Витаутас Шапранаускас - литовский актёр театра и кино, телеведущий, родился 19
апреля 1958 года.
Свою актерскую карьеру начинал в Русском драматическом театре, куда пришел еще
будучи студентом. В 1976-1980 годах он изучал актёрское мастерство на русском курсе
Литовской государственной консерватории вместе с нынешними актёрами Русского
драмтеатра Литвы Нийоле Казлаускайте, Лаймой Кошите, Сергеем Зиновьевым,
артистом Вильнюсского государственного Малого театра Эдмундасом Микульскисом.
В 1977 году Витаутас сыграл свой здесь первый спектакль «Скутаревски» в постановке
Ланского, правда, первая роль была в массовке. В Русском театре он проработал 1990
года, когда ушел в Вильнюсский Малый театр к знаменитому не только в Литве, но и в
России режиссеру, ныне руководителю московского Вахтанговского театра Римасу
Туминасу.
За тринадцать лет он сыграл 39 ролей, из которых самые серьёзные - в спектаклях
«Обратная связь» (1981, реж. В.Захаров), «Арена» (1981, реж. И.Николаев), «Порог» (1982, реж.
С.Коромщиков), «Экспромт» (1987, реж. A.Вилькин), «Мастер и Маргарита» (1988, реж.
Р.Виктюк), «Приглашение на казнь» (1989, реж. Г.Гладий).
Самой известной актерской работой Шапранаускаса стала роль Тоби в экранизации
«Американской трагедии» Теодора Драйзера (1981).
Актер также снимался в фильмах «Валентинас один», «
Зеро 2», «Вильнюсское гетто», в сериале
«
Женщины лгут лучше».
Двадцать лет работал на телевизионном канале TV3, был ведущим и участником многих
телевизионных программ и проектов.
Витаутас Шапранаускас покончил жизнь самоубийством 18 апреля 2013 года.
«Витаутас Шапранаускас и его «Американская трагедия!»»
«
Американская трагедия» Литовской киностудии, снятая в 1981 году, стала
своеобразной путевкой в жизнь для молодого актера Витаутаса Шапранаускаса,
решившего уйти из жизни накануне своего юбилея - 55-летия.
Эта роль стала для него тем же, что для латыша Ивара Калниньша - фильм «Театр» 1978
года. В эти дни любители творчества Шапранаускаса свои заметки и статьи нередко
озаглавливают «Литовская трагедия Шапранаускаса».
А сам фильм получил несколько наград на всесоюзных фестивалях.
«
Американская трагедия» - это телесериал по мотивам одноименного
романа Теодора Драйзера. Его снял известный литовский режиссер Марийонас Гедрис,
учившийся у знаменитого московского педагога Сергея Герасимова и работавший с
самим Витаутасом Жалакявичюсом над фильмом «Хроника одного дня». Режиссер
скончался в 2011 году.
С Витаутасом в фильме снимались такие литовские звезды, как Гедиминас
Сторпирштис, Регимантас Адомайтис, Альгимантас Масюлис, Нийоле Ожелите.
«
Американская трагедия» - не такой частый счастливый пример, когда идею
фильма, первую мысль автора так точно ловит и реализует весь авторский коллектив.
Сложно сказать, где в этом произведении граница между мыслью режиссера и стилем
видеоряда, настолько он законченный и во всех смыслах синхронный", - писала о
фильме в 1981 году в журнале Kinas Неринга Йонушайте.
Фильм рассказывает о юноше Клайде Гриффитсе, который был честолюбив, но беден.
Одержимый стремлением сделать карьеру и попасть в высшее общество, он делает все,
чтобы приблизиться к заветной цели. Ради достижения успеха он не остановится и
перед убийством.
"Преимущество картины в том, что на экране
отсутствует железобетонный антиамериканизм, так часто присутствовавший в
советских фильмах 80-ых, все сведено к драме (даже мелодраме) неопытной в
чувствах молодежи. Такой принцип также оберегает от возможных обвинений в
неаутентичности, потому что действие развивается не столько в конкретной
Америке, сколько в условной «ретро-стране»", - написал о фильме известный
литовский кинокритик Саулюс Мацайтис.
Критик отмечает, что знаменитый Сергей Эйзенштейн в США не создал оригинального
произведения по роману Драйзера. "Считается, что это одно из серьезных упущений в
истории кино. Однако спустя примерно 50 лет в Литве это сделал Марийонас Гедрис", -
писал в свое время ныне покойный Мацайтис.
Кстати, в 2008 году на экраны вышел российский телевизионный сериал Леонида Мазора
«Жизнь, которой не было» по мотивам «Американской трагедии». Действие сюжета в
нем перенесено в современную Россию, однако в нем главный герой также мечтает
вырваться из нищеты своей семьи в мир богатых.
Статья Натальи Зверко от 20 апреля 2013 года на сайте DELFI.lt.