Вернер Херцог Стипетич - немецкий режиссёр, сценарист, актёр, который снял более
сорока фильмов (по большей части документальных), поставил множество опер,
опубликовал десятки книг. Некоторые кинокритики условно относят его к
направлению нового немецкого кино (наряду с Фассбиндером, Вендерсом и
Шлёндорфом).
Детство и юность
Вернер Херцог (полное имя - Вернер Херцог Стипетич) родился в Мюнхене во время
Второй мировой войны. Детство провел в глухой горной деревне Захранг в Баварии,
вдали от городской жизни (по собственным словам, впервые воспользовался
телефоном в 17 лет). В 12 лет вместе с матерью (родом из Югославии) снова переехал в
Мюнхен, где заинтересовался кино и поэзией. В молодости получил несколько наград
как подающий надежду поэт.
Когда Херцогу было 13 лет, его семья жила в одной квартире с психически
неуравновешенным актёром Клаусом Кински , который исполнит роли в его главных
фильмах. Во время учёбы в гимназии он работал в ночную смену сварщиком на
сталелитейном заводе, чтобы достать средства на первые фильмы. В 17 лет его
сценарий был запущен в производство одной из немецких студий, но проект был
закрыт, когда стало известно, что его автор - несовершеннолетний.
В 1961 году закончил гимназию и начал изучать историю, литературу и театр в Мюнхене.
В 1962 году снял свой первый фильм «
Геракл», будучи студентом
Мюнхенского университета, когда ему было всего 19 лет. В 1963 году основал
собственную министудию. В декабре 1964 за сценарий «Признаки огня» (реализован в 1967
году под названием «Признаки жизни») получил приз имени Карла Майера. В 1966 году
уехал в США, где всего одну неделю проучился в университете Дюкейн в Питтсбурге.
Начало режиссерской карьеры
Херцог снял своей первый художественный фильм "Признаки жизни" (1968) в Греции.
Картина выиграла Германский Приз кино и значительную сумму денег, а также
Серебрянного Медведя за Лучший Первый фильм на МКФ в Берлине в 1968 году. Сводящее с
ума одиночество и чувство отчуждения в незнакомой среде станет повторяющимся
кафкианским мотивом в нескольких последующих фильмах режиссера. В дальнейшем
международный успех, а в какой-то период и слава, смешанные с удивлением,
сопутствовали большинству фильмов Херцога 1970-х. Самыми значительными работами,
образцами кинематографического мышления этого немецкого режиссера считаются
обычно фильмы "Агирре, гнев Божий", "Фитцкарральдо", "Каждый за себя и Бог против
всех", "Сердце из стекла" и "Носферату - призрак ночи".
Уважение к тяжелой физической работе, к самостоятельному ремесленному труду, к
путешествиям пешком, Херцог сохранил на всю жизнь, стараясь передавать и своим
ученикам (Херцог снимал в Австралии, Перу, Мексике, Африке, Индии, Сибири).
Режиссерская уникальность Херцога прямо связана с его человеческой
уникальностью (которую многие считают экстравагантностью), с его нежеланием
мириться с отчужденностью окружающего мира. Понятие «подлинности» - и фильма, и
любого жизненного поступка - является ключевым для этого режиссера-неоромантика,
самого яркого представителя «южного», мюнхенского крыла Нового немецкого кино.
Темы и стиль
В его фильмах присутствуют три основные темы:
- аборигены, туземцы, жители областей Земли, которых еще не коснулась цивилизация
("Фицкарральдо", "Cobra verde", "Агирре, гнев Божий", "На десять минут старше: Труба"")
- харизматические личности, одержимые безумными идеями ("Великий экстаз резчика
по дереву Штайнера", "Гашербрум - сияющая гора", "Фицкарральдо"",
Cobra Verde", "Агирре, гнев Божий")
- люди, отвергаемые обществом, юродивые, ненормальные ("Каждый за себя, и Бог против
всех", "Строшек", "И карлики начинали с малого").
Эффектный, зрелищный, склонный порой к мистике кинематограф Херцога посвящен
исследованию границ нашего представления о человеческом; границ, изучать
которые, по мнению режиссера, тоже лучше всего именно на границе. Наиболее
типичная для Херцога сюжетная ситуация - это ситуация встречи разных цивилизаций,
будь то прямая встреча западного человека с «диким» миром ("Фитцкарральдо",
"Зеленая кобра", "Там, где грезят зеленые муравьи"), или встреча всего того, что мы
считаем привычным, правильным и «рациональным» с необыкновенным, мистическим и
загадочным в душе одного человека, намного превосходящего представления других
людей о человеческой норме ("Агирре, гнев Божий", "Каждый за себя и Бог против всех",
"Знаки жизни", "Войцек").
Кроме того, эту «пограничность», это правило перехода всех мыслимых
представлений о норме, Херцог распространил на саму ситуацию создания фильма.
Провозгласив своим кредо стремление к «подлинности», в своих наиболее знаменитых
проектах режиссер постарался полностью воссоздать в съемочном процессе
воспроизводимые на экране ситуации. «Подлинное кино» Херцога не позволило ему
снимать джунгли в Голливуде и прибегать к спецэффектам: набранная режиссером
съемочная группа на самом деле перетаскивала корабль через гору в джунглях
Амазонки.
К этой же области относятся эксперименты Херцога с актерами. В фильме "Сердце из
стекла", для создания мистической полубезумной атмосферы, все актеры играли под
гипнозом. А одна из главных «звезд» фильмов Херцога - найденный им то ли в тюрьме,
то ли в психиатрической лечебнице Бруно С., не играющий в кадре, а, говоря словами
режиссера, «прямо представляющий на экране свое физическое существо».
Вернера Херцога можно назвать одним из самых «культурных», или
культурологических режиссеров на планете. Он не только активно и плодотворно
опирается на кинематографические традиции (то переосмысливая бытовавший в
Германии в 1930-е гг. жанр «горного фильма» в Серро Торре: крик камня, то снимая
римейк шедевра Мурнау о вампире Носферату). Он не только полон интереса к другим
культурам (большая часть документальных фильмов Херцога посвящена именно
исследованию неевропейских культур), к их удивительным возможностям и не
опознаваемым нами границам. Собственную западноевропейскую культуру он тоже
подвергает пристальному анализу и серьезной критике. Иногда он делает это
напрямую - как в "Строшеке", где Бруно С. играет странного деклассированного
персонажа, который из современной Германии уезжает за мечтой о прекрасной жизни в
Америку и погибает там в одиночестве. Но еще чаще Херцог помещает действие своих
фильмов в начало 19 в., когда, по мнению многих исследователей культуры,
складывается во всех своих противоречиях буржуазная традиция рационализации
повседневности.
Херцог регулярно делает предметом своего внимания столкновение мира романтизма
и мира буржуазной рациональности - не в пользу последнего. Отчетливее всего это
сделано в фильме "Каждый за себя и Бог против всех", получившем Специальную премию
жюри на Каннском фестивале 1975 года. Этот фильм - история Каспара Хаузера,
легендарного найденыша, которого неизвестные двадцать лет держали в пещере, а
потом вбросили ненадолго в общество (то общество начала 19 в., родство которого с
современным, по мнению Херцога, очевидно). Каспар Хаузер оказывается в этом
обществе абсолютно чужим: он ничего не умеет, но всему учится по-своему, он ставит
под сомнение все общественные стереотипы, от науки и логики до повседневных
правил приличия. И общество приходит в ужас: оно применяет по отношению к Хаузеру
все механизмы «обработки» и исключения, помещает его то в тюрьму, то в цирк; затем,
как диковинную игрушку, его вводят в великосветский салон, чтобы тут же изгнать;
наконец, после смерти найденыша общество находит «успокоительный ответ» на все
загадки в финальном вскрытии мозга: «у него был очень большой мозг. Это многое
объясняет». Каспар Хаузер оказывается лакмусовой бумажкой, демонстрирующей
узость культурных норм и стереотипность нашего мышления.
Режиссер
Херцог всегда внимательно всматривается в человеческое Другое (даже
если использовать это слово как философский термин). Ему удалось доказать это
даже в процессе работы - Херцог оказался единственным режиссером, способным
постоянно снимать самого неуправляемого актера в мире - «великого и ужасного»
Клауса Кински . Кински сыграл и полубезумного конкистадора Лопе де Агирре,
который продирается сквозь джунгли в поисках Эльдорадо, и деятельного мечтателя
Фитцкарральдо, и вампира Носферату, и авантюриста-работорговца Зеленую Кобру,
сведенного с ума непостижимостью Африки, и забитого солдата прусской армии
Войцека, в голове у которого все равно не погибает живая мысль.
Вернер Херцог был женат три раза, и у него есть дочь от актрисы Евы Маттес ,
сыгравшей главную роль в «Войцеке».