Que La Bete Meure, 1979), «
Мясник» (L'animal, 1977), «
Разрыв» (La Rupture, 1970),
«Кровавая свадьба» (Les Noces Rouges, 1973), когда критика называла режиссера, его
постоянного соавтора сценариев Поля Жегоффа и актрису (и жену Шаброля)
Стефан
Одран создателями «новой человеческой комедии», сравнивая с Бальзаком.
Остросюжетная фабула в этих фильмах была необходима для того, чтобы вскрыть
лицемерие и нередко криминализированность человеческих отношений внутри
среднего и высшего классов общества.
В начале 70-х, в эпоху политического активизма, упоминания о фильмах Шаброля в
журнале «Кайе дю синема», который служил теоретической основой для работ Новой
волны, перемещаются в подвал, отведенный обзорам коммерческих фильмов, а позже
Шаброля откровенно обвиняют в коммерциализации творчества.
В 1975 году заканчивается длительный период сотрудничества с Жегоффом - и Шаброль
пытается сохранить прежнюю творческую манеру, продолжая снимать «черные
детективы»: «
Инспектор Лаварден» (Inspecteur Lavardin, 1986), «
Маски» (Masques, 1987), «
Крик совы» (Le Cri Du Hibou,
1992), в то же время внося разнообразие в свои темы, экранизируя громкие судебные
процессы полувековой давности «
Виолетта
Нозьер» (Violette Noziere, 1978), «
Женское дело» (Une
Affaire De Femmes, 1988); литературу 20 века «
Чужой кровью» (Le
Sang Des Autres, 1984), по Симоне де Бовуар, «
Тихие дни
в Клиши» (Jours Tranquilles А Clichy, 1990), по Генри Миллеру; классическую литературу «
Мадам Бовари» (Madame Bovary, 1991) по Гюставу Флоберу) или фольклорную прозу «
Конь гордыни» (Le Cheval D'orgueil, 1979) по Пьеру Элиасу. Этот период творчества
Шаброля не содержит больших удач и отмечен чувством усталости и холодного
профессионализма. Среди последних работ плодовитого режиссера выделяется лишь
фильм «Церемония» (1995), созданная в его стиле криминально-психологических драм.
Личная жизнь
Шаброль был женат трижды. В первом браке с Аньес Гуте, который продолжался с 1956 по
1964 год, у Шаброля родилось двое детей, в том числе сын, Матье Шаброль (1956), который
стал композитором и, с начала 1980-х годов писал музыку к фильмам отца. С 1964 по 1980 год
Шаброль был женат на актрисе Стефан Одран . Она родила ему сына Тома Шаброля (1963),
который впоследствии играл небольшие роли во многих фильмах отца. Шаброль
говорил, что развелся с Одран, «потому что она стала интересовать его больше как
актриса, чем как жена».
Его третьей женой в 1981 году стала бывшая жена актёра Франсуа Мэстра - Орор Шаброль
, которая работала сценарным редактором его картин, начиная с 1950-х годов. У них
родился один ребёнок, а брак продолжался вплоть до смерти Шаброля.
Шаброль был известен как большой гурман. Говорят, что он выбрал для съемок
«Чудовищной декады» Эльзас только потому, что хотел посетить местные рестораны и
поближе познакомиться с кухней этого региона.
Часто подчеркивается, что Шаброль был большим поклонником Хичкока . Признавая
влияние этого режиссера, сам Шаброль говорил, что «другие повлияли на меня больше.
Самое большое влияние на меня оказали В. Ф. Мурнау, великий режиссер немого кино...
Эрнст Любич и Фритц Ланг».
12 сентября 2010 года Шаброль умер в Париже на 81 году жизни. Похоронен на кладбище Пер
Лашез в Париже.