Данилова Наталья Юрьевна - советская и российская актриса театра и кино,
известность которой принесла роль младшего сержанта Синичкиной в фильме «
Место встречи изменить нельзя» и роль Люцианы в
фильме «
Комедия
ошибок».
Ранние годы
Родилась 25 сентября 1955 года в Ленинграде. Ее родители посвятили себя филологии и
археологии, а Наташа сочиняла песни и исполняла их под гитару. В школе на
литературных вечерах она читала стихи Пушкина, «Маленького принца» Экзюпери, но
становиться актрисой не собиралась, мечтая о журналистике. Все изменилось в 13 лет,
когда Наташа сыграла главную роль в детской картине режиссера Игоря Масленникова
«
Завтра, третьего апреля», и он посоветовал юной Наташе поступить на
актерский факультет.
В Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии Наталью приняли сразу
на второй курс, после дополнительного прослушивания, - на курсе А.Кацмана был
недобор девушек.
В 1976 году закончила институт. В дипломном спектакле по пьесе Э.Золя «Наследники
Рабурдена» она исполняла характерную роль мадам Вассар. На показе присутствовал
руководитель БДТ им. М.Горького Георгий Товстоногов, он и пригласил Наталью в свой
театр, где она проработала с 1977 по 1992 год.
Карьера
После смерти Г.А.Товстоногова Наталья Данилова ушла из БДТ в «никуда». Собиралась
устроиться в Ботанический сад - ухаживать за деревьями, за цветами, но в тот момент
ее пригласили в театр «Приют комедиантов», где она проработала с 1992 по 1994 год,
сыграв главную роль в «Медее».
Благородная красота, интеллект, отличная школа отличают все работы этой
уникальной актрисы. Темперамент и чувство меры позволяют создавать образы
противоречивые, сложные, неоднозначные, - такие, как Настасья Филипповна из
«Идиота», - именно на эту роль пришла актриса в театр им. В.Ф.Комиссаржевской в 2001
году. Занята в спектакле «Шут Балакирев», «С тобой и без тебя».
В кино дебютировала в 1969 году, в фильме «
Завтра, третьего апреля...». Среди картин, в которых снималась
актриса, - «
Комедия
ошибок», «
Маленькие трагедии», «
Повесть непогашенной луны», «
Отцы и дети», «
Владимир
Святой», «
Фуфель». В каждом из этих фильмов актриса создавала запоминающийся
образ. В телефильме «
Маленькие трагедии» - это княгиня Вольская - женщина, бросающая
молчаливый вызов высшему обществу. Мужественная и стойкая революционерка
Антонина Чумак в фильме «
Кто заплатит за удачу». Остро мыслящая, крепко стоящая на ногах
Одинцова в телефильме «
Отцы и дети». Мягкая,
восторженная провинциалка Пэт в фильме «
Тайна «Черных дроздов». Хищная мещанка Ольга в фильме «
Дублер начинает действовать». Символ женственности,
счастливого материнства в фильме «Человек - невидимка».
Однако, пожалуй, самая известная роль Натальи Даниловой - милая и обаятельная
сержант Варя Синичкина из фильма Станислава Говорухина «
Место встречи изменить нельзя», в которую
влюбился главный герой фильма Володя Шарапов (Владимир Конкин). Самым
запоминающимся эпизодом по мнению актрисы был эпизод с подкидышем. «Моя героиня
должна была перепеленать ребенка и взять его на руки. Но когда, приблизившись к
столу, на котором лежал малыш, я разрыдалась и выскочила из павильона... Говорухин
нервничал - вот уже несколько дублей я не могу выполнить простейшую задачу. Но как
признаться, что я совсем недавно лишилась ребенка и не могу без слез проходить
мимо витрин с детским бельем! Я горько плакала, уткнувшись в темную портьеру. За
мной вышел Володя Высоцкий.. «Выпей!» - и я послушно хлебнула коньяку. Я все
рассказала Володе: и про раннее замужество, и про криминальный аборт. А он научил
меня, как сосредоточиться и взять себя в руки...»
Роль Вари Синичкиной принесла Наталье всесоюзную известность. Однажды на улице
одна поклонница призналась актрисе: «В честь вашей Вари детей называют...»
Актриса в постоянном творческом поиске, и достойно прилагает свой талант в
различные виды актёрского мастерства. Принимала участие в озвучании аудиокниг:
«Капкан» Синклера Льюиса; «Тайна золотого мусорщика» Ч.Диккенза; «Золотая цепь»
Александра Грина.
Личная жизнь
Перипетий, выпавших на долю Натальи, могло бы хватить на несколько сериалов. Свою
первую любовь она встретила в Ленинградском институте театра, музыки и
кинематографии. Красавец
Асхаб Абакаров , приехавший в город на
Неве из Дагестана, учился на режиссера. На четвертом курсе молодые люди сыграли
свадьбу и уже планировали уехать из Ленинграда, но Наталью пригласили в Большой
драматический театр - и не кто-нибудь, а сам главный режиссер Георгий Товстоногов.
«Я сломала мужу судьбу, - признавалась Данилова. - Он был любимым учеником Тенгиза
Абуладзе (грузинский режиссер, лауреат Каннского фестиваля), мог работать с ним в
Тбилиси, но Асхаб вернулся ко мне, в Ленинград. Ему пришлось выбирать между
любовью и карьерой. Это его и погубило».
Асхаб не мог найти работу в Ленинграде, перебиваясь мелкими заказами на
документальные ролики. В киношных кругах о нем говорили исключительно как о «муже
Натальи Даниловой». «В Грузии я видела его совсем другим: свободным, остроумным,
щедрым, - вспоминала актриса. - Я не привыкла, чтобы у мужчины были проблемы...»
Отношения разладились окончательно, когда Наталья сделала аборт. Асхаб на
коленях умолял ее сохранить ребенка. Но у Даниловой были две веские причины
отказать мужу. Не зная о беременности, она принимала сильнейшие гормональные
препараты и теперь опасалась, что младенец родится больным. Да и потом - до
декретного ли отпуска, когда впереди карьера и звездные роли? Больше детей у
Натальи не было.
После развода с Асхабом романов у Натальи было немало, причем все ее кавалеры
мечтали о серьезных отношениях - кто-то хотел немедленно жениться, кто-то сразу
заводил разговор о ребенке. Но актриса остерегалась вновь связывать себя
семейными обязанностями. Наталье нравилась ее новая свободная жизнь - поклонники,
цветы, заманчивые предложения.
Как-то, проезжая по городу на такси, Наталья увидела бывшего мужа. В тот же вечер
она позвонила Асхабу. «Я знала, что у него уже другая семья, но мы поняли, что
спустя пять лет после расставания ничего не исчезло. И у нас по новой закрутился
роман», - призналась актриса.
В одно из свиданий Асхаб предложил Наталье еще раз попробовать создать семью, но
она не решалась. «Я могла бы жить с тобой только на необитаемом острове, -
объясняла ему Данилова. - Ты до такой степени не приспособлен к жизни, что даже
страшно». «Ничего, я скоро тебя освобожу. Что-то со мной случится...» - сказал в тот
вечер Асхаб. Через день он уехал на съемки в горы и не вернулся в Ленинград,
разбившись на машине по дороге в Махачкалу.
В 1989 году умер главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов. Его любимицу Данилову
тут же «съели», лишив главных ролей. Кризис в театре совпал с развалом Союза, когда
актеры из кумиров превратились в нищих. Наталья подумывала о том, чтобы навсегда
бросить сцену. Именно в этот трудный момент актриса встретила мужчину, ради
которого ей снова захотелось играть и жить. «
Сергей был для меня
всем - нянькой, мужем, любовником, другом», - рассказывала Наталья. Человек, далекий
от мира кино и театра, он очень гордился женой-актрисой, каждый день привозил ей
цветы. Когда Сергея останавливало ГАИ за превышение скорости, он с гордостью
говорил: «Вы знаете, к кому я еду? К Варе из «Места встречи изменить нельзя»!» И его
отпускали.
В 45 лет у Сергея случился инфаркт и сразу же инсульт. Чтобы ухаживать за мужем,
Наталье пришлось оставить сцену. На жизнь актриса зарабатывала дубляжом. А когда
на студии перестали платить, собирала бутылки - этого хватало на хлеб и молоко. Вот
как она об этом вспоминает: «У мужа Сережи случился инфаркт и сразу же инсульт. В 45
лет. Это была катастрофа. Он в больнице, мама дома, а я ушла из театра. Спасал
дубляж. Но скоро на студии перестали платить. По утрам я ходила гулять с собакой.
Вижу, в траве бутылка лежит: «Никочка, берем!» - и в сумку. А потом я их сдавала в
магазине и покупала хлеб и молоко. Но потом Сережа умер, до этого умерла мама, я
очень сильно заболела. А мне даже воды подать некому. Вот это было страшно. Я
лежала и просто умирала в полном одиночестве. Потом делала усилие, вставала и с
гудящей головой шла по улице в ближайшую комиссионку с очередной хрустальной
вазой. Получала деньги и покупала в аптеке аспирин. Слава богу, ничего есть не
хотелось. Первое время я разговаривала сама с собой. Читала себе вслух книги,
чтобы слышать свой голос. Ловила себя на том, что говорю с мамой, что-то отвечаю
Сереже... И ничего, выжила!»
Сегодня Данилова по-прежнему одна. Говорит, что боится даже собаку завести -
настолько страшно терять близкое существо.
Сегодня
Сегодня в жизни Натальи Даниловой наступила белая полоса. В 2005 году актриса после
долгого перерыва вернулась на киноэкран в новом мистическом сериале «Богатыри
Оnline». Фильм привлек ее тем, что в нем есть чеховские мотивы, которые близки
актрисе по работам в БДТ. После этого Наталья Данилова снялась в сериале «
Подлинная история поручика
Ржевского» и в детективе «
Секретные поручения». В 2007 году вышел сериал «
Татьянин
день», где актриса играет роль мамы Тани Разбежкиной - Веру Кирилловну. Работа
интересная и напоминает актрисе молодые годы.
В 2009 году вышел сериал «
Одна семья», где Наталья
Данилова сыграла одну из главных ролей.