Мишель Гондри родился в Версале, Франция. В детстве Мишель мечтал стать
художником или изобретателем. В 1980-е он посещал в Париже художественную школу, где
развивал свои навыки рисовальщика. Там же Гондри познакомился с друзьями, вместе
с которыми он основал поп-рок-группу «Oui Oui», успевшую записать два альбома и
несколько синглов до своего распада в 1992 году. Гондри был барабанщиком группы, и
режиссерскую карьеру он начал с создания клипов для своей команды. Стиль его
музыкальных видео привлек внимание исландской певицы Бьорк, которая предложила
ему снять клип на песню «Human Behavior». Сотрудничество оказалось продолжительным, в
итоге Гондри создал шесть видео для Бьорк. Среди других музыкантов, работавших с
Гондри - группы Daft Punk, Radiohead, The White Stripes, The Chemical Brothers, Beck. Гондри добился успеха и в
телевизионной рекламе, где одним из первых стал активно применять технику
замедленных съемок «bullet time» («скорость пули»), ставшую знаменитой после фильма
«Матрица».
Наряду с Дэвидом Финчером и Спайком Джонсом, Мишеля Гондри называют в числе ярких
представителей волны режиссеров, пришедших в большое кино из индустрии
телевизионной рекламы и музыкальных видео. Кинематографический дебют Гондри
состоялся в 2001 году с выходом на экраны картины «
Звериная
натура», получившей противоречивые оценки критики. Однако уже второй его фильм
«
Вечное сияние чистого разума», созданный как и
предыдущая лента в сотрудничестве со сценаристом Чарли Кауфманом, удостоился
массы восторженных отзывов. Главные роли в картине сыграли звёзды Голливуда Джим
Кэрри и Кейт Уинслет. В «Вечном сиянии» используются многие техники
манипулирования изображением, с которыми режиссер экспериментировал в прошлом,
снимая свои музыкальные видео. За сценарий этого фильма Гондри (вместе с
Кауфманом и Пьером Бисмутом) получил в 2005 году премию «Оскар».
Наиболее полно излюбленные идеи и техники Гондри нашли отражение в его третьем
художественном фильме «
Наука сна». В этой картине о
любви двух молодых людей Стефана и Стефани (в исполнении Гаэля Гарсиа Берналя и
Шарлотты Генсбур) удивительным образом перемешаны сны и реальность. Съемки
целиком проходили во Франции в конце 2004 - начале 2005 года, главным образом в Париже,
в доме, где Гондри жил 15 лет назад, и велись на трех языках, французском, английском
и испанском. Анимационные эпизоды были созданы летом 2004 года. Премьера фильма
состоялась 22 января 2006 года на кинофестивале Санденс, где картина была очень
тепло встречена и критиками, и зрителями, затем последовали фестивальные показы в
Берлине, Сиэтле и Москве, проходившие с неизменным успехом. К старту
американского проката «Науки сна» Гондри организовал в одной из нью-йоркских
галерей специальную выставку декораций и реквизита из фильма, чтобы все желающие
могли почувствовать себя на месте героев ленты.
Особенность фильмов Гондри - присутствие в каждой его картине изначального
обмана. В «Вечном сиянии...» вся романтика крутится вокруг фантастического
устройства мнемонической нейтрализации. Про какие-то вещи каждый из нас мечтал бы
забыть, так почему бы не придумать механизм, стирающий строго определенные куски
воспоминаний. В «Науке сна» это хитроумные машины, позволяющие читать чужие мысли
или проникать в сны. В «Перемотке» допущения гораздо более земного,
нетрансцендентального свойства, кроме одного - самого ненаучно-фантастического.
«
Перемотка» - о нашей способности редуцировать информацию, сводить ее к
штриху или коду. В оригинале названия «Be Kind, Rewind» зарифмована просьба сдавать
кассеты перемотанными на начало. В русском прокате у фильма появляется новый
смысл. Это не «rewind», а «fast forward». То есть полный вперед, пока не наткнешься на
что-нибудь интересное. Да и саму «Перемотку» Мишеля Гондри при желании можно
перемотать на те места, где герои уморительно снимают кино, по-мельесовски творя
чудеса.