Михаил Алексеевич Мамаев - советский и российский актёр театра и кино,
телеведущий.
Детство
Михаил Мамаев родился в Москве. Его отец работал журналистом, а мама - экономистом.
Мальчик рос очень одаренным ребенком. По наследству Михаил получил прекрасный
музыкальный слух. Его прабабушка была солисткой Большого театра, а бабушка, имея
классическое музыкальное образование, была пианисткой. Да и отец обладал
прекрасным баритоном и в свое время пел в самодеятельности. Не удивительно, что,
имея такие корни, Михаил тоже в детстве занимался музыкой - пел в хоре. Но дальше
дело не пошло. Музыкальное образование он так и не получил, у мальчика были другие
интересы.
Как признается сам Михаил, в детстве он мечтал стать разведчиком. Готовя себя к
будущим подвигам, он одно время занимался сразу в пяти секциях: каратэ, картинга,
легкой атлетики, горных лыж и плавания.
С ранних лет у Михаила проявился литературный талант. Уже в первом классе мальчик
начал писать. В столь юном возрасте он замахнулся, ни много, ни мало, на
научно-фантастический роман. Отец, будучи человеком практичным, привел его к
друзьям в «Комсомольскую правду». Там в школьной рубрике «Алый парус» стали
публиковать его первые произведения. К окончанию школы у мальчика была пачка
публикаций и рекомендаций.
Другим увлечением детства Михаила было кино. Он признается: «Я в детстве без кино
жить не мог. Рядом с нашим домом в Москве был кинотеатр «Патриот», я по нескольку
раз ходил на французский фильм «Три мушкетера». Плакал, когда заканчивал неделю с
плохими отметками и в субботу меня не брали в кино». А в пятнадцать лет Михаил
впервые испытал на себе, что такое актерская профессия, снявшись в школьном
фильме «
Шут».
Любовь к литературе и к кино определили дальнейшую судьбу Михаила.
Журналист
Помимо «Комсомольской правды» Михаил печатался и в других газетах, а также в
журнале «Юность». А в 19 лет вышел его первый сборник стихов в «Молодой гвардии».
Окончив факультет журналистики МГИМО, Михаил отказался от распределения в
корпункт в одну из латиноамериканских стран. Вместо этого он устроился в журнал
«Огонек». Вместе с Артемом Боровиком они работали в международном отделе, делали
совместные проекты. Михаилу нравилась его работа, но все же он чувствовал, что
одной журналистики ему не хватает. Юноша «заболел» театром...
Театр
Как-то в начале 90-х Михаил познакомился с ассистенткой режиссера, который ставил
на сцене Московского планетария антрепризный спектакль «Калигула». Благодаря ей
Михаил был приглашен на роль придворного поэта. Играя в спектакле, начинающий
актер читал со сцены стихи собственного сочинения.
Спектакль пользовался большим успехом, и Михаил на этом творческом подъеме
поступил в театральное училище им. Щукина. О том времени актер вспоминает: «Мне
все давалось легко: девушки, деньги: Последние быстро тратились на первых и снова
запросто зарабатывались - сплошной карнавал любви, вина, веселья». А затем
произошел случай перевернувший его жизнь...
Гардемарин
Отыграв десять спектаклей, Михаил вместе с друзьями решил отметить это событие в
ресторане дома актеров. Веселье было в полном разгаре, когда он решил станцевать
на столе. Танец привлек внимание режиссера Светланы Дружининой, которая в тот
момент тоже находилась в ресторане. Они познакомились, а спустя несколько дней
Дружинина пригласила Михаила на главную роль в картину «
Виват, гардемарины!» - второй фильм трилогии о гардемаринах. Правда,
ради съемок ему пришлось пожертвовать учебой в Щукинском училище, так как
режиссер категорично заявила: «Либо съемки, либо твоя учеба».
В картине «
Виват, гардемарины!» Мамаев сыграл красавца графа Оленева, влюбленного
в юную принцессу Фике, будущую Екатерину Вторую, которую играла Кристина
Орбакайте. Михаил признается, что во время съемок он сильно увлекся своей
партнершей: «Мое сердце было разбито вдрызг. С одной стороны, я боялся к ней
подойти, она для меня была недосягаемой звездой, а с другой стороны я чувствовал и
ее симпатию ко мне. Подобные отношения неизбежны, если ты "играешь любовь". Чтобы
глаза светились страстью, нужно испытывать нечто подобное. Тогда я еще не был
профессиональным актером, поэтому сюжет пропускал через себя, не играл, а
проживал своего героя».
Съемки в «Гардемаринах» многое дали молодому актеру. Помимо актерского
мастерства, которое он осваивал благодаря режиссеру и актерам, окружавшим его,
ему также пришлось учиться фехтовать, скакать на лошади. Он вспоминает: «Помню,
как меня обучали верховой езде: посадили на лошадь, показали, на что нажимать, за
что дергать, ну и: сбросила меня лошадка сразу. Потом мне объяснили, что с лошадью
надо, как с женщиной - давить на нее своей волей. Я подошел к лошади, уперся лбом в
ее огромную морду и говорю: "Ты поняла, кто здесь хозяин?". И сразу обучение пошло
нормально».
90-е годы. Театр и кино
В период съемок Михаил поступил в ГИТИС, на актерский факультет. За два года он
окончил его, получил красный диплом. По окончании учебы Михаил поступил в театр
Ермоловой. Там он провел лишь один сезон, но до сих пор благодарен главному
режиссеру Владимиру Андрееву за тот опыт, который получил, работая у него. С тех
пор Михаил Мамаев выступает в антрепризах.
Тем временем роль графа Оленева не только сделала Михаила знаменитым на всю
страну, но и закрепила за Мамаевым в прессе упорный имидж «гардемарина». Михаил
ничего не имеет против такой славы, но на самом деле в кино им в дальнейшем было
сыграно немало совсем разных ролей. Поэтому закреплять за ним какое-либо амплуа
было бы не правильным.
После «Гардемаринов» Мамаев снялся в роли сержанта Гоглидзе боевике «
Караван смерти», рассказывающем о боевых действиях в приграничной зоне
Афганистана после официального окончания войны. Затем снялся у известных
режиссеров И. Краснопольского и В. Ускова в фильме «
Воровка», где сыграл
острохарактерную, эксцентрическую роль главаря банды. В этом сериале он
настолько вошел в роль, что даже пострадал от этого. Однажды, возвращаясь домой
после съемок, он был арестован за «подделку» документов. Стражи порядка не узнали
его в гриме - Мамаев был лысый и со шрамами. Он вспоминает: «Просидел я три часа и
сначала мне это было даже по кайфу, внове: настолько вошел в образ! Но потом,
вспомнив, что через четыре часа, надо быть на съемочной площадке, я забеспокоился,
стал показывать, что шрамы мои - искусственные...»
Голливуд и Турция
Середина 90-х годов - тяжелое время для нашего кинематографа. Михаила все реже
приглашали сниматься. Поработав в коммерческой фирме, он однажды сел в автомобиль
и уехал в Турцию к своей любимой девушке, которая работала в Стамбуле в модельном
агентстве. Там он провел долгое время. Сначала с работой было не плохо, его
пригласили сниматься в рекламе, в музыкальных клипах. Но вскоре благодать
закончилась, и Михаил был вынужден устроиться работать барменом. Вернулся в
Россию Михаил после разрыва со своей девушкой. И как человек творческий все свои
переживания выплеснул на страницы своей новой книги.
Был в биографии Михаила и период работы в Голливуде. Все началось с кастинга в
Москве. Актер произвел впечатление, и был приглашен на роль в фильме «
Маркиз де Сад» (1996). Затем были две главные роли в двух разных сериях
сериала Залмана Кинга «Дневники Красной Туфельки», съемки которого проходили в
США и России.
Поработав в Голливуде, Михаил вернулся в Россию. Он рассказывает: «Американский
кинематограф требует особого, индивидуального подхода, как и любой другой,
впрочем. Чтобы там сниматься и активно работать, нужно туда уехать и там делать
карьеру. А на том уровне раскрутки, в том состоянии, в котором я сейчас нахожусь,
работать здесь и ждать, что тебя будут приглашать туда каждый раз, когда для тебя
будет находиться роль, - это нереально. Мне нужно было выбрать, что важнее на
данном этапе: остаться там или вернуться сюда. Я для себя решил так: "это" никуда не
уйдет, и если будет такая необходимость и желание, я всегда могу взять билет и
улететь "туда"».
Новые работы
Последние годы Михаил Мамаев много работает как на сцене, так и на съемочной
площадке. Еще в 1999 году он сыграл поручика Ланского в спектакле «Императрица» в
постановке Ольги Глубоковой в независимом театральном проекте. Впоследствии эта
роль им была отыграна более 200 раз. Затем была роль Джеффри в спектакле «Тайны
замка Шенон».
В 2004 году зрители имели возможность познакомиться с новой работой актера в
независимом театральном проекте. Мамаев сыграл Элиота в спектакле «Интимная
комедия».
Среди многочисленных работ актера в кино в период за 2002-2004 годы стоит отметить
наследника императора Александра III в сериале «Любовь Александра», а также
главные роли в многосерийных фильмах «
Сокровища мертвых» (Сергей) и «
Шахматист» (Павел).
Кроме того, Михаил Мамаев работал и на телевидении - был ведущим программы «Папа,
мама и я - спортивная семья».
В 2006 году был одним из участников костюмированного реалити-шоу «Империя-1 - эпоха
Средневековья» на Первом канале. В 2007 году принимал участие в новом шоу Первого
канала - «Король ринга».
В этом же году снялся в клипе певицы Жасмин на песню «Дежавю». Также участвовал в
популярных телепрограммах «Фактор страха», «Большие гонки», в съемках новогодней
программы «Кулинарный поединок» (НТВ). В 2011 году в паре с Ириной Антоненко
принимал участие в популярном шоу «Танцы со звездами» на канале «Россия».
Снимался в фильмах «
Высокая кухня»
(реж. Вл. Николаев, 2014) и «
Муж счастливой женщины» (реж. А. Марков и В. Кильбург, 2014).
Играет в антрепризе, участвует в творческих встречах артистов со зрителями, где
читает свои стихи и исполняет свои песни, пишет сценарии.
Принимал участие во многих популярных телевизионных программах: «Фактор страха»,
«Большие гонки», «Король ринга», «Танцы со звёздами». Некоторое время вёл
программу «Папа, мама, я - спортивная семья».
С 17 октября 2015 года по 31 мая 2020 года вёл программу «Теория заговора» на Первом
канале.