Сладкая жизнь в Горьком
Наталья Станиславовна Суркова родилась в Горьком (Нижнем Новгороде) 14 марта 1967
года. В это трудно поверить, но по собственному признанию актрисы, в детстве она
была настоящим «тепличным растением», росла под лучами материнской любви, не зная
горя и печали: «У мамы - такая работа, что она часто ездила в командировки в Москву,
в Ленинград, все привозила. И я считалась благополучной, по тем меркам, девочкой.
Хотя сейчас это звучит, конечно, смешно. Я могла ходить в красивом пальто. У меня
был модный чешский значок «вишенка». Тогда это было!... Не знаю, с чем и сравнить. Ну,
как шестисотый «Мерседес» сегодня. А у меня таких значков штук шесть было:
«смородинка», «малинка»...».
В городе, где колбаса и масло считались дефицитом, внешнее благополучие вызывало
отторжение, а яркая красота привлекала повышенное внимание окружающих, зачастую
негативное, поэтому Наташа нередко сталкивалась с предательством и завистью.
Потребность в общении искала выхода и сублимировалась в создании небольших
дачных представлений, которые сейчас можно было бы назвать перформансами, - все
началось с цирковых номеров, когда соседские мальчишки и девчонки под чутким
руководством пятилетней Наташи изображали слонов и тигров, потом номера
становились все продуманнее и постепенно превратились в небольшие спектакли, в
которых Наталья была и режиссером, и актрисой, и продюсером: «Все соседи по даче
приходили смотреть наши выступления, причем покупали билеты по две копейки. И все
у меня работало!».
Естественно, театрально-просветительская деятельность продолжилась и в школе, и
после получения диплома об окончании 9 классов девушка без колебаний подала
документы в Горьковское театральное училище и поступила на курс В.С.Соколоверова
и Р.Я.Левите.
После поступления у Натальи началась совсем другая жизнь: хотя она и мечтала о
судьбе актрисы, но, как и многие молодые девушки, оказалась неготовой к
изнурительному актерскому труду и учебе, которая продолжается 24 часа в сутки: «У
меня были совершенно другие интересы. На уме была не учеба. И вместе с тем
театральное училище было фильтром, через который человек пропускается, а все
ненужное остается на сетке фильтра. В училище я осознавала, что репетиции - это не
то что наказание, но необходимость: надо собраться, пойти поработать». Возможно,
поэтому Наталью Суркову в родном училище считали актрисой малоперспективной, и
по распределению после училища ей выпало ехать в славный город Чебоксары
возрождать местное театральное дело.
Путешествие из Чебоксар в Петербург
Промаявшись в Чебоксарах месяца три, Суркова решила воспользоваться
приглашением И. Владимирова, который был членом госкомиссии на дипломном
спектакле и приметил «неталантливую» актрису. Метр пригласил девушку продолжить
театральное образование в Петербурге - обещал взять к себе на курс вне конкурса.
Однако все произошло совсем не так, как планировала Наталья, и дорога в Петербург,
как оказалось, проходит через Москву - на курс Владимирова она не попала и, подобно
сотням юношей и девушек, отправилась штурмовать театральные училища столицы.
В Москве вполне оценили «бездарность» выпускницы Горьковского театрального:
Суркова прошла до последнего тура во всех ВУЗах, но в финале все-таки сошла с
дистанции. По объективным причинам: «Это было очень смешно, потому что у меня в это
время начал резаться зуб мудрости. И я приходила с перекошенным лицом и говорила
приемной комиссии: «Вы не обращайте внимания, я говорю нормально, просто у меня
зуб мудрости режется». Они меня с ужасными дефектами речи сначала пропускали, а
потом думали: «А кто ее знает, как она на самом деле разговаривает?» И никуда меня
не взяли».
Разочарованная и отчаявшаяся, Суркова вернулась в Петербург, где у нее не было
ничего - ни квартиры, ни работы, ни семьи. Наталья стала искать работу в театре, но
ничего не складывалось, пока знакомый (актер ТЮЗа Я. Степанов) не посоветовал ей
«показаться» молодому режиссеру С. Спиваку, который как раз начинал работу в
Молодом театре при Ленконцерте и собирал труппу. Так в 1986 году и родился
творческий союз, который со временем превратился в одну из легенд театрального
Питера.
«Свой» театр
Почти двадцатилетнее сотрудничество с Семеном Яковлевичем Спиваком Суркова
считает Божьим подарком - тем более, что начало его было далеко не оптимистичным:
«Бог наградил меня режиссером, который почему-то в меня верил. Что он во мне
увидел, до сих пор не понимаю. Когда мы репетировали мой первый спектакль «Танго»,
партнеры при мне говорили ему: «Чего ты с ней мыкаешься? Сними ее с роли! Она, как
дура, два месяца возится, ничего у нее не получается». А через три месяца, когда уже
не хотелось жить, меня пробило».
Сработал «эффект Пигмалиона»: постепенно неуверенная дебютантка превратилась в
яркую, неординарную актрису, способную играть самые разноплановые роли. Аля
(«Танго»), Люсиль («Мещанин во дворянстве»), Панночка «(Панночка», реж. Ю. Дворкин),
графиня де Сен-Фон («Маркиза де Сад»), «Касатка» («Касатка») - не слишком-то богатый
репертуар для актрисы, которой по плечу практически любая классическая роль...
Впрочем, Наталья Станиславовна своей жизнью в театре довольна, ведь каждое ее
появление на сцене - настоящий праздник как для нее, так и для зрителей: «Вы знаете,
для меня важно не количество, важно качество. Можно не вылезать из театра, играть
по 30 спектаклей в месяц, но тебя никто не будет знать и твои роли ничего не будут
для людей значить. А я играю три таких самых звездных спектакля! Для меня эти роли,
настолько разные, очень важны. Редкая актриса может мечтать о таком разноплановом
разбросе самой себя (разбросе в хорошем смысле слова), начиная от девочки Али в
спектакле по пьесе Мрожека «Танго», который Спивак поставил еще в Молодом театре
при Ленконцерте и который мы играем уже 18-й год, и заканчивая графиней де Сен-Фон в
«Маркизе де Сад».
Наверное, поэтому Суркова нисколько не обижается, когда ее называют «актрисой
Спивака»: «Да, я актриса Спивака. В Петербурге ко мне так и относятся. После того,
как я два-три раза под благовидным предлогом отказалась от других спектаклей,
театров, меня ведь больше и не приглашают. Может быть, это и хорошо. Я уверена: если
роль твоя, она и будет твоей, дождется тебя. Если же не твоя, то не надо ее ни у кого
рвать. Потом тебе за это не очень хорошо воздастся.
И еще: быть избалованной Спиваком - значит иметь очень высокую планку. По
отношению к себе, к режиссеру, к искусству. Если ты эту высоту взял, то чего тебе
уже бугорки-то перепрыгивать? И, конечно, хочешь не хочешь, но когда работаешь с
другими людьми, меряешь их по уровню Спивака. И очень серьезно относишься к себе. Я
знаю, что если у меня роль не получится, я что-то не сыграю, завалю спектакль, то
получу, что называется, по первое число. Не потому, что я такая капризная, а потому,
что очень требовательная. И в первую очередь, требовательная к себе. И к людям,
которые рядом со мной, отношусь так же».
Свои
Люди, которые рядом, - это муж, актер питерского ТЮЗа
Алексей Титков и дочка Глаша. Это - «свои», они разделят сомнения,
порадуются успехам и утешат в неудачах. Они требуют внимания и времени, которое
успешной актрисе не всегда легко найти. Но только не Наталье Сурковой. Свой выбор
в пользу семьи она сделала давно и никогда о нем не жалела: «У меня чудная дочка.
Иногда смотрю на нее и удивляюсь: как я могла родить такого разумного ребенка?
Когда ей было 5 месяцев, моя подруга звала ее «тетя Глаша»... Главное в воспитании
детей - не навредить, ведь иногда мы можем забить таланты. Глаша у меня
упряменькая, но это прекрасно - у девочки должен быть характер».
Околотеатральные и кинематографические тусовки, шумные многолюдные вечеринки -
это все в прошлом, теперь чудом найденное время Наталья старается проводить с
семьей и друзьями. А когда не получается найти время, Наталья находит возможность.
Так, перед съемами «
Своих» Д. Месхиев отправил Суркову в деревню, чтобы она на практике
изучила быт сельской жительницы - с непременной дойкой коров, уборкой сена,
заготовкой травы для скота и прочими буколическими прелестями. В деревню Шастово,
затерянную в Ростовской области, актриса отправилась вместе с дочерью: «Жили там
три недели. Я всему научилась: и баню топить, и за поросями ходить, и хряпу для
свиней сечь... Разговаривать по-деревенски училась. Дима (режиссер Д. Месхиев) на
похвалы не очень распространяется, но когда увидел меня, сказал: «Молодец,
Суркова!».
«Свое» кино
Для Натальи Сурковой фильм «
Свои» стал настоящим прорывом в большое кино, уникальным шансом,
который нельзя было упускать.
Ее карьера в кино началась в 1998 году с работы в первой части «Ментов», которую
снимал еще В. Бортко. Он постарался собрать в своем сериале лучших питерских
артистов, «засветить» их перед публикой. Насколько ему это удалось, можно судить
по невероятным рейтингам «Ментов», всяческим продолжениям и популярности
«ментовской» темы в кино. Однако Суркова этой популярности не вкусила: ее роль
директора бани, ради любви идущей на преступление, осталась практически
незамеченной.
За «Ментами» последовали еще две работы в жанре сериального детектива: «
Агентство НЛС» (реж. Д. Парменов, 2001) и «Агентство «Золотая пуля»» (реж. Е.
Иванов, 2001). Первым полнометражным фильмом, в котором зрители увидели Наталью
Суркову, стал «
Гладиатрикс» (2000) -
дебютный фильм Тимура Бекмамбетова, где уже наметилась необычная стилистика,
вполне проявившаяся в нашумевших «Дозорах».
Популярность и зрительская любовь настигли Наталью совершенно неожиданно и даже
против ее желания. Вот что вспоминает актриса о приглашении на пробы в 24-серийный
фильм Месхиева «
Линии судьбы»:
«Мне позвонила ассистент по актерам Лариса Сергеева: «Наташа, вы не могли бы
прийти на пробы?» Узнав, что снимать будет Месхиев, я отказалась: «Нет, спасибо, я
не пойду!». Про него много чего говорили. (Вот и верь после этого сплетням!) Я была
очень удивлена, что Лариса меня долго уговаривала. Давайте, говорит, купим
лотерейный билет, чтобы выиграть. Обычно ведь как бывает: нет? Ну и до свидания! А
еще она сразила меня тем, что сказала: «Я показала Месхиеву вашу серию «Менты». Что
за ассистент по актерам, который показывает режиссеру кассету?! Ну, хорошо, думаю,
пойду. Чтобы от меня, честно говоря, отстали».
После проб ситуация в корне изменилась: теперь Месхиев взял двухнедельную паузу
на раздумья, а Суркова с нетерпением ждала его решения: «А во время проб мне стало
так интересно с Месхиевым! Это тоже тот редкий, в кино, режиссер, который умеет
работать с актерами. Вышла я в недоумении. Мне захотелось еще поиграть! И вдруг
через две недели мне звонят и говорят, что я утверждена. Я была поражена».
Через четыре месяца после окончания съемок «Линий судьбы» Месхиев запустил новую
картину - "Свои", на которую возлагал большие надежды, поэтому подготовка к съемкам
шла самая тщательная. Особо тщательно подбирали актеров. Суркову, конечно,
пригласили на пробы, но вероятность того, что ее утвердят на одну из двух женских
ролей, была минимальна.
В первый раз внешность сыграла с актрисой злую шутку: оказалось, она недостаточно
дородна и слишком хороша, чтобы убедительно сыграть русскую бабу: «Я не такая уж и
худая, но ему подавай толстую бабу. Отъелась за неделю. Пришла на студию, говорю
девочкам: «Пожалуйста, оденьте меня так, чтобы я была потолще!» Мне очень хотелось
с ним работать! Дима зашел в гримерку, увидел меня: «Так, Суркова, что ты пришла? Я
тебя утверждаю без проб. Но если ты не потолстеешь килограммов на восемь, не
обижайся, я тебя не возьму». И я начала отъедаться. Вела неподвижный образ жизни,
много лежала, спала. В итоге потолстела... на 24 килограмма!»
Вот такую жертву принесла Наталья Суркова - красивая женщина Сурковой-актрисе, не
задумываясь о возможном феноменальном успехе фильма, а просто заботясь о его
достоверности.
Старания актрисы были вознаграждены по достоинству: в 2004 году она получила
«Золотого Овна» в номинации «Лучшая роль второго плана» и специальный приз
гильдии актеров американского кино. Кроме наград и восхищения Суркова получила и
несколько заманчивых предложений в кино.
Снялась в двух исторических проектах: 8-серийной драме А. Карелина («Чужое лицо»,
«Золушка в сапогах») «
Фаворит» (по одноименному
роману В. Пикуля) и 14-серийном фильме Ю. Кузина «Столыпин». На роль Екатерины II
Наталья Станиславовна согласилась с некоторой опаской: «Сначала страшно было
браться за нее. Потом как-то успокоилась. Думаю, ну надо так надо. Раз мне
предложили, надо постараться. Попробую сделать так, чтобы было интересно». Показ
фильма был на канале в 2006 году.
Наталья Станиславовна Суркова работает на Петербургском радио (радиоспектакль
«Анна Каренина»).