Родился 13 сентября 1971 года в
Мюнхене (сведения из Википедии,
другие источники утверждают, что актер родился в Польше).
Сын двух немецких актеров - Ханса Бреннера и Моники Бляйбтрой - стал сниматься на
телевидении и в кино еще в детстве.
Мориц Бляйбтрой дебютировал на театральной сцене в 1992 году в престижном
гамбургском театре «Schauspielhaus». Уход отца из семьи, когда Морицу было всего два
года, стал причиной того, что будущий актёр с детских лет проявлял
самостоятельность. Учась в старшем классе, он оставил школу и уехал работать в
Париж. В 19 лет перебрался в Нью-Йорк, затем жил в Риме. В каждом городе он брал уроки
актёрского мастерства.
В 21 год играл на театральной сцене в спектаклях «Ромео и Джульетта» (Гамбургский
дом актеров) и «Ричард» III (Талия-Театр). В течение нескольких лет снимался в
различных телевизионных постановках, а кинематографический дебют состоялся в 1994
году в фильме «
Einfach nur
Liebe» (режиссер - Питер Тимм).
С 1994 года он начал успешную кинокарьеру, и уже через три года его
труднопроизносимую фамилию стали запоминать европейские кинозрители. Сначала
благодаря второплановой роли гангстера Абдула, оружие которого функционирует
однозначно лучше, чем его мозг, и чьи изречения стали изюминкой фильма «
Достучаться до небес» (Knockin' On Heaven's Door), демонстрировавшегося в
программе Московского международного кинофестиваля.
Затем, уже будучи крупной кинозвездой в Германии, привлёк к себе международное
внимание, сыграв в фильме Тома Тыквера «
Беги, Лола,
беги» (Run Lola Run, 1998). Бог его знает, что в нём нашла рыжеволосая Лола (Франка
Потенте), сотворившая ради него чудеса преданности и самопожертвования. Трижды
пробежала она пол-Берлина - и всё равно ей хватило дыхания на крик отчаяния и
надежды, от которого в руках у посетителей казино полопались бокалы с шампанским.
Она спасала жизнь своему возлюбленному - глуповатому, самонадеянному Манни,
мальчику на побегушках у мафии, по немыслимому ротозейству забывшему в метро
пакет со 100 тысячами немецких марок. Ротозея сыграл Мориц, а фильм Тома Тыквера
стал началом новой эпохи в немецком кино и превратил в знаменитостей добрую
половину съёмочной группы.
После этих картин, в которых Бляйбтрой проявил своё комическое дарование, его
больше стали привлекать драматические и эксцентрические роли. На следующий год,
после триумфа фильма «
Беги, Лола,
беги», фестивальный успех познал и другой фильм с участием Бляйбтроя -
европейская копродукция «
Лунный папа», снятая
при непосредственном участии России, режиссёра Бахтиера Худойназорова.
В этой трагикомедии с классическими традициями Бляйбтрой исполнил роль
Насруддина, контуженного брата главной героини, девушки Мамлакат (Чулпан
Хаматова), которые живут вместе с умалишённым отцом в горной таджикской
деревушке. После того, как Мамлакат встречает загадочного незнакомца,
представившегося артистом, все трое вынуждены отправиться с будущей мамой на
поиски «лунного папы»...
От фильма к фильму Бляйбтрой подтачивал интерес к своей персоне, как со стороны
зрителей, так и кинокритиков во всём мире. В 2001 году он получил премию как лучший
актёр на кинофестивале в Сиэтле за остросюжетную драму режиссёра Оливера
Хиршбигеля «
Эксперимент» (Das
Experiment), в которой сыграл роль заключённого.
По сюжету картины некий научный центр через объявление в газете набирает людей
для проведения эксперимента: добровольцам предлагают за хорошие деньги в течение
месяца поиграть в тюремщиков и заключённых. После тестирования одним выдают
форму и дубинки, другим - робы с порядковыми номерами и селят в макет тюремного
блока, выстроенный в подвале офисного здания. Уже из синопсиса понятно, что рано
или поздно дело дойдёт до массового проламывания голов и разбрызгивания кровищи
по стенам.
Противоборствующие стороны представлены в крайне упрощённом свете: у охранников
на лбу написано, что они фашисты и тайные извращенцы, заключённые все как один -
безобидные трудяги. Однако, именно эти намеренные упрощения в сочетании с очень
физиологичным и интенсивным мордобоем к финалу подталкивают зрителя к полной
идентификации по принципу «свои-чужие», а последние десять минут фильма
эксперимент буквально перемещается из экрана в зрительный зал.
Фестивального признания Мориц Бляйбтрой заслужил и после того, как сыграл в
картине Оскара Рёлера «
Элементарные частицы» (Elementarteilchen, 2006), причём награду за лучшую мужскую
роль ему вручили на престижнейшем Берлинском кинофестивале. В этой картине о двух
братьях и их поисках духовной гармонии Бляйбтрой исполнил роль Бруно,
неуравновешенного, неуверенного в себе и жадного до плотских удовольствий
человека, который пережив любовную страсть и массу эротических переживаний,
бросает свою возлюбленную Кристину (Мартина Гедек), ставшую инвалидом.
В фильме, поставленном по роману Мишеля Уэльбека, плотно сплетаются очень
правдивая атмосфера опустошённости, отчаяния и неприкаянности целого поколения,
зачатого, в славную эпоху «детей цветов», и изматывающий Европу культ молодости, и
сексуальная вседозволенность, за которыми стоят стылый холод и мрак опустошённых
человеческих душ. Основной задачей фильма было показать растерянность и чувство
безнадёжности, охватывающее здоровых, красивых, материально обеспеченных людей,
смутно осознающих, что «главное ушло». И Бляйбтрой уловил эту интонацию, очень
выразительно сыграв издёрганного психопата, который являет собой типичного
«элементарного» европейца - на лицо прекрасного, чёрствого внутри.
Немалый зрительский интерес был проявлен и к роли Бляйбтроя в картине «Комплекс
Баадер Майнхоф» (Der Baader Meinhof Komplex, 2008), подогретый её опасной темой - деятельностью
террористической «фракции Красной Армии», или, как её называли в 1970-х в Германии,
«банды Баадера-Майнхоф».
В этом фильме Бляйбтрой сыграл центрального персонажа, радикально настроенного
потомка бывшего нациста Андреаса Баадера, который с несколькими идейными
сообщниками борется против того, что они называют лицом фашизма: против политики
США во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в странах третьего мира, поддерживаемой
ключевыми фигурами от немецкой политики, юриспруденции и индустрии. Под
предводительством Баадера создаётся фракция Красной Армии и объявляется война
ФРГ, разгорается кровавая террористическая кампания, в которой будет множество
убитых и раненых
Автор: Ма Давтян; Сайт: "Московский комсомолец " : Секс движет миром?
Он сыграл сумасшедшего брата Чулпан Хаматовой в “Лунном папе” Худойназарова и,
подлец, заставил рыжеволосую Франку Потенте наматывать круги в поисках денег в
“Беги, Лола, беги”. Мориц - практически свой парень в России. Он не дурак выпить,
любит потусоваться и - что особенно привлекательно - большой мастер по части
гримас. Когда он поднялся на сцену за актерским “Серебряным медведем” за роль
Бруно в “Элементарных частицах”, он был крайне удивлен. Потому и гримасы на
протяжении нескольких минут спешно сменяли одна другу, пока он нашел подобающее
случаю выражение лица. Корр. “МК” пообщался с Морицем за пару дней до объявления
итогов Берлинале.
- Каковы были ваши первые впечатления от романа Уэльбека?
- Я прочитал его через год после того, как он вышел в Германии, и не могу разделить
восторгов режиссера Оскара Роелера, который говорит, что для него он стал
откровением, что те идеи, которые воплотил в “Элементарных частицах” Уэльбек,
вертелись у него на языке, но он не мог их высказать. Мне же роман показался
слишком циничным. Но я был восхищен прочитанным и по прошествии времени понял, что
беспощадный ум Уэльбека открывает все закоулки человеческой души.
- Режиссер говорил, что изначально ему был более интересен характер Бруно, вашего
персонажа. Как вы думаете, именно поэтому он получился столь привлекательным и
отвратительным одновременно?[/b]
- Конечно. То, что Оскару нравился Бруно, дало мне огромную свободу: я мог как
угодно поворачивать его характер в заданных рамках. И во время съемок мы решили:
чтобы лучше показать его безумие, мне нужно быть как можно более разнообразным,
мгновенно переходить от безумия к грусти, от грусти к веселью и так далее.
- Если верить
фильму, то секс движет современным миром... Вы согласны с этим?
- Я думаю, что место секса в нашей жизни всегда было одинаковым - просто сейчас мы
изменили свое мнение на этот счет. Сексуальность в идеале - неотъемлемая часть
невинности. Опасность - в том, что мы в своих сексуальных фантазиях как можно
дальше уходим от идеала, от связи сексуальности с невинностью и все дальше
углубляемся в разврат, где нет места чувствам. Уэльбек как-то сказал, что
сексуальность не может быть рядом с невинностью и нежностью, когда человек ведет
насыщенную сексуальными удовольствиями жизнь. И мне кажется, что именно этот путь
ведет человека в никуда.
-
То есть мозг - главный сексуальный объект желания?[/b]
- Это отчасти правда. И если вы в своих фантазиях заходите слишком далеко, это
может быть опасным, тогда уже нет пути назад. В мире есть вещи, которых просто не
существует до тех пор, пока ты их не попробовал. И каждый, кто испробовал в жизни
комбинацию “секс-любовь”, всегда увидит разницу.
- Но герои фильма никогда не говорят: “Я люблю тебя” - они
говорят: “Мне кажется, что я люблю тебя”; это ли не подтверждение того, что любовь
в современном мире заменил секс?[/b]
- Нет. Именно эти слова говорят о том, что человек обдумал их, он думает - это много
значит. На своем опыте я знаю, что девушке нельзя говорить: “Я хочу, чтобы ты
переехала ко мне”. Нужно сказать: “Не хочешь ли ты переехать ко мне?” Человеку
всегда нужно дать свободу выбора.