Родился 24 сентября 1941 г. в селе Рейнсфельд Куйбышевской области (Самарская
область, Россия). В 1964 г. окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма).
Один из создателей и актеров театра-студии пантомимы "Экстемим" под руководством
А. Румнева. В 1974 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма). С
1964-1993 гг. работал в
Театре-студии киноактера, с 1994 г. - в МТЮЗе.
Молодой научный сотрудник из "Девяти дней одного года" был его пробой сил и мог
стать его приговором. Типологически интеллигентная внешность, казалось, обрекала
на пожизненную лямку скучного амплуа: "представитель прослойки",
инженерно-технический работник на сто десять рублей с перспективой в виде
завлаба или начальника сектора. Такая специфическая "личная тема" не предполагала
особой актерской востребованности и, соответственно, занятости - а Игорь Ясулович
стал одним из наиболее часто снимающихся актеров.
Внешность обманула, оказалась с подвохом. Особая невзрачность: ничего приметного,
острого, а впечатывается в память мгновенно. Особая прозрачность глубоко
посаженных глаз: в них не прочтешь, что в душе творится; взгляд не склонен
"выражать", зато идеально "отражает" то, что диктуется задачей роли. Может быть
неподкупно-наивным, как у сельского киномеханика, увлеченно снимающего
любительские разоблачительные фильмы (Зудов, вы уволены!), а может обнаружить
въедливую цепкость, как в роли поляка-буфетчика, таинственного связного
криминального и "подзаконного" миров (Петербургские тайны). Сухопарая, даже
костлявая фигура с легкой сутулостью, которая, опять же в зависимости от
исполняемого характера, сообщает персонажу нечто зловещее (Короли российского
сыска), пакостно-скользкое (Нежданно-негаданно) или, напротив, трогательное
(Маленькая принцесса).
Его лицо можно до неузнаваемости преобразить гримом, но к такому средству И. Я.
предпочитает не прибегать. С годами в этом лице, аскетично худом и узком,
становилось все меньше от сов. интеллигента и все отчетливее проступали свойства
"несоветской" породы. Очевидно, что ему идут лохматые баки и чопорно зализанные
виски, тугие крахмальные воротнички, дорогие безделушки и "вкусные" аксессуары,
вообще старый добрый антураж прошлого (Дядюшкин сон,
Похождения графа Невзорова,
Маленькая принцесса - реестр фильмов, в этом качестве его
использовавших, грозит утомить). Но и в роли какого-нибудь долгоносого чудака из
"низов" И. Я. не кажется ряженым, и провинциального выскочку в себе найдет, и даже
отверженного бомжа.
Жанровое поле исхожено И. Я. вдоль и поперек: от сказки до приключенческого
боевика, от революционного эпоса до комедийного мюзикла; продегустирован даже
такой гибрид, как героико-производственная драма. Головокружительный этот
калейдоскоп по силам лишь артисту, чье мастерство доведено почти до автоматизма,
позволяющего шлифовать поверхность каждой, самой незначительной роли, до
матового блеска.
Одной из последних работ актера стал политический детектив Александра Муратова
«
Досье детектива Дубровского», вышедший в 1999 году.
Личная жизнь
Жена - Наталья Юрьевна Егорова (род. 5 июля 1943) - дочь режиссёра Юрия Павловича
Егорова. Окончила исторический факультет МГУ, отделение искусствоведения,
занимается театральной сценографией, профессор кафедры искусствоведения
Школы-студии МХАТ.
Сын - Алексей Ясулович (род. 4 мая 1966), актёр и режиссёр.
Внучка - Глафира (род. март 2008).
Елена (Алена) Юрьевна Егорова, младшая сестра жены, в замужестве
Елена
Чухрай, актриса.
Живет в Москве. Коллекционирует виниловые пластинки.