Джон Хьюстон (англ. John Huston) - американский режиссёр, сценарист и актёр. Сын актёра
Уолтера Хьюстона , отец актрисы Анжелики Хьюстон и режиссера
Дэнни
Хьюстона .
Ранние годы
Родился 5 августа 1906 года в Неваде (штат Миссури) в семье актёра Уолтера Хьюстона.
Единственный ребенок, Джон начал выступать со своим отцом на сцене в возрасте 3
лет, участвуя в водевилях. Отец Джона оставил семью и посвятил себя театру.
Позднее он помог сыну дебютировать на студиях Голливуда в качестве актера и
сценариста. Мать Хьюстона занималась журналистикой и увлекалась игрой на
тотализаторе. Джон бросил школу в 14 лет, чтобы стать боксером, и позднее выиграл
любительский чемпионат Калифорнии в легком весе (в 1945 в результате скандальной
драки уложил в больницу актёра Эррола Флинна).
В 19 лет дебютировал на сцене, но не выдержав оседлой жизни, уехал в Мексику, где
служил офицером в кавалерии и занимался разведением лошадей. В 19 лет он женился на
школьной подруге Дороти Харви, а в 20 лет бросил ее, пустившись в новые приключения.
Хьюстон написал первую пьесу «Фрэнки и Джонни» в 1928 году. С помощью отца ему
удалось попасть на студию «Юниверсл». Он написал диалоги к двум фильмам с
участием Уолтера. В 1930 последовал за отцом в Голливуд, чтобы стать сценаристом.
25 сентября 1933 года Хьюстон, находясь за рулем своей машины, сбил женщину, которая
скончалась от полученных травм. Босс студии «Metro-Goldwyn-Mayer» Луи Б. Майер заплатил
взятку в размере около 400 000 долларов для того, чтобы замять уголовное дело и не
допустить его огласки в печати. В результате Хьюстон вынужден был уехать в Европу,
где зарабатывал уличным пением в Лондоне, ночуя в Гайд-Парке, позднее изучал
живопись в Париже.
Карьера в Голливуде
В 1937 году, женившись на Лесли Блэк, Джон задумался о карьере в Голливуде. Написал
сценарии к ряду классических картин, например, «Иезавиль» Уильяма Уайлера, трижды
за два года выдвигался на премии «Оскар» как сценарист, в том числе за свой
режиссерский дебют, «
Мальтийский сокол». Во время войны, как и многие другие режиссёры
Голливуда, Хьюстон занимался документальным кино. После мелодрамы «
В этом
наша жизнь» он продолжил ту же тему блестящим триллером «Через Тихий океан»
(1942).
Хьюстон любил розыгрыши, мужские развлечения, дружеские компании и выпивку,
наложив отпечаток своего характера на большинство своих фильмов. Он был
профессиональным рассказчиком и, не жертвуя стилем, опирался в своих картинах на
крепкий литературный сценарий, яркий, остроумный диалог и актёров со столь же
сильными индивидуальностями, как и его собственная. Сняв во время войны ряд
документальных фильмов, Хьюстон с триумфом вернулся к художественному кино
лентами «Сокровища Сьерра-Мадре» и «
Риф Ларго». Триллер «
Асфальтовые джунгли» был этапным фильмом в обращении Голливуда к
реальной жизни и реальным персонажам. В этом фильме режиссёр открыл миру Мэрилин
Монро.
В 1946 Хьюстон разводится с Лесли Блэк и женится на актрисе Эвелин Кейс (которая
играла в «Унесенных ветром») в 1946 году, но этот брак тоже был непродолжительным,
они разводятся в 1950 году (его связь с Фэрфакс Поттер продолжалось и во время
брака).
Антивоенный памфлет «
Алый знак доблести» (1951) имел самую горестную судьбу в карьере
режиссера, вызвав недовольство продюсеров и цензурных органов. Картину подвергли
неоправданным монтажным переделкам, причем оригинальной негативной копии не
сохранилось. С того времени Хьюстон начал включать в контракты пункт о
предоставлении копии первоначального режиссёрского монтажа.
После этого Хьюстон забрался в непроходимые джунгли Бенгальского Конго и две
недели в совершенно нечеловеческих условиях снимал «Африканскую королеву» (1951).
«
Африканская королева» была нетрадиционным приключенческим фильмом.
Пресса с восторгом отозвалась о картине, воздав должное авантюризму Хьюстона.
Фильм остаётся классикой жанра.
Европа
После изуродованной цензурой антивоенной картины «
Алый знак доблести» и вызова, брошенного Хьюстоном Комиссии по
расследованию антиамериканской деятельности, он уехал в Англию, где снял ряд
своих шедевров. «
Африканская королева» была нетрадиционным приключенческим фильмом,
черпающим сюжетное напряжение не столько в опасностях войны и африканских
джунглей, сколько в столкновении двух ярких противоположных индивидуальностей.
Фильм остается классикой жанра.
Фильм «Мулен руж» о жизни художника Тулуз-Лотрека был визуально основан на его
рисунках и яркими красками воссоздал атмосферу Монмартра в конце XX века. Картина
«
Посрами
дьявола« с блеском пародировала гангстерское кино, экранный образ Хамфри
Богарта и ряд традиционных для Хьюстона тем.
«
Моби
Дик», еще один классический приключенческий фильм, был визуально стилизован
под старые морские гравюры. Финальный поединок с белым китом производил
захватывающее впечатление и являлся технически виртуозным для того времени.
1960-1970-е годы
Продолжив работу в Голливуде с 1957 фильмом «
Бог знает, мистер Аллисон», Хьюстон тем не менее проводил
большую часть времени в Ирландии, где занимался живописью и выращивал лошадей
(позднее, в 70-е годы, он переехал в Мексику).
В 1960-е Хьюстон вновь прославился как режиссер качественных фильмов. Среди его
картин этого периода выделяются драма «
Неприкаянные»
(The Misfits, 1961, последний фильм Кларка Гейбла и Мэрилин Монро, в котором роль второго
плана исполнил Монгомери Клифт, которого он пригласит на роль психоаналитика в
свой следующий фильм о Фрейде), экранизация Теннесси Уильяма «
Ночь игуаны»
(The Night of the Iguana, 1964) за который он буден номинирован на премию Золотого глобуса как
режиссер, эпический фильм «
Библия» (The Bible, 1966), детектив
«Список Адриана Мессенджера» (The List of Adrian Messenger, 1963), сюрреалистический вестерн «
Жизнь и времена судьи Роя Бина» (The Life and Times of Judge Roy
Bean, 1972) и еще один классический приключенческий фильм, «
Человек, который хотел быть
королем» (The Man Who Would Be King, 1975) за сценарий к которому он был опять номинирован на
Оскар.
Сыграв небольшие роли в ряде собственных фильмов, он начал в 70-е годы много
сниматься у других режиссеров. Среди его лучших ролей - респектабельный гангстер
в фильме Романа Поланского «
Китайский квартал». Хотя многие поздние ленты Хьюстона были
неудачными, он достойно закончил свой творческий путь драмой «
У подножия вулкана«, пародийным гангстерским триллером «
Честь семьи Прицци« и давно задуманной, поэтичной экранизацией
рассказа Джеймса Джойса «Мертвые».
Перед самой смертью участвовал, как сценарист и исполнительный продюсер, в работе
над фильмом «
Мистер Норт« по
роману Торнтона Уайлдера «Теофил Норт«. Из-за смерти фильм был поставлен его
младшим сыном Дэнни Хьюстоном .
Он руководил дебютной работой своей дочери Анджелики в кино, правда в
посредственной «Прогулке с любовью и смертью» (A Walk with Love and Death, 1969), и он же
направил ее к Оскару 15 лет спустя, в фильме «
Честь семьи Прицци» (Prizzi's Honor, 1985).
Личная жизнь
Хьюстон владел трёмя домами - в США (Сан-Фернандо Вэлли под Лос-Анджелесом),
Ирландии (Сейнт-Клиранс) и Мексике (Лас Калетас). Он был пять раз женат, имел немало
подруг, был подвержен многим страстям - пил, играл в карты, кутил, не пропускал
скачки и бои быков, охотился, рыбачил, путешествовал, занимался
коллекционированием. Хьюстон был авиапилотом, имевшим лицензию, но в то же время
проказником. Как-то он пролетел над полем для гольфа и разбросал 5 000 шариков
пинг-понга, в то время как там происходил знаменитый турнир гольфа.
Во время съемок фильма «Сокровище Сьерра-Мадре» Хьюстон познакомился с 13-летним
мексиканским мальчиком, Пабло Элбэррэном, которого чуть позже усыновит. В
последующие годы они стали отдаляться и со временем потеряли контакт. Пабло, в
конечном счете, женился на ирландской девушке, имел трех детей, затем покинул
семью и стал агентом по продаже подержанных автомобилей. В дополнение к Пабло, у
Хьюстона было четверо других детей: Тони и Анжелика от четвёртой жены Рикки Сома,
внебрачный Дэнни от Зои Саллис и Аллегра (дочь Рикки от другого мужчины, но после
гибели жены в автокатастрофе Хьюстон признал её своей).
В его жизни все будет спонтанно и импульсивно. Он опять посетит Мексику, где
женится на пятой и последней жене Селесте Шейн в 1972 году, но в 1977 разведется.
Наконец он решает для себя, что ирландские пейзажи больше его глаз не радуют. Он
переезжает из Ирландии на западное побережье Мексики. Тратит время на чтение,
рисование, подводное плавание, и посвящает много времени наблюдению за китами.
Хьюстон был хорошим художником. В молодости он учился в школе искусств Смита в
Лос-Анджелесе, в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. Он рисовал практически на
протяжение всей жизни и был увлечён кубизмом. Каждый из своих домов он оборудовал
студией и владел широкой коллекцией произведений искусства, включая заметную
коллекцию Доколумбовского искусства. В 1982 году он создал этикетку для
коллекционного вина «Château Mouton Rothschild».
В 1975 году компания «МГМ» пошла на мировую и предложила Хьюстону восстановить
авторский вариант «Алого знака доблести». А в 1977 году, к 200-летию США, именно ему
поручили подготовить юбилейную документальную ленту «Независимость».
Ушёл из жизни 28 августа 1987 года в Миддлтауне, Род Айленд, США. Скончался от
осложнений после сердечного приступа.