Исаев Илья Александрович родился 18 апреля 1977 года.
В 2000 году окончил Театральное училище им. М. Щепкина (курс В.Коршунова). В этом же
году пришел в труппу Российского Академического Молодежного Театра (РАМТ), где
работает по настоящее время. Сотрудничает с различными театральными
компаниями.
Интервью Светланы Поляковой с Ильей Исаевым на сайте «Time Out», от 16 июня 2010
года: «Выбрал Щепку, потому что там давали талоны на бесплатное питание»
- Чеховские одноактовки переиграны гениальными актерами. Чем будете
удивлять?
- Бородин разбил их на пять маленьких кусочков. Все пять одновременно находятся в
сложносочиненном сценическом пространстве. Одна история приостанавливается и
продолжается фрагмент из другой. А в это время герои предыдущей продолжают жить -
актеры "этюдят". Кроме того, Бородин старается максимально приблизить работу
актеров к органике современного человека - текст этому не мешает. Хочет, чтобы мы
увидели в абсурде реальность. Абсурдисты считают Чехова своим прародителем. В
"Вишневом саде" Лопахин говорит: "Время не ждет, дайте мне ответ". А Раневская: "Кто
здесь курит отвратительные сигары?" Все друг друга слышат, но никто не отвечает ни
на один поставленный вопрос. Постоянно общаются, но каждый - на свою тему. Абсурд?
Но на самом деле так оно в жизни и происходит.
- Роль бурбона Смирнова в "Медведе" - ваш выбор?
- Назначили. Роль-то прекрасная. Но мне кажется, что это несколько "лобовато". Я-то
хотел попробовать другое - Ломова из "Предложения". Мямля, рохля такой, который
того гляди в обморок упадет. А брутального мужика, квадратно-гнездового, я уже
делал. За десять лет я не сыграл ничего даже приблизительно одинакового, а вот
сейчас в первый раз почувствовал аналогии с предыдущими персонажами.
- Вы когда-то закончили электротехнический техникум в Таллине. Почему
поменяли профессиональную ориентацию?
- После того как Ельцин подписал на всех эстонских условиях договор о
суверенитете, русских "обесправили" и повыкидывали с мест работы.
Мама с трудом устроилась
начальником костюмерного цеха в Театр русской драмы. А там была студия. Я учился в
ней год - параллельно с техникумом. Мне понравилось. Я подумал: "А чего сижу? Поеду и
попробую"...
- ... и сразу поступили во все четыре театральных института. Почему выбрали
Щепку?
- Я тогда приехал в Москву во второй раз в жизни, ничего о театральных школах не
знал. Поступил везде. Выбрал Щепку потому, что там давали талоны на бесплатное
питание. И только проучившись год, понял, что выбрал лучшее, что было в том году в
Москве.
- По окончании вас пригласили несколько театров. Почему пошли в РАМТ, а не в
Малый?
- Не хочу я в Малый! Основной выбор был между МТЮЗом (очень люблю режиссуру
Яновской и Гинкаса) и РАМТом. Но, когда я спросил Генриетту Наумовну, какую работу
она собирается мне дать, сразу выяснилось, что начнем мы с вводов в детские
спектакли. Алексей Владимирович Бородин мне сразу предложил две хорошие роли - в
"Лоренцаччо" и в "Стеклянном зверинце".
- Ваша последняя роль - Авраам Липман в спектакле Карбаускиса "Ничья длится
мгновение". Литературный материал вас не смутил?
- Карбаускис - первый, кто за все мои годы в театре предложил мне роль: не повесил на
доску распределения, а спросил, как я отнесусь к тому, чтобы сыграть эту роль. Я
сказал, что пьеса мне абсолютно не нравится, что драматургии там нет, что тема -
затасканная. Но он рассказал мне, что евреи - ни при чем и немцы - ни при чем, а вся
история - о том, как человек в той или иной ситуации делает свой выбор. Тогда и
сложились наши с нимотношения. Этот спектакль - о самом Карбаускисе, о
бескомпромиссном существовании, которое он пропагандирует своей жизнью. А линия
его иронии - в Шогере (нацист, комендант гетто), он - абсолютный Шогер. На такое тоже
надо иметь смелость.
- Бескомпромиссность Карбаускиса приводит к бесчисленным конфликтам. А у вас
с ним отношения сложились...
- Да, он работал в конфликте с большинством актеров. Иногда актеры его как-то
извращенно слышали, в чем-то подвох чувствовали, зажимались от невозможности
перед ним открыться, защищались. А у меня такого с ним никогда не было. Даже если он
меня в какой-то момент подкалывал, пикировал - у меня это, кроме самоиронии, ничего
не вызывало. Обидчивому человеку, человеку с уязвленным самолюбием с ним тяжело.
Карбаускис его съест! До мяса догрызет. Для Карбаускиса провокация - способ
вскрыть настоящую сущность актера-человека. И Някрошюс делает то же самое. Я
приехал к нему на "смотрины" для "Вишневого сада" с гастролей в 9 утра, с немытой
головой, прямо с вокзала, в спортивных штанах и с сумкой. Швейцары отеля "Балчуг
Кемпинский" смотрели с ужасом. Зашел, говорю: "Здрасте", прошел, сел. Някрошюс сидит
и ничего не говорит. Минуту ничего не происходит. Я потом проанализировал: любой в
такой ситуации проходит все стадии, и какая бы личность ни была, человек начинает
вскрываться и так или иначе проявлять себя. Сидим молча уже полторы минуты...
- Тут бы вам уже и сказать: "Ну, я пойду?"
- За секунду до этого слышу вопрос: "Ну, как дела ваши?" Всемирно известный режиссер,
которого я вижу в первый раз. Я что-то начал лепетать по поводу того, что вот Новый
год отпраздновали... Еще полторы минуты сидим молча. Это система такая: Някрошюс
вскрывает консервным ножом снизу, а Карбаускис - сверху. Някрошюс аккуратненько, а
у Карбаускиса консервный нож в два раза больше. Скажем, если Карбаускис доведет
человека до того, что тот заорет: "Ты козел!", может, ему надо дать Шогера сыграть?