Андрей Александрович Миронов (фамилия при рождении - Мена́кер; 1941 - 1987) -
советский актёр театра и кино, артист эстрады. Народный артист РСФСР (1980).
Миронов Андрей Александрович родился 8 марта 1941 года в Москве в семье актеров
Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера .
В 1962 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина при театре имени Евгения
Вахтангова.
Принят в труппу Московского театра сатиры 18 июня 1962 года. Первую роль (Гарик)
сыграл уже 24 июня в спектакле "24 часа в сутки" О.Стукалова. Последняя роль в театре -
Клаверов в спектакле "Тени" М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Выступал как актер и певец на эстраде и телевидении. В кино снимался с 1962 года,
первая роль в кино - Петр в фильме "А если это любовь?" Ю.Райзмана.
В 1971 г. женился на актрисе Екатерине Градовой . 28 мая 1973 года у них родилась дочь
Маша , ставшая впоследствии актрисой. Однако этот союз продлился недолго, и в 1976
году Миронов женился на актрисе Ларисе Голубкиной .
Ушел из жизни - 16 августа 1987 года. В Риге, во время гастролей Московского театра
Сатиры на спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро", не доиграв последнюю
картину, потерял сознание. Умер в местной больнице через 2 дня от кровоизлияния в
мозг.
Подарок для женщин. Детство
Андрей Миронов родился в актерской семье. Его отец -
Александр Менакер - начинал свою артистическую карьеру с
музыкальных фельетонов, затем стал совмещать исполнительство с режиссурой. Мать -
Мария Миронова - окончила Театральный техникум имени Луначарского и выступала
сначала в Театре современной миниатюры, затем во 2-м МХАТе и в Московском
государственном мюзик-холле. Знакомство Менакера и Мироновой произошло в только
что созданном в Москве Государственном театре Эстрады и миниатюр, там появился на
свет их знаменитый эстрадный дуэт. А через 3 года - на свет родился мальчик,
которого назвали Андреем. До последнего дня своей беременности Миронова выходила
на сцену, и предродовые схватки начались у нее именно во время одного из таких
представлений. Роженицу успели довезти до родильного дома имени Грауэрмана на
Арбате, где она вскоре счастливо разродилась. Вообще-то Андрей родился 7 марта, но
его родители решили: «Запишем 8-го. Будет подарок для женщин».
Уже через несколько месяцев после рождения Андрея грянула война. Театр миниатюр
эвакуировали в Ташкент. Там маленький Андрюша серьезно заболел. Врачи
подозревали у него тропическую дизентерию. Помогла жена знаменитого летчика М.
Громова, которая достала для больного мальчика лекарства.
В 1948 году Андрей, тогда еще носивший фамилию отца - Менакер, пошел в первый класс.
Через два года в стране разразилось так называемое «дело врачей», и добрые люди из
Моссовета посоветовали родителям сменить фамилию мальчика. Так он стал Андреем
Мироновым.
Детство будущего актера было вполне типичным для большинства подростков той
поры: он обожал мороженое, бегал смотреть кино, собирал значки и гонял в футбол. В
классе он был лидером и заводилой, учился ровно, однако не любил точные науки:
математику, физику, химию.
Выбор профессии. Учёба
Театр с ранних лет пользовался особенной любовью Андрея Миронова. Почти каждое
лето мальчик вместе с родителями отдыхал в Пестове, где находился Дом отдыха
Художественного театра. Ему посчастливилось видеть знаменитых мхатовцев А.
Кторова, В. Станицына, А. Грибова, К. Еланскую, О. Андровскую, М. Яншина и многих
других. Да и в школе Андрей с удовольствием занимался в театральной студии,
которую организовала их классный руководитель Надежда Георгиевна Панфилова.
Кстати первой ролью мальчика на школьной сцене был, ни много, ни мало - Хлестаков
из «
Ревизора».
В 1958 году Андрей окончил школу и подал документы в Театральное училище имени
Щукина. Удивительно, но в приемной комиссии не знали, что он актерский сын. Первое
прослушивание у легендарной Мансуровой было неудачным. Едва Миронов вошел в
аудиторию, как из его носа хлынула кровь. И все-таки Андрей сдал экзамены (на
«отлично»!), после чего был зачислен на первый курс, которым руководил актер,
педагог и режиссер Иосиф Матвеевич Рапопорт.
На IV курсе Миронов впервые снялся в кино. Режиссером, который открыл его зрителю,
стал Юлий Райзман. Фильм назывался «
А если
это любовь?».
Театр Сатиры
В 1962 году Миронов окончил Театральное училище имени Щукина. По окончании учебы
Андрей мечтал попасть в труппу Театра имени Вахтангова. Однако его не взяли, и он
пошёл к Театр Сатиры к Валентину Плучеку. Вскоре Миронов уже дебютировал ролью
Гарика в спектакле «24 часа в сутки». Затем последовали роли: Толстого в
«Дамокловом мече», телережиссера в «Льве Гурыче Синичкине», Сильвестра в
«Проделках Скапена», Присыпкина в «Клопе». Но настоящая театральная популярность
Миронова началась с роли Тушканчика в спектакле «Женский монастырь» (1964).
Кино. 1960-е годы
К этому моменту Андрей Миронов успел сняться еще в одной картине - в киноповести
Александра Зархи «
Мой
младший брат». Это была первая серьезная роль актера в кино. А вскоре на экраны
вышла комедия Генриха Оганисяна «
Три плюс два», в
которой Миронов сыграл одного из троих друзей - ветеринара Романа.
И в дальнейшем кинематографическая судьба актера складывалась благополучно.
Снимался он хотя и не очень часто, но регулярно. В 1965 году его пригласил в свою
картину Эльдар Рязанов. Миронову досталась роль прохвоста Димы Семицветова в
комедии «
Берегись автомобиля». Картина имела огромный успех, а роль Миронова
была признана критиками одной из лучших в картине.
В историко-биографическом фильме Григория Рошаля «
Год как жизнь»
(1966) он предстал перед зрителями в образе Фридриха Энгельса, в иронической
фантасмагории Ирины Поволоцкой «
Таинственная стена» (1967) сыграл сержанта Карпухина, в комедии Алексея
Коренева «
Урок
литературы» (1968) - Феликса и, наконец, в знаменитой комедии Леонида Гайдая «
Бриллиантовая рука» - жулика Геннадия Козодоева по кличке Граф.
Кстати, тогда же состоялся дебют Миронова как певца. Он исполнил песню «Остров
невезения».
Кино. 1970-е годы
С начала 70-х Андрей Миронов буквально нарасхват у кинорежиссеров. В 1971 году
выходит несколько картин с его участием, среди которых героико-приключенческий
фильм Владимира Бычкова «
Достояние республики». В этом фильме он сыграл одну из самых
романтических своих ролей - бывшего придворного учителя фехтования по прозвищу
Маркиз. Здесь Миронов смог выразить практически самого себя - красивого, доброго и
сумбурного, азартного и скрытно-нежного, максималиста в душе, не признающего
половинчатых дел и чувств. А его «Песенка о шпаге» мгновенно стала шлягером, вышла
на миньоне и звучала, чуть ли не из каждого окна.
В том же году Миронов снялся в комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники».
Роль блатного прихвостня была эпизодической, но благодаря таланту актера была
сыграна ярко и запомнилась зрителям. А спустя два года Рязанов вновь пригласил
Миронова в свою комедию. Теперь уже на главную роль. В картине «Невероятные
приключения итальянцев и России» он сыграл лейтенанта уголовного розыска. Стоит
отметить, что в этой картине Андрей Миронов исполнял все рискованные трюки сам,
без дублера. Фильм вышел на экраны страны в 1974 году и мгновенно стал одним из
лидеров проката - он занял 4-е место, собрав на своих сеансах 49,2 млн. зрителей. Не
будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не
случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного
артиста РСФСР.
Заложник образа
В 70-е годы Андрей Миронов особенно много снимался в кино. Вслед за «Итальянцами»
он снялся в телевизионном водевиле Александра Балинского «
Лев Гурыч Синичкин», музыкальных комедиях Леонида Квинихидзе «
Соломенная шляпка» и «
Небесные ласточки», в картинах Марка Захарова «Двенадцать стульев» и
«
Обыкновенное чудо», и в фильмах Наума Бирмана «
Шаг навстречу»
и «
Трое в лодке, не считая собаки». Все они были
прекрасно приняты зрителями, и до сих пор остаются в числе самых любимых
фильмов.
Однако, как можно заметить, Миронову предлагали в основном роли комедийные,
большей частью - музыкальные. Многие песни из этих фильмов в исполнении актера тут
же становились шлягерами, как например: «Женюсь», «Белеет мой парус, такой
одинокий», «Бабочка крылышками бяк-бяк» и др. Но Миронов чувствовал, что режиссеры
не используют его настоящий потенциал.
Изредка случались и роли иного плана, например, в «Тени» (1972) и «Повторной свадьбе»
(1976), однако они скорее были исключениями, да и большими удачами их вряд ли можно
назвать. Отсутствие серьезных киноролей тяготило Миронова. Он мечтал сняться у
Андрея Тарковского, но режиссер не видел в нем «своего» актера. Не приглашал его и
Никита Михалков, и другие «серьезные» режиссеры. Сам актер в одном из интервью в
середине 70-х так оценил свое положение в кинематографе: «С точки зрения открытия в
себе новых возможностей кино мне мало что дало... В театре я используюсь в самых
разных планах. В кино - пока очень однопланово».
Болезнь
Первые серьезные признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов.
Как-то во время гастролей в Болгарии одна гадалка в ресторане сообщила ему: «Вы
очень многого достигли, но это не предел. Вы сделаете еще очень много такого, что
удивит всех. Но учтите, у вас очень плохое здоровье. Вы должны его беречь». К
сожалению Миронов не принял это всерьез (а может просто не мог - настолько он был
одержим своей работой, творчеством). Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте
у него произошел первое кровоизлияние в мозг. Его положили в больницу, где врачи
поставили внезапный диагноз - менингит. В декабре Миронов вновь появился на сцене
в роли Чацкого, и когда это произошло, зрители буквально забросали его цветами.
Живыми цветами в декабре месяце!
В начале 80-х у Миронова внезапно по всему телу пошли страшные фурункулы. Болезнь
была настолько тяжелой, что актеру было трудно двигаться.
Андрей Миронов обратился к помощи знаменитой Джуны, но и ее способностей не
хватило на то, чтобы вылечить болезнь. В конце концов Миронов решился на
жесточайшую операцию - лимфаденектомию: под общим наркозом ему удалили лимфоузлы
в тех местах, где была хроническая инфекция. Операция была тяжелой, но он перенес
ее мужественно. После нее ему стало немного легче.
Кино и театр в 80-е годы
1980-е годы были самыми тяжелыми в жизни актера. Несмотря на тяжелую болезнь, он
продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по всей стране,
везде собирая аншлаги.
К сожалению не все работы 80-х годов можно считать удачными. Среди успешных -
наполненные настоящим лиризмом роли в фильмах «Будьте моим мужем», «
Сказка странствий», «
Мой друг Иван Лапшин» и «
Человек с бульвара Капуцинов». В комедии Аллы
Суриковой «Будьте моим мужем» он предстал в роли чуткого и тактичного детского
врача Виктора, который, отдыхая на море, встречает свою любовь. В романтической
притче Александра Митты «
Сказка странствий» Миронов сыграл Орландо - веселого и доброго врача,
поэта и философа, помогающего девочке Марте разыскать своего брата.
Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Феста в картине Аллы
Суриковой «
Человек с бульвара Капуцинов. Причем режиссер
взялась за этот фильм только после того, как заручилась твердым обещанием
Миронова сняться в главной роли.
Фильм вышел на экраны страны в 1987 году и стал одним из лидеров проката (2-е место, 39,8
млн. зрителей). Такого повального успеха у фильма, где снимался Миронов, не
случалось со времен «Бриллиантовой руки». Однако сам актер до пика этого успеха
так и не дожил...
Последние дни
В последний год жизни у Миронова обострились отношения с главным режиссером
Театра сатиры Валентином Николаевичем Плучеком. Миронов в то время приступил к
постановке в театре спектакля «
Тень», что очень раздражало Плучека. Это
не могло не отразится на душевном спокойствии Миронова, и в конечном результате
на его здоровье. 18 марта 1987 года состоялась долгожданная премьера, но, по мнению
людей, видевших спектакль, Миронов в роли Клаверова был задумчив и печален.
5 августа ушел из жизни Анатолий Папанов, с которым Миронов был дружен, сыграл
вместе множество ролей и в театре и в кино. Театр Сатиры в то время был на
гастролях в Риге. Прерывать гастроли не разрешили, и друзья по сцене не смогли
проводить Папанова в последний путь.
14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба
Фигаро». Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й
картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное. Актёру стало плохо.
«Шура, голова болит», - это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на
сцене Оперного театра в Риге Александру Ширвиндту и в жизни вообще...»
Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна.
Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у
него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга).
Похороны Миронова прошли через несколько дней в Москве. Руководство театра вновь,
как и в случае с Папановым, не отменило гастролей и не отпустило актеров на
похороны.
Заключение
Многие актеры откровенно признаются (а это редкость в актерском цеху), что Андрей
Миронов был лучшим из них. С годами это становится все более очевидным. Благодаря
фильмам и воспоминаниям друзей он стал неким собирательным образом идеального
типа артиста, которому были подвластны все жанры в кино и театре. Он был
остроумным без пошлости, ему были подвластны глубокие драматические переживания
без ложной пафосности. Андрей Миронов был удивительно светлым человеком на сцене
и на экране...