Начинал Нил в качестве драматурга. Высшее образование он получил в Молодежном
Университете Бригхэма; основной его специальностью был театр. Сильное влияние на
него в то время оказал лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Мамет. ЛаБут выбирал в
качестве тем для своего творчества предметы, о которых многие не хотели говорить;
он показывал то, как люди взаимодействуют с друг другом на самом деле, в реальной
жизни. Так, его произведение «Грязная беседа в тяжелое время» («Filthy Talk for Troubled Times»)
повествует о двух парнях, просто-напросто сидящих рядом и рассуждающих о
гомосексуалистах и их жизни; позже в похожем стиле будет создана «
В компании мужчин» («
In the Company of Men»). Характерный, ни с чем не
сравнимый стиль, само собой, завоевал сердца всех критиков.
Закончив обучение в университет Канзаса, а затем - в университете Нью-Йорка, ЛаБут
получил возможность поступить в London’s Royal Court Theatre в США, в Чикаго, Лос-Анджелесе
или Нью-Йорке. Вскоре после этого он смог пробиться и в кинематограф. Фильмы его не
сильно отличались от его же пьес - главные герои все так же беседовали, рассуждая
от том, как они злы, напуганы, невежественны, изранены жизнью, заблуждаются
касательно всего и лишены иллюзий насчет чего бы то ни было, и, наконец, циничны.
Первым действительно крупным проектом был малобюджетный - и пугающе реалистичный
- фильм «
В
компании мужчин» 1997-го. История повествует о двух сослуживцах, страдающих от
глобального доминирования женщин во всех аспектах жизни современного общества; в
конце концов герои находят женщину, все же нуждающуюся в мужском внимании, и,
после небольшой подготовки, бросают её - чтобы вернуть себе хоть капельку чувства
собственного достоинства. Картина была отснята всего лишь за двадцать пять тысяч
долларов; ей достался приз кинофестиваля «Sundance», причем особо был отмечен
сценарий ЛаБута и игра Аарона Экхарта.
Картина 1998-го «
Твои друзья и соседи» («
Your Friends & Neighbors») задалась не так хорошо.
Было немало положительных рецензий, однако многие критики соглашались с тем, что
ЛаБут порядком исписался и повторяет самого себя - в конце концов, весь фильм
повествует об исключительно малоприятных персонажах, и сопереживать никому из
них не получается.
Следующим режиссерским опытом ЛаБута была картина «
Сестричка
Бетти» («
Nurse Betty»). Этот
проект - снятый не по сценарию ЛаБута - сильно отличался от его прочих работ;
рассказывалось в нем о добродушной официантке, помешанной на одной мыльной опере
и её главном герое. Фильм получил премию Каннского кинофестиваля за «лучший
сценарий» и Золотую Пальмовую Ветвь для Нила лично; также премию - «Золотой
Глобус» - получила Рене Зеллвегер. В кои-то веки ЛаБуту удался популярный,
мэйнстримовый фильм; впрочем, на сделанном он не остановился. В 2000-ом вышла его
картина «
Tumble», особой
известности не снискавшая; в 2002-ом за ней последовала «Possesion», основанная на
сюжете одноименного бестселлера того времени.
В 2003-ом Нил выпустил очередную киноадаптацию своего собственного произведения -
пьесы, которую он написал сам, и которую уже успел обкатать в Англии. Картина «Суть
вещей» («
The Shape of Things»)
вышла на экраны в 2003-м; во многом она напоминала ранние работы ЛаБута, вроде тех же
«Друзей и соседей».
В дальнейшем Нил в основном работал в театре. У него вышло, впрочем, еще два фильма
- «
Плетеный человек» («
The Wicker Man») 2006-го и «Добро пожаловать в Лэйквью-Террас» («
Lakeview Terrace») 2008-го, однако основные
усилия он все же сконцентрировал на театральной деятельности.