Игорь Борисович Дмитриев (1927 - 2008) - советский, затем российский актёр театра и
кино, народный артист РСФСР.
Знаменитые предки
Дмитриев Игорь Борисович родился 29 мая 1927 года в Ленинграде. Знаменитый роман
Льва Николаевича Толстого «Война и мир» начинается сценой в салоне Анны Павловны
Шерер. Так вот, та самая Анна Павловна и являлась прапрабабушкой народного
артиста России Игоря Дмитриева.
Детство
Игорь Дмитриев воспитывался матерью, дедушками и бабушками. Отца, по его словам,
он помнил плохо, поскольку родители разошлись вскоре после его рождения. Правда,
Игорь в детстве частенько бывал у родителей отца - своих бабушки и дедушки. И вот с
ними то у мальчика сложились замечательные, близкие отношения. Кстати именно
бабушка по отцовской линии имела отношение к роду Шерер. Дедушка Петр Артамонович
Дмитриев, до революции служил в кавалерии, а после революции продолжил служить
уже в советской армии. Мама Игоря, Елена Ильинична, была балериной, работала в
мюзик-холле у знаменитого Касьяна Голейзовского, а также в балете Свердловска и
цирке - выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы». Цирк стал для Игоря
одним из самых ярких впечатлений детства. Другим серьезным увлечением Игоря стал
театр.
В семь лет Игорь начал выступать в школьной самодеятельности и в Ансамбле песни и
пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Осипович
Дунаевский. Тогда мальчик впервые и заявил, что, когда вырастет, станет актером. А
вскоре состоялся дебют юного Игоря Дмитриева в кино. Его первой ролью был
польский гимназист в картине В. Файнберга «
Голос Тараса».
Его семью не обошли стороной страшные 1930-е годы. Был арестован отчим Н.М. Баулин,
который работал горным инженером в экспедициях «Алтайредмета». Вскоре забрали и
маму. К счастью, она просидела только несколько месяцев. А вот отчим из лагерей так
и не вернулся.
Война
С началом Великой Отечественной войны семья Игоря эвакуировалась в Пермскую
область в поселок Нижняя Курья. Там был Клуб речников, куда Дмитриев ходил с
другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал и принимал участие в концертах в
военных госпиталях перед ранеными.
В 1943 году Игорь Дмитриев узнал, что при Пермском драматическом театре открывается
театральная студия, и мальчик отправился на прослушивание. Для экзамена Игорь
читал сцены из Лермонтовского «Маскарада» и за Арбенина и, ввиду отсутствия
партнерши, за Нину. Приемная комиссия огласила приговор: «Арбенин из тебя никакой,
зато Нина - сама чистота и невинность. За Нину принимаем!»
Пермь находилась в пятидесяти километрах от поселка, где проживал Игорь с семьей.
Но расстояние не пугало мальчика, и он каждый день отправлялся в студию. Школу к
тому времени Игорь бросил, не доучившись в девятом классе, и теперь полностью
сосредоточился на театре. В студии он занимался с большим энтузиазмом. А по
вечерам юных студийцев нередко занимали в массовках.
Учеба в школе-студии МХАТ
Вскоре Игорь принял окончательное решение поступать в театральный. Успокоив
мать, он отправился покорять Москву. Однако это оказалось не так то просто. И
первым камнем преткновения стало отсутствие среднего образования. И тут юноша
проявил поразительную сообразительность.
Узнав, что в авиационном институте недавно произошел пожар, и все документы
сгорели, Игорь отправился в приемную комиссию. Там он поинтересовался судьбой
своего аттестата. Естественно, что никаких документов не оказалось. Юноша так
правдоподобно изобразил свое отчаяние, что ему поверили и тут же хотели зачислить
без экзаменов. Но он заявил, что не хочет больше поступать в их институт, и
попросил выдать ему на руки дубликат аттестата.
Получив необходимый документ, Игорь подал заявления сразу в несколько
институтов. Во ВГИК и Вахтанговскую школу его не приняли, зато взяли в Малый театр
и ГИТИС. Имея за спиной такой тыл, он рискнул поступать еще и в Школу-студию МХАТ, и
это ему удалось. Однако, как признавался сам актер, серьезными успехами в
школе-студии он не блистал. Одно время он даже был близок к отчислению. Поэтому
хотя юноша и был занят во всех дипломных спектаклях Школы-студии, он чувствовал,
что ставку на него педагоги не делают и во МХАТ вряд ли возьмут. Надо было думать о
своем будущем.
Театр имени В.Ф.Комиссаржевской
В 1948 году Игорь Дмитриев окончил Школу-студию МХАТ и отправился в родной
Ленинград, где у него оставалась пустующая квартира, которую бабушка сохраняла
всю блокаду. Там Дмитриев поступил в Ленинградский драматический театр имени
В.Ф.Комиссаржевской, где проработал до 1967 года.
На сцене этого театра им были сыграны: Антонио («Светите, звезды» И. Микитенко),
Чебаков («Женитьба Бальзаминова» А. Островского), Грацианский («Живая вода» по
роману Л. Леонова), Вагин («Дети солнца» М. Горького, Якимо («Цимбелин» У. Шекспира),
Робинзон («Бесприданница» А. Островского), молодой физик Тулин («Иду на грозу» по
роману Д. Гранина) и другие. Высоко было оценено его исполнение роли Глумова в
спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (1965).
Первые работы в кино
В 1956 году Игорь Дмитриев, можно сказать, «повторно дебютировал» в кино. Он снялся в
роли Пыльникова в комедии Семена Деревянского «
Она Вас любит».
Вскоре случилась и «судьбоносная роль», которая знаменовала открытие актерского
дарования и незаурядный успех Дмитриева. Легендарный кинорежиссер Сергей
Аполлинариевич Герасимов пригласил Игоря Дмитриева в картину «
Тихий Дон», ставшую
одной из лучших экранизаций знаменитого шолоховского романа. Здесь Дмитриеву
довелось сыграть молодого Листницкого. Однако, не смотря на весьма удачное
начало, в последующее десятилетие Дмитриев был не так уж часто занят в кино. Да
доставались ему в основном роли второго плана. Нередко режиссеры стали
приглашать его на роли белых офицеров - видимо этому способствовала его внешность
и приобретенная выправка.
Личная жизнь
Со своей будущей женой Ларисой Игорь Дмитриев был знаком еще с детства. Они
учились в одном классе, и Игорь часто бывал в их доме на канале Грибоедова. Война
разметала их по разным городам, а вновь встретились они уже в Москве. Лариса тогда
училась в полиграфическом, а Игорь - в Школе-студии МХАТ.
Позже, уже после окончания учебы, им довелось вместе отдыхать в Дагомысе. Игорь
Борисович вспоминал: «Как-то днем идем мы с Ларисой мимо тира, и я предложил ей
пострелять. Она в шутку спрашивает: «А какой приз я получу, если выбью десять очков
из десяти?» Я тут же ляпнул: «Женюсь на тебе!» И что вы думаете? Лариса ни разу не
промазала, пришлось жениться!»
Вместе они прожили тридцать лет. У них родился сын Алексей. Впоследствии он
закончил отделение восточных языков Ленинградского университета и теперь
работает в американской технической компании. Лариса умерла в конце 90-х.
Игорь Борисович признавался: «Эту потерю я остро ощущаю до сих пор, с годами тоска
и боль не утихает, а только растет. Сожалею, что уже никогда не смогу сказать, как я
ей за все благодарен...»
Актер студии «Ленфильм»
Но вернемся в 1967 год. Тогда Игорь Дмитриев был уволен из театра имени
Комиссаржевской, а произошло это так. От своих друзей итальянцев, которые, между
прочим, занимали высокие посты в компартии Италии, Дмитриев неожиданно получил
приглашение. В то время загранпоездки были в диковинку, и он естественно с
радостью воспользовался этим.
Перед отъездом Дмитриев написал директору театра заявление, что на неделю
задержится, напомнив, что в спектакле, в котором занят, у него есть дублер. Но
директор не пошел ему навстречу и уволил актера «чтобы другим неповадно было
нарушать дисциплину». Впоследствии, остыв, он просил Дмитриева вернуться в театр,
но тут уже на принцип пошел актер.
Лишившись места в театре, он не остался без работы, и вскоре был приглашен
директором «Ленфильма» Ильей Николаевичем Киселевым в Студию киноактера. Однако
разлука со сценой стоила Игорю Дмитриеву тяжелого нервного потрясения. В тот
период Игорю Дмитриеву очень помогла жена. Лариса, работая редактором на
«Ленфильме», всячески помогала ему, давала все литературные новинки, сценарии,
отмечая, что нужно обязательно прочитать. Годы, которые Игорь Дмитриев провел в
студии киноактера на «Ленфильме», оказались для него наиболее продуктивными в
кино. За это время им было сыграно много интересных, запоминающихся ролей: Давыдов
в биографической драме «
Ошибка Оноре де Бальзака», князь Витгенштейн в картине «Ференц
Лист», граф Федерико в музыкальной комедии «
Собака на
сене», Хацедоний в историческом фильме «
Ярославна, королева Франции», Маркиз Де Торси в фильме
«
Стакан воды», Франк в фильме-оперетте «
Летучая мышь»,
инспектор в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне и многие
другие.
В пестром контрастном потоке персонажей, воплощенных Дмитриевым на экране, были
министры, князья, генералы, губернаторы, были ученые, сыщики, учителя, наездники,
врачи - кого только не было! Характеры большей частью комедийные, иногда
откровенно гротескные, изредка драматические, еще реже трагические.
Ему довелось работать с выдающимися кинорежиссерами Григорием Козинцевым,
Александром Ивановым, Виктором Трегубовичем, Яном Фридом, Леонидом Быковым,
Владимиром Фетиным, Геннадием Полокой, Эмилем Лотяну... Снимаясь порой на трех
киностудиях страны одновременно и летая из Москвы в Минск, а оттуда в Ташкент, в
перерывах он еще успевал принять участие в гала-концерте Студии киноактера,
приступить к репетициям на Ленинградском телевидении, записать передачу на
радио, дать шефский концерт, побывать на творческой встрече.
Одной из самых заметных работ тех лет стала роль полковника Джеральдина в
приключенческом телесериале Евгения Татарского «
Приключения принца Флоризеля» («Клуб самоубийц,
или Приключения титулованной особы»). Игорь Борисович рассказывал: «Фильм «
Приключения принца Флоризеля» мне особенно дорог
общением с Далем. Часто имя режиссера или партнера по съемкам для Игоря Дмитриева
значили так же много, как и качество сценария. Иногда он соглашался сниматься не
столько из-за самой роли, сколько из-за предвкушения радости от общения со своими
собратьями по творческому цеху - актерами. С партнерами ему посчастливилось.
Он работал с Элиной Быстрицкой, Петром Глебовым, Людмилой Хитяевой, Михаилом
Глузским, Павлом Луспекаевым, Ефимом Копеляном, Михаилом Ульяновым, Кириллом
Лавровым, Иннокентием Смоктуновским, Маргаритой Тереховой. А с Олегом Далем они
вместе снялись в нескольких фильмах, помимо уже упомянутого «
Приключения принца Флоризеля», они вместе играли
в сказках «
Как Иванушка-дурачок за чудом
ходил» и «
Старая, старая сказка» и в детективе «
Золотая мина».
Однако, несмотря на обилие ролей, наградами Игорь Борисович не был избалован. Да,
действительно, актеру, исполнявшему роли белых генералов и иностранных
аристократов, рассчитывать на официальные награды не приходилось. Но разве стоят
все вместе взятые награды одной - любви и признания зрителей. А вот этим Игорь
Борисович никогда обделен не был.
Помимо отечественных актер много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США,
Марокко, Алжира. И здесь повезло с партнерами - Элизабет Тейлор, Ава Гарднер, Имре
Шимкович, Беата Тышкевич, Уго Тоньяцци...
Активно сниматься в кино Игорь Дмитриев продолжал до середины 90-х. В эти годы им
были сыграны: маркиз в музыкальной комедии «
Дон
Сезар де Базан», Грюневальд в ироническом детективе «
А был ли
Каротин?», Клеант в комедии «
Тартюф» и другие роли.
Вновь в театре
И все же кино не могло заменить Игорю Борисовичу сцену. Наконец в 1984 году он вновь
обрел театр, по которому тосковал 17 лет. Тогда главный режиссер Ленинградского
академического театра комедии имени Н.П. Акимова Юрий Аксенов, пригласил
Дмитриева на роль Чинзанова в пьесе С. Михалкова «Все могут короли». Так началась
его «вторая молодость» в театре. Критика отметила, что артист, сыграв роль
Чинзанова, продемонстрировал зрелое мастерство, превосходную актерскую технику,
блистательное искусство перевоплощения, бурную, неукротимую молодую сценическую
энергию. Возвращение Игоря Борисовича на театральную сцену стало заметным
событием культурной жизни Ленинграда 1984 года.
Затем он сыграл роль Дирижера («День победы среди войны» И. Гаручавы и П.
Хотяновского, 1985), с удовольствием вернулся к А. Островскому (роль Телятева в
«Бешеных деньгах», 1986), клоуна Фредди (комедия Р.Тома «Фредди», 1992), более 100 раз
прошел на сцене театра спектакль «Ночь в Венеции», где артист играет
незадачливого инспектора Марио.
Последние годы
В последние годы актер сотрудничал с санкт-петербургским театром «Русская
антреприза» имени А. Миронова и играл в спектакле «Таланты и поклонники» в
Большом драматическом театре имени Г. Товстоногова. В кино Игорь Дмитриев
появлялся крайне редко. Тем не менее, зрители могли видеть этого блистательного
актера в популярных сериалах «
Романовы. Венценосная семья» (Барон Фредерикс) и «
Бедная Настя» (Оболенский). 26 января 2008 года Игорь Борисович Дмитриев
ушел из жизни.